Практика

Реставрация звука в iZotope RX 7

Современное оборудование позволяет записывать звук в формате 5.1 прямо на съемочной площадке, но это не исключает брака из-за форс-мажоров и плохих акустических условий на локациях. Можно ли исправить ошибки на стадии сведения?

  • 25 сентября 2018
  • 5299
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

iZotope RX — самая популярная программа для реставрации звука, доступная на PC и Mac. На прошлой неделе iZotope, Inc. выпустила новую, седьмую версию, где появилось много новых инструментов для работы со звуковыми файлами. Рассмотрим как старые, так и новые модули обработки.
 

De-noise


Модуль «De-Noise» / Фото: iZotope
Модуль «De-Noise» / Фото: iZotope

Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются звукорежиссеры, записывающие речь на натуре, — посторонние шумы. То прохожий что-то крикнет, то машина мимо проедет, а то и вовсе подует ветер, растрепав листья на деревьях. Для решения этих проблем iZotope создали модуль »De-Noise» (шумоподавитель).

Инструмент прост в настройке: в нем есть два режима подавления шума — Learn и Adaptive mode. Learn — известен по другим плагинам шумоподавления и работает по принципу определения спектра шума, а затем — его подавления. Adaptive mode — особенность RX, автоматически определяет лишние звуки и подавляет их, изолируя голос. Параметры порога срабатывания (threshold) и подавления (reduction) позволяют детально настроить инструмент.
 

Dialogue Isolate


Модуль «Dialogue Isolate» / Фото: iZotope
Модуль «Dialogue Isolate» / Фото: iZotope

В iZotope RX нашлось место и отдельному инструменту подавления шумов в записях диалогов. Dialogue Isolate подойдет для чистки диалогов от нестационарного фонового шума (шаги, толпа, дождь и т.д). Для настройки доступно несколько параметров, позволяющих найти оптимальное отношение сигнал/шум.
 

De-wind


Модуль «De-wind» / Фото: iZotope
Модуль «De-wind» / Фото: iZotope

Записывая реплики на улице, легко «поймать» порыв ветра, который забракует запись. Используя модуль De-wind, это можно исправить. Параметр Reduction определяет отношение полезного сигнала/порыва ветра, Crossover Frequency — ограничивает предел по ВЧ для обработки алгоритмом, Fundamental Recovery — ресинтезирует потерянные частоты голоса по НЧ, а Artifact Smoothing помогает сгладить артефакты, возникшие при обработке плагином.
 

De-clip


Модуль «De-Clip» / Фото: iZotope
Модуль «De-Clip» / Фото: iZotope

Порой неверная отстройка чувствительности микрофона приводит к перегрузу или клиппингу (clipping). Программа помогает справиться и с этим с помощью модуля De-Clip. Как и везде, настройки просты — параметр порога (Threshold) и Makeup gain дают возможность устранить перегруз и восстановить потерянную громкость.
 

De-rustle


Модуль «De-rustle» / Фото: iZotope
Модуль «De-rustle» / Фото: iZotope

Одна из самых раздражающих проблем при записи голоса на петличные микрофоны — трение одежды о микрофон. Этот звук — один из самых непредсказуемых, так как в зависимости от передвижения актера и материала одежды трение может звучать на разных частотах и повторяться с разной скоростью. De-rustle помогает значительно снизить уровень шелеста, а то и вовсе вырезать его из записи. Reduction Strength — параметр чувствительности плагина ко входному сигналу, а Ambience Preservation отвечает за отношение на выходном сигнале.
 

De-reverb


Модуль «De-reverb» / Фото: iZotope
Модуль «De-reverb» / Фото: iZotope

Модуль De-reverb позволяет контролировать акустическое пространство в записи. Уверен, каждому приходилось записывать речь не в студийных условиях, к примеру, в небольшой комнате, а на этапе сведения требовалось изменить пространство на более подходящее к видео. Данный плагин поможет изолировать голос, после чего появляется возможность обработать сигнал ревербератором с нужными нам настройками.

Инструмент довольно гибкий — можно настроить не только степень подавления акустики, но и работать с подавлением определенных профилей спектра (LF,LMF, HMF, HF).

Стоит отметить, что в седьмой версии iZotope RX появился также модуль Dialogue De-reverb, — деревербератор, адаптированный для обработки записей диалогов.
 

Dialogue Contour


Модуль «Dialogue Contour» / Фото: iZotope
Модуль «Dialogue Contour» / Фото: iZotope

Когда актер уже на гастролях в другом городе и перезаписать ничего не выйдет, но режиссеру вдруг не нравится интонация в одном из предложений закадрового голоса, Dialogue Contour приходит на помощь. Инструмент, впервые появившийся в седьмой версии iZotope RX, позволяет детально работать с аудиофайлом в рамках звуковысотной составляющей. Изменяя кривую, можно повысить или понизить тональность голоса. Этот инструмент был разработан исключительно для речи, что сводит количество нежелательных артефактов к минимуму.
 

Music Rebalance


Модуль «Music Rebalance» / Фото: iZotope
Модуль «Music Rebalance» / Фото: iZotope

Еще одна новинка из RX7. С помощью модуля ребалансировки музыки можно как извлечь вокал из сведенной композиции, так и превратить готовую песню в инструментал. Плагин отлично подойдет для случаев, когда в качестве фоновой музыки на диалог выбрана музыка с вокалом, а возможности запросить инструментал нет.
 

Repair Assistant


Модуль «Repair Assistant» / Фото: iZotope
Модуль «Repair Assistant» / Фото: iZotope

Главное нововведение RX7 — это, пожалуй, Repair Assistant. Выбрав тип аудио (музыка, диалог, другое), плагин автоматически подберет самые оптимальные настройки к вашей записи, проанализировав сигнал на нежелательные шумы, клики, шорохи и так далее.

Конечно, перед финальным рендерингом вы сможете отредактировать подобранные программой настройки.

К слову, инструмент очень напоминает Master Assistant из iZotope Ozone, так что можно ожидать, что iZotope будут нас баловать автоматическими ассистентами и в последующих плагинах компании.
 

Как видите, сейчас спасти записи возможно, даже когда-то считавшиеся браком, непригодным для работы. При всем при этом стоит помнить, что ничего не может быть лучше, чем изначально хорошая чистовая запись.
 

Обложка: iZotope

 


Комментарии

Комментариев: 2

Вот как объяснить людям, что искаженные шумодавом и реверберацией площадочные голоса звучат в тысячи раз менее естественно, чем обыкновенный студийный звук, особенно на фоне библиотечных шумов. Нужно быть глухим, чтобы этого не замечать. 

Вместо того, чтобы создавать нормальный объем и глубину, занимаются ерундой. 

 
Григорий Букия
Григорий, спасибо за комментарий!<br /> <br /> Никто ведь и не спорит, что студийный звук лучше :)<br /> При этом ситуации бывают разные. И раз софт позволяет достичь нужного результата, почему бы им не воспользоваться? <br /> <br /> К примеру, «Игру Престолов» iZotope «спасал» не раз:<br />   <div data-oembed-url="https://tvkinoradio.ru/article/article12188-pesn-lda-i-dialogov-kak-zapisivali-zvuk-v-serii-za-stenoj-igri-prestolov"> <div class="iframely-embed"> <div class="iframely-responsive" style="padding-bottom: 74.9176%; padding-top: 120px;"><a data-iframely-url="//cdn.iframe.ly/api/iframe?url=https%3A%2F%2Ftvkinoradio.ru%2Farticle%2Farticle12188-pesn-lda-i-dialogov-kak-zapisivali-zvuk-v-serii-za-stenoj-igri-prestolov&amp;key=1872bcae2cc27ee353bd3b497d49e6aa" href="https://tvkinoradio.ru/article/article12188-pesn-lda-i-dialogov-kak-zapisivali-zvuk-v-serii-za-stenoj-igri-prestolov">Песнь льда и диалогов: как записывали звук в серии «За стеной» «Игры...</a></div> </div> </div> <br /> <div data-oembed-url="https://www.youtube.com/watch?v=HkaiRYlZlmE&amp;t=1s&amp;index=67&amp;list=WL"> <div style="left: 0; width: 100%; height: 0; position: relative; padding-bottom: 56.2493%;"><iframe allowfullscreen="" scrolling="no" src="https://www.youtube.com/embed/HkaiRYlZlmE?rel=0&amp;showinfo=0" style="border: 0; top: 0; left: 0; width: 100%; height: 100%; position: absolute;" tabindex="-1"></iframe></div> </div>  

Смотрите также

Популярное
Репортаж

Полнокадровые цифровые кинокамеры: мифы и реальность

На что в действительности влияет размер сенсора 

  • 11 апреля
  • 4836
Практика

Как это снято: «Безумный Макс»

40 лет назад малобюджетный экшн «Безумный Макс» не только запустил карьеру Мэла Гибсона и начал успешную франшизу, но и перевернул киноиндустрию целой страны. Как кинематографистам-дебютантам удалось создать мировой культурный феномен?

  • 14 апреля
  • 2901
Репортаж

Как написать и продать пилот сериала

Почему пилотная серия лучше обычной заявки, какие герои и истории интересны ТВ-продюсерам, как успешно презентовать свой сценарий крупной студии — о тенденциях индустрии узнали на лекции сценариста Дмитрия Абезяева

  • 12 апреля
  • 1934
Практика

Визуальный стиль «Игры престолов»

Стартовал последний сезон «Игры престолов». Сериал запомнится в том числе и характерным мрачным визуальным стилем, в особенностях которого мы и предлагаем разобраться: операторская команда, крупные планы, полумрак, батальные эпизоды и «взгляд Бога»

  • 21 апреля
  • 1814
Слова

Самое сложное в работе реквизитора

Какие есть категории реквизита, зачем нужна коллективная читка сценария и можно ли за один вечер найти пять доберманов: ассистенты режиссера по реквизиту вспоминают трудности производства и способы их решения

  • 12 апреля
  • 1511
Обзоры

Как тренировать слух звукорежиссеру?

Несколько «тренажеров» для ушей, которые помогут держать ваш слух в тонусе 

  • 15 апреля
  • 1393
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее