Главная / Практика / Оператор: Евгений Цветков

Оператор: Евгений Цветков

Подготовка и взаимодействие с режиссером

Я знаю Наташу (Мещанинову, режиссера фильма «Сердце мира» — прим. tvkinoradio.ru) довольно давно, поэтому какие-то вещи, которые должны обсуждать оператор и режиссер, мы не проговаривали. «Сердце мира» — не первый наш совместный фильм, и я могу сказать, что от проекта к проекту становится все меньше слов.

На «Комбинате „Надежда“» я спрашивал, как надо снять, как мы будем это делать, и Наташа объясняла мне свой замысел. А на «Сердце мира» я присутствовал на репетициях, смотрел, а дальше предлагал свое решение. Из десяти раз девять Наташа соглашалась, иногда поправляла. Думаю, на этом проекте у меня был больший кредит доверия.

Трейлер фильма «Сердце мира»

Для меня проект начался с предложения Наташи, от которого я не смог отказаться. Я прочитал сценарий, который мне очень понравился. История очень локальная. То есть в первых двух драфтах она была пошире, а потом сфокусировалась на пяти персонажах.

Главное и самое сложное было показать глубину героев и их чувства. Важно было, чтобы человек, который стоит за кадром, ощущал сцену. Ты должен снять красоту. В смысле не сделать красиво, а снять нечто чувственное. Это можно сделать, только если у тебя внутри все клокочет. Важен настрой — можно расслабиться послушать музыку или выпить чаю, или, наоборот, придти невыспавшимся и злым. Это вопрос энергетики внутри съемочной группы, прежде всего, между режиссером, оператором, художником. Они должны смотреть в одну сторону.

Естественно мы с Наташей обменивались референсами — на что это должно быть похоже, как это может выглядеть. Основным референсом, пожалуй, был «Грозовой перевал» Андреа Арнольд. Там история показана очень чувственно. Мне близок темпоритм визуального рассказа, который есть в этом фильме.

Нужно посидеть минут пятнадцать-двадцать, чтобы привыкнуть к веткам, скребущимся в окно, к мотылькам, бьющимся о стекло. Постепенно начинаешь чувствовать эту красоту. И тут важно, что нет технологии, с помощью которой ты можешь заставить зрителя чувствовать. Можно только поснимать и попробовать передать фактуру. Вся фактура того, что было в нашем фильме, очень выпуклая и благодатная. Куда бы ты ни смотрел — тут олени, там собаки, там лес — все это очень приятно снимать.

Съемка животных: время и эффект вовлечения

До работы на «Сердце мира» у меня был не очень большой опыт работы с животными в кадре. Я понимал, что животные существуют на какой-то своей волне, у них своя органика, свой темп жизни. Как снимать собаку? Да собаку круто, приятно снимать! Потому что как бы ты ее ни снимал, она всегда естественно выглядит в кадре. То же и с детьми. Еще собаки смотрят в камеру. Если в случае актеров «стрельнуть глазами» в камеру это неправильно, то когда это делали алабаи, это имело эффект противоположный — это вовлекает зриттеля.

Главная сложность съемки животных и детей — на них нужно время. То есть их снимать легко, но долго. Выглядят они в кадре прекрасно, но нужно выжидать подходящий момент. Например, сложно было с финальной сценой с собаками в вольере. Там внутри был Степа (Девонин, актер, исполнитель главной роли в фильме «Сердце мира» — прим. tvkinoradio.ru) и я. Съемка заняла день, но готовилась несколько недель.

Нужно было, чтобы собаки привыкли к нам, тем более что алабаи вообще плохо поддаются дрессировке. Степа постоянно ходил с ними заниматься, и я вместе с ним. Нужно было сидеть и ждать, когда собаки захотят прилечь, это нужно было по сцене. Интересно, что с игровыми собаками было запрещено контактировать всей группе. Потому что иначе собака заведена на всех и начинает рассредоточиваться в кадре. Дрессировщики разрешили контактировать только актерам и мне. Еще один интересный момент — у нас было три алабая, которые играли Белку: одна лежала хорошо, другая более-менее плавала, а третью носили на плечах.

Выбор локаций: Себеж и Ладожское озеро

За год до съемок мы выбрали объекты — Себеж, Псковская область, озеро Верято. Выбирать было не сложно, потому что Степа нас повез в те места, где он в детстве был — папа возил его на рыбалку, и у него остались в памяти какие-то вещи, которые, видимо, были заложены в сценарий.

Там очень красивые места. Себеж находится на такой косе, а вокруг справа и слева два озера, и ты находишься как будто бы в море. Мы хотели там снимать фильм полностью, но в итоге сделать этого не смогли из-за логистики и графиков актеров. Так что основную часть съемок мы провели под Питером в деревне Мендсары. Нашли живописный сосновый лес на берегу Ладожского озера.

Камера и оптика: ALEXA Mini и Cooke Panchro

Мы с Наташей изначально решили, что будем в основном использовать ручную камеру. Поэтому надо было максимально облегчить комплект того, что будет на мне висеть. Выбор, естественно, остановился на ALEXA Mini — надежнее и лучше камеры на сегодняшнем рынке просто нет.

Оптику после тестов выбрали Cooke Panchro TLS. Она достаточно редкая для России, продюсеры ее долго искали и в итоге привезли из Латвии. Эта оптика, при всей своей легкости и компактности, обладает очень хорошим оптическим рисунком. Постоянно использовал Easy Rig, но когда с камерой нужно было делать длинные дубли и бежать, снимал только с рук. C Easy Rig неудобно быстро бежать, потому что камера выносится вперед и начинает перевешивать.

Ручная камера и погружение зрителя

Ручная камера, на мой взгляд, — очень выразительная вещь. Потому что с ней как бы чувствуешь больше — можешь ближе подойти, можешь буквально передать дыхание, чутко реагируешь на изменения в сцене, меняешь композицию. Кому-то бывает такие вещи смотреть некомфортно, но практика показывает, что ручная камера — это тренд, который используют многие операторы.

Еще лет двадцать назад кино было более статичным, но технологии шагнули вперед и открыли большую мобильность. Конечно, всегда хочется поставить какой-то точный свет на актера, решить сцену светом так, чтобы это лучше играло в сторону драмы или комедии. Но ручная камера все это немного смазывает — можно начать хорошо, серединка может провалиться, а конец уже как пойдет. Но съемка с рук делает мощнее эффект погружения зрителя. Это, например, каждый раз доказывает Эммануэль Любецки.

Однокадровые сцены

С однокадровыми сценами всегда нужна полная репетиция. Далее основная проблема — постановка света. Обычно приходишь на площадку и думаешь: прибор будет здесь, а еще здесь, здесь и здесь. Делаешь репетицию и понимаешь, что вот этот прибор убираем, вот этот и этот тоже, так что остается одна лампа сверху.

В павильоне для подвеса света пространства много. Но на реальной локации сделать это можно не всегда по самым разным причинам — низкие потолки и прибор видно в кадре, люди, заведующие локацией, не позволяют и так далее.

В однокадровых сценах есть замечательная вещь — энергетика актеров. С ручной камерой в однокадровой сцене можно схватить максимум того, что тебе дает актер и сцена. В монтаже часто такие сцены сжимают, но от этого они не становятся хуже, скорее — плотнее.

Водные съемки

Водные сцены — вместе с актером нужно было войти в воду, окунуть собаку, выйти, и все это однокадрово — мы снимали в озере Верято в сентябре в +10°. У нас был аквабокс, я был в теплой одежде и в гидрокостюме по шею, а вот Степа заходил в воду уже без гидрокостюма. Количество дублей резко сократилось, чтобы не заморозить актера.

Спуск в воду был очень резкий. Из-за этого пришлось на дно погружать мешки с песком и делать его более пологим, чтобы я «медленно» мог войти. Делать эти кадры было физически сложно. Как можно было их сделать по-другому? С лодки получалось плохо, без панорам и без возможности быстрой реакции на изменения траектории собаки. Кран? И как доставить его на озеро Верято через лес без дорог? Так что решение сделать это с ручной камерой было оптимальным.

Натуральный свет: требования драматургии, фактура и операторские хитрости

В плане света всегда идешь от драматургии. Та фактура, что есть в нашем кино, не терпит, как мне кажется, искусственных световых вкраплений. Наша история снята в лесу, на открытом пространстве, в деревенском доме. Все предполагает минимум искусственных приборов и максимум натурального света. Потому что глаз все равно не обмануть — искусственно высвеченные люди в таких условиях будут казаться чем-то неправильным.

В городской современной истории можно использовать много цвета и света, но на натуре это не очень уместно. Кроме того, чувствительность современных камер такова, что натуральным светом пользоваться комфортно и в условиях питерской осени.

У нас была ночная сцена, где мы использовали два прибора по шесть киловатт. А есть сцена, где «зеленые» выпускают лис — вот ее мне кажется я не досветил. Но надо ли было ее досвечивать, ведь света, который был, для экспозиции хватало. .

Нашу фактуру хорошо было снимать ранним утром или поздним вечером:  в пасмурную погоду или в солнце она прекрасна в любом натуральном свете. Часто ждали необходимую погоду. Не обошлось без ухищрений.

Например, ночной холодный лес на самом деле был дневным лесом. Что мы сделали? Мы поехали на тест в обычную питерскую осеннюю погоду, когда там тысяча двести оттенков серого, на Ладожское озеро. Сняли, а на цветокоррекции выкрутили в темную сторону. То есть в пасмурную погоду дневной лес запросто можно выдать за ночной. Мои коллеги наверняка это угадают, потому что небосвод чуть более светлый, хотя мы специально брали такой ракурс, чтобы было меньше просвета в ветках деревьев. На съемках пиротехник Володя Паникаровский сделал нам волшебный лес, задымив фоны.

Пост-продакшн и работа с колористом

Цветокоррекцию мы делали в Colorkitchen у Андрея Меснянкина, и мне с ним было легко работать. Он большой специалист и большой художник. Мы просматривали кино, говорили, как это должно выглядеть, а многие вещи он делал уже сам. И его понимание, как это должно выглядеть, совпадало с нашим видением.

Я думал, что все будет немного сложнее, потому что цветокоррекция — это всегда поиск. Но со стороны Андрея всегда было решение, с которым он точно попадал в наши интересы. Кроме того, мне кажется, там нет прямо каких-то сложных цветокоррекционных вещей. Просто лес должен быть лесом, ночь — ночью, день — днем. И Андрей, благодаря своему опыту и чутью, сделал все это достаточно точно.

Евгений Цветков

Оператор

Работал над фильмами: «Шапито-шоу», «Пельмени», «Комбинат „Надежда“», «Красные браслеты», «Сердце мира».


Обложка: оператор Евгений Цветков / Ольга Наседкина

Еще по теме

Новая фабрика звезд участники
Участники «Новой Фабрики звёзд» на ТНТ
Телеканал ТНТ решил реанимировать некогда популярный проект, который подарил в...
Мерзлая земля где снимали
Где снимали сериал с Ходченковой “Мерзлая земля”?
Российский кинематограф вновь обращается к теме маньяков и серийных убийц,...
фильмы тарантино
Лучшие фильмы Квентина Тарантино
В мире кинематографа есть имена, которые ассоциируются с инновационностью, смелостью...
«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности
Решение снимать на локации именно там, где и разворачивались эти события, в Дюнкерке,...
15 фильмов фестиваля «ДОКер»
Конкурс полнометражного кино «В Калифорнии» (Шарль Редон, Франция) Дебютный полнометражный...
«Мы должны доказать киноиндустрии, что мы достойны заниматься профессией»: режиссеры-дебютанты делятся опытом
Опыт до дебютного фильма Федор Константинович (режиссер и автор сценария...
Аватар 3 дата выхода
Дата выхода третьей части «Аватара»: что известно
Франшиза «Аватар» один из самых успешных кинопроектов 21 века. Полюбившаяся...
Надо видеть: 10 любимых фильмов Юрия Арабова
Юрий Арабов, писатель, сценарист 1. «Слово» (Карл Теодор Дрейер, 1955) Попытка духовного...