Практика

Трюки и цифровые эффекты фильма «Миссия невыполнима: Последствия»

Успех франшизы «Миссия невыполнима»  во многом основан на невероятных трюках, которые, как мы знаем, Том Круз делает сам. Но нельзя сказать, что специальные и визуальные эффекты во франшизе отходят на второй план. Совсем наоборот 

  • 11 сентября
  • 3113
Надежда Маркалова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В последнем фильме серии — «Последствия» — тоже было много реальных трюков: прыжки с парашютом с огромной высоты, гонка по Парижу, погоня на вертолетах и драка на вершине скалы. И многое Том Круз делал сам, но без визуальных эффектов все-таки не обошлось!

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

VFX-супервайзером картины была Джоди Джонсон, которая управляла командой, включающей сотрудников DNEG (Double Negative), BlueBolt, One of Us, Lola, Blind и превизуализаторов из The Third Floor. В итоге фильме около 2000 шотов с эффектами.
 

VFX на высоте


В фильме Итан Хант и оперативник ЦРУ Август Уокер прыгают с военного самолета над Парижем и попадают в штормовые облака. Джонсон помогла режиссеру сделать превиз этой сцены. Том Круз выполнил несколько прыжков вместе с оператором.
 
О съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)

«Мы рассматривали возможность съемки в аэротрубе, и построили ее для тренировок,наверное, самую большую в мире, — рассказывает Джоди Джонсон. — И даже попробовали снимать там днем с имитацией ночной съемки. Но Том Круз был упорен в своем желании сделать все вживую и в нужных световых условиях».

Прыжки были сняты в момент, когда солнце скрывалось за горизонтом. В это время света еще достаточно, чтобы осветить актера и не «потерять» его на фоне темного неба.

Тренировка в аэротрубе на съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Тренировка в аэротрубе на съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

«Том сделал сотню прыжков, и мы соединяли несколько дублей вместе, применяя цифрового дублера, чтобы склеить их воедино», — объясняет Джонсон.

В начале работы над фильмом VFX-художники сделали цифровых дублеров Итана Ханта и Августа Уокера, в основном для создания высотного прыжка, а также в других костюмах для других сцен — для гонки на вертолетах, например. Перед началом работы актеров сосканировали в 3D, чтобы их цифровые дублеры идеально совпадали по пропорциям и строению тела. Моделлер Пат Имри провел много времени, колдуя над глазами, которые должны быть абсолютно живыми, иначе CG-дублеры не работают. Также было довольно сложно повторить кожу.

Что касается высотного прыжка, то его сшивали из четырех дублей с переходами в цифру и обратно, поскольку режиссер хотел только невидимых склеек для создания иллюзии единого длинного шота. Здесь был довольно сложный трекинг камеры и обоих персонажей. Нужно было убедиться, что точки перехода отснятого материала в цифровой и обратно совершенно не видны. В итоге этот шот — полностью собран на этапе постпродакшна из отснятых частей и графики.

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Штормовые облака были цифровыми. Их делали художники студии DNEG. Отдел FX начал создание бури с простой геометрии облаков. Потом ее прогнали через процесс наложения эффектов и получили пушистый край поверхности. Дополнительный проход дисплейсмента дополнительно распушил края, что позволило «снимать» их в высоком разрешении.

Кроме того, прыжок снимали над Абу Даби, а не над Парижем. И нужно было заменить пустыню внизу городскими кварталами. Замена пустыни на городские кварталы была кошмаром, ведь предстояло синхронизировать изображения внизу с довольно хаотичными движениями камеры. И съемки этой сцены завершили последней, так что времени на работу не было. Сцену побили на маленькие куски и раздали специалистам. Над трекингом фона работали 15 художников. После чего сцену склеили снова.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

По мере того, как персонажи приближаются к крышам домов, к которым стремились, в игру вступила цифровая архитектура. Художники воссоздали Большой дворец в Париже, который стал локацией для съемок. Здесь применяли лидарное сканирование и фотограмметрию, сделанную с дрона — над зданиями.
 

Гонка по Парижу


В Париже главный герой оказывается в окружении целого сонма полицейских. В эпизоде множество реальных трюков, но визуальные эффекты помогли завершить несколько ключевых сцен с погоней на мотоцикле.

Здесь работа включала стирание тросов и других ригов из кадра, а также — восстановление городских кварталов за артистом. В основном потому, что съемка велась на фоне экранов, скрывавших экшн от папарацци. «Нам также пришлось кое-где добавить цифровые автомобили», — объясняет Джонсон.

В одном кадре Хант едет на своем мотоцикле, уклоняясь от погони. Отвлекаясь, он врезается в автомобиль, который выезжает перед ним, перелетает через него и падает на мостовую. Эти кадры — результат взаимодействия специальных и визуальных эффектов.
 
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)

Сначала для реализации этого трюка супервайзер по спецэффектам Нил Корбулд сделал гидравлический риг на рельсах и поставил на него мотоцикл без колес. Этот агрегат с большой скоростью врезался в автомобиль, который тоже был поставлен на рельсы и синхронизирован с мотоциклом, поэтому они всегда сталкивались в одном месте. По рельсам мотоцикл проезжал десять метров. В момент столкновения тросы (с помощью команды каскадеров) подхватывали актера и несли его дальше.

«Крис МакКуорри не хотел, чтобы зритель чувствовал себя обманутым монтажом, — объясняет Джоди Джонсон. — Поэтому мы сняли длинный дубль с Томом на мотоцикле и автомобилем, выезжающим перед ним. Потом мы поставили риг Корбулда и отсняли второй раз — уже с падением. После чего мы соединили два шота в один длинный — с проездом на мотоцикле, проездом на риге и падением, мы дорисовали мотоцикл на риге, почистили машину и убрали тросы». Так что здесь также были сложные незаметные переходы с отснятого шота в цифровой, и потом в другой отснятый шот.
 

Падение вертолета


Конечно, высотного прыжка и погони по Парижу было недостаточно. Том Круз также научился пилотировать вертолет, чтобы участвовать в погоне за Уокером по каньонам и ледникам Кашмира. После чего вертолеты падают, и наши антагонисты дерутся на скалах высоко в горах. Сцены снимались в нескольких локациях: Новая Зеландия, Норвегия, а также павильон и съемочный двор киностудии. Джоди Джонсон участвовала в создании этих сцен еще на этапе разработки. Команда обсуждала, каким образом снять сцену на разных локациях, а потом «склеить» ее воедино. Одним из решений было взять референсы, снятые с вертолета ригом из шести камер, что позволило бы при необходимости склеить отснятое.

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Крушение включало столкновение вертолетов Ханта и Уокера — это компьютерная симуляция. Для сцен последующего кувыркания был создан специальный спецэффектный риг с кабиной вертолета. Нил Корбулд подвесил кабину вертолета на тросе, висящем на двух кранах. «Вертолет Ханта пролетал в подвешенном состоянии 30 метров, после чего падал на снег, — рассказывает Джоди. — Мы сняли это с помощью камеры на рельсах, управляемой системой моушн-контроля, чтобы она могла достигать скорости движения вертолета и отслеживать его движения. После чего вертолет должен был катиться по земле. Один из съемочных дворов киностудии „Ливесден“ в Англии дает пространство для 45-метрового движения. И снова Нил Корбулд и его команда сделали риг с кабиной вертолета, в которой прокатили Тома Круза. Движение камеры было синхронизировано с движением рига».

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Команда студии DNEG достроила вертолет, добавив лопасти, дополнительную симуляцию снега и остальную среду. «Самое классное в этом было то, что мы знали — вертолет не нужно возвращать, — делится Джоди Джонсон. — Поэтому мы сбросили его со скалы, сняв шестью камерами. Эти кадры вошли в фильм. А потом Хант и Уокер оказываются на скале в Норвегии. Кадры нужно было очистить от кранов с камерой и страховочных ригов. Нам не позволили подвесить вертолет на краю скалы, потому что мы могли повредить ее поверхность. Так что в этих сценах висящий вертолет — компьютерный. Ну и здесь были шоты, снятые на фоне хромакея в студии — это крупные планы, в которые нужно было добавить всю среду. Ее мы создали из данных фотограмметрии, собранных в Норвегии».
 

И по мелочам


На эти три сцены: высотный прыжок, гонка по Парижу и финальная схватка на вертолетах — пришлась основная масса VFX-труда. Но было и несколько других сцен, потребовавших невидимой, но очень тонкой работы. Например, игра с масками, «фишка» всех фильмов серии, потребовала особенной работы на этапе композитинга. Таких сцен две: когда Бенжи играет Соломона Лейна, и в самом начале, когда он изображает тележурналиста Вольфа Блитцера.
 
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)

«В сцене с двумя Лейнами мы хотели видеть двух Соломонов одновременно. Потом один уходит, и именно он оказывается Бенджи. Это было важно для истории, — говорит Джонсон. — Мы сделали тесты и решили, что нам нужен моушн-контроль».

Однако в сцене с Вольфом Билтцером МакКуорри хотел сделать эффект камеры в руках. «Мы снимали сначала часть А с Вольфом Билтцером, а потом часть Б со снимающим маску Саймоном Пеггом, — объясняет Джоди Джонсон. — Чтобы получить естественное ощущение живой камеры, мы обратились к самому традиционному виду съемки — с операторской тележки (долли). Мы сделали „моуш-контроль для бедных“ и смогли соединить две части вместе на этапе постпродакшна, включив в них еще отдельные элементы, снятые на фоне хромакея».

Еще одна сцена, потребовавшая множество невидимых эффектов — это сцена драки в туалете, когда Хант и Уокер дерутся с кем-то, кого считают Джоном Ларком. Сцена разворачивается в туалете, где много зеркал, так что спрятать съемочную группу там негде. Эти сцены обычно — кошмар супервайзера по визуальным эффектам.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

«Поскольку такие сцены представляют потенциальную опасность для исполнителей, их обычно снимают несколькими камерами, чтобы сделать как можно меньше дублей, — объясняет Джонсон. — Поэтому в итоге требуется довольно много усилий, чтобы вычистить из кадра все лишнее. Часто в кадр попадает съемочная группа и камеры, а если нет — они точно оказываются в отражениях. Так что одна зачистка шотов была большой задачей».

Большинство автостолкновений на улицах Парижа были реальными. И часто их совершал сам Том Круз. Нил Корбулд построил риг, позволивший Тому столкнуть в Сену авто с заключенным.

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

После чего экшн продолжается в воде. Эти кадры сняты в съемочном бассейне студии «Ливесден» в Англии. «Мы находимся внутри тюремного автотранспорта вместе с Лейном. Вода заполняет интерьер, а сама машина переворачивается. Однако Бенджи Данн успевает вытащить Лейна до того, как тот утонет. Симуляция воды позволила легко закрасить риги, что переворачивали вагончик, и убрать волны, производимые операторской лодкой.

«Здесь есть и хромакейные кадры, но мы постарались ограничить их, — говорит Джонсон. — В фильме нет ни одной сцены, сделанной целиком и полностью в CG. Однако, есть сцены, довольно сильно обработанные на этапе постпродакшна. Это сцены падения вертолетов и высотного прыжка. Но мы всегда брали отснятый материал и отталкивались от него».

На съемках фильма „Миссия невыполнима: Последствия“ (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Симуляции облаков были добавлены в сцену полета на вертолетах, потому что во время съемки невозможно было управлять погодой. Сложнее было с прыжком Тома между зданиями. Сначала снимали вторую часть — собственно, прыжок. И при исполнении этого трюка Том сломал ногу. Когда он поправился, снимали первую часть трюка — пробежку актера по крыше. Но, естественно, к тому времени погодные условия кардинально изменились, включая освещение.

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

«На композе мы применили множество трюков и построили цифровые здания, — рассказывает Джонсон. — Чтобы соединить две части сцены и превратить сумрачный день в солнечный».

Один из самых страшных трюков фильма — в котором Том Круз лезет по веревке на вертолет, после чего соскальзывает обратно на 60 метров вниз и ударяется о груз. «Мы увидели это в Новой Зеландии, — делится Джоди. — Как пилоты перевозят сено с одной удаленной локации в другую. Именно тогда у Криса родилась идея этой сцены. Это каскадерский трюк с применением ригов и тросов. Крис повторял „Если камера кажется в безопасности, сцена будет неинтересной“. Так что мы вытирали из кадра камеру и страховочные тросы».

В итоге получилось единое повествование, реалистичное и живое.
 
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)
 

Обложка: на съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Paramount Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4619
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3669
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2911
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 2009
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1856
Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября
  • 1686
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее