tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Начните с короткого метра


На съемках фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Dale Robinette / Summit Entertainment
На съемках фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Dale Robinette / Summit Entertainment

Скажу честно: я не хотел начинать с короткого метра. Я написал «Одержимость» как полнометражный фильм, и в таком формате я и хотел сразу его делать. Но, как оказалось в итоге, идея продюсера сначала сделать короткометражку была верной. С одной стороны, это позволило привлечь внимание к проекту. С другой — так я сделал пробу пера, размялся, понял, чего именно я хочу от этого кино.

Это был фильм о джазовом музыканте в форме триллера или экшна. Я только начинал карьеру в кино, а люди в ответ на мою идею говорили: «Покажи, что там у тебя». В такой ситуации небольшое количество отснятого материала куда эффективнее, чем 120-страничный сценарий. Кроме того, наше решение позволяло сразу продемонстрировать многое. Что, поместив в одну локацию несколько музыкантов и преподавателя, без всяких пушек и тикающих бомб можно заставить зрителя ощущать себя на грани жизни и смерти. А уже если сработает это, значит, и остальной фильм мы можем заставить работать.
 

2Запаситесь терпением и упорством


Когда количество услышанных вами «нет» подберется где-то к девяти десяткам, голос в вашей голове скажет, что тут что-то не так. Он скажет: «Может быть, все-таки стоило послушать родителей и пойти учиться на юриста?». Но будьте упорны. Найдите в себе силы выдержать все «нет». Есть одна простая фраза: «Не сдавайся». Вы услышите «нет» 50, 100, а может быть и 1000 раз, прежде чем один раз услышите «да».

Запуститься с «Одержимостью» было очень трудно, это стоило мне огромного напряжения и боли. Но в то же время в самом фильме я показываю ситуацию, когда человек идет слишком на многое ради своей цели. И я вовсе это не поощряю. Самый главный вопрос, на мой взгляд, вот в чем: на какие жертвы вы готовы ради искусства?
 

3Режиссерами не рождаются, а становятся


На съемках фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Dale Robinette / Summit Entertainment
На съемках фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Dale Robinette / Summit Entertainment

Я убежден, что каждый сам решает, талантлив он или нет. На мой взгляд, это вопрос, прежде всего, тяжелого труда. Существует какое-то идиотское представление о том, что талантами и гениями рождаются, а не становятся. Это убеждение загубило огромное количество гениев и талантов. Оно вредоносно, потому что перечеркивает значение труда и стараний. Якобы Моцарт уже родился Моцартом. А Чарли Паркер сразу был Чарли Паркером. Ерунда! Романтическое представление, которое неверно. По итогу всех гениев объединяет одно — они работают больше, чем все остальные.
 

4Чем страшнее становится вам от идеи, тем она перспективнее


В творчестве всегда есть некоторое количество страдания и жертв. Поэтому иногда приходится подгонять самого себя. Но чем больше ваш проект пугает вас, тем больше вероятность того, что его действительно стоит делать. Творчество неотделимо от беспокойства, от боли, но в той же степени, что и от радости. Вообще, думаю, что всем нам нужно учиться быть детьми. Ведь дети делают все, не заботясь о том, что о них подумают другие. Я даже полагаю, что иногда полезно хотеть того, чтобы окружающие считали тебя дураком. Именно так я делал короткометражку «Гай и Мэдлин на скамейке в парке». У меня не было денег. Была 16-мм камера родом из 1960-х. И я хотел делать нечто в духе мюзиклов Стэнли Донена. Я был увлеченным игроком, который половину времени ждал, что ему вот-вот прилетит тортом в лицо.
 

5Ваша история должна быть личной


На съемках фильма «Одержимость» (2014) / Фото: Daniel McFadden
На съемках фильма «Одержимость» (2014) / Фото: Daniel McFadden

Вне зависимости от того, что за историю вы делаете, пусть даже это будет фантастика или мюзикл, она должна быть личной. Но я сейчас говорю не про автобиографичность. Например, в «Ла-Ла Ленде» я старался передать те же чувства, что сам испытывал, когда переехал в Лос-Анджелес. Я хотел поймать и передать это ощущение неопределенности, которое пережил сам. Фильм не буквально обо мне, но там есть личные вещи — те же эмоции и чувства, что я сам пережил.
 

6Художественное решение важнее реализма


В короткометражной «Одержимости» я допустил ошибку. Я выбрал локацию, которая выглядела точно так же, как репетиционная комната в моей школе: белые стены, большие окна, просторно, светло и стерильно. На бумаге такое пространство работало хорошо — сочетание кипящих, кровавых страстей, ужасного унижения и безобидного фона. В этом было какое-то ощущение психиатрической больницы, а заодно отголосков «Цельнометаллической оболочки». Контраст яркого света и мрачного действия.

На практике решение оказалось неверным. Дело в том, что физический реализм не всегда совпадает с эмоциональным реализмом. Решение соответствовало моему личному опыту, но не эмоциональному содержанию сцены. Ведь в сознании моего главного героя, впечатлительного молодого барабанщика, мечтающего стать легендой джаза, репетиционная комната — это священная земля. Которая внезапно превращается в ад.

Поэтому, когда я снимал полный метр, я специально искал такую локацию, которая бы сочетала два этих ощущения: великолепие и ужас. Так я нашел комнату, где были черные и красные тона и отсутствовали окна, то есть сразу создается чувство, что бежать некуда. Более того, эта локация, поскольку она основная в фильме, во многом задала общее решение картины. Благодаря ней в числе моих референсов появились картины Караваджо и Гойи, кадры фильмов, вроде «Крестного отца», «Ярдов», «Рождения» и «Социальной сети». Всего этого и в помине не было, когда я делал короткометражку. Так я понял, что мой фильм будет помещен в пространство старых зданий, теплых цветов и полумрака.
 

7Не будьте рабом прошлого


На съемках фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Dale Robinette / Summit Entertainment
На съемках фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Dale Robinette / Summit Entertainment

Пережив опыт эволюции короткого метра в полный, я понял еще такую вещь: нельзя становиться рабом прежнего опыта. Снимая полный метр, я должен был повторить некоторые вещи, которые я уже сделал ранее. Хотя у нас были изменения по актерам, по локациям. Вообще кино было другое. Но я же так привык к тому, что было в коротком метре, и мне требовалось время, чтобы адаптировать уже готовое к новым обстоятельствам. Вы наверняка думаете, что не может быть ничего легче повторения однажды пройденного пути. А вот и не так! Та самая сцена из короткометражки оказалась самой трудной для меня.
 

8Всегда будьте в работе


Мысль, которая всегда помогала мне удерживаться на плаву, заключается в том, что я должен делать все, что не требует согласования с другими людьми. Например, я всегда старался писать. Я писал сценарии в расчете на малый бюджет, но при этом, чтобы в них реализовывался максимум моих способностей. Думаю, лучше проводить время так, чем просто сидеть и ждать телефонного звонка с предложениями на миллионы долларов.
 

9Отправляйтесь туда, где есть активность


На съемках фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Summit Entertainment
На съемках фильма «Ла-Ла Ленд» (2016) / Фото: Summit Entertainment

Вполне возможно, если бы я не рос в Нью-Джерси и переехал бы в Нью-Йорк, то мой путь сложился бы ровно так же. Ведь я просто хотел делать что-то необычное. Возможно, между большими городами нет особой разницы: Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Лондон. В любом мегаполисе шансы у тебя одинаковые. Крупный город помогает на начальных этапах. Переезжать не обязательно, но все-таки не повредит, ведь так выше вероятность встретить людей, которые смогут открыть перед вами новые двери.

10Не сдавайте позиций


Самое важное — научиться не заходить слишком далеко в компромиссы. Настаивайте на своем, не сдавайте позиций. Иногда это может означать, что вам придется подождать с реализацией своего проекта, но может это и к лучшему. Если речь идет о том, что действительно вам близко, что трогает ваше сердце, постарайтесь этим не жертвовать, или же все ваше творчество сведется к ускорению темпов работы и повышению по карьерной лестнице. Думаю, иногда действительно стоит проявить терпение.

Источники: Digital SpyFilm School Rejects, Movie Maker
 

Обложка: Дэмьен Шазелл / AP/TASS

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8662
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3619
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2428
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1782
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее