Практика

Трюки и цифровые эффекты фильма «Миссия невыполнима: Последствия»

Успех франшизы «Миссия невыполнима»  во многом основан на невероятных трюках, которые, как мы знаем, Том Круз делает сам. Но нельзя сказать, что специальные и визуальные эффекты во франшизе отходят на второй план. Совсем наоборот 


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В последнем фильме серии — «Последствия» — тоже было много реальных трюков: прыжки с парашютом с огромной высоты, гонка по Парижу, погоня на вертолетах и драка на вершине скалы. И многое Том Круз делал сам, но без визуальных эффектов все-таки не обошлось!

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

VFX-супервайзером картины была Джоди Джонсон, которая управляла командой, включающей сотрудников DNEG (Double Negative), BlueBolt, One of Us, Lola, Blind и превизуализаторов из The Third Floor. В итоге фильме около 2000 шотов с эффектами.
 

VFX на высоте


В фильме Итан Хант и оперативник ЦРУ Август Уокер прыгают с военного самолета над Парижем и попадают в штормовые облака. Джонсон помогла режиссеру сделать превиз этой сцены. Том Круз выполнил несколько прыжков вместе с оператором.
 
О съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)

«Мы рассматривали возможность съемки в аэротрубе, и построили ее для тренировок,наверное, самую большую в мире, — рассказывает Джоди Джонсон. — И даже попробовали снимать там днем с имитацией ночной съемки. Но Том Круз был упорен в своем желании сделать все вживую и в нужных световых условиях».

Прыжки были сняты в момент, когда солнце скрывалось за горизонтом. В это время света еще достаточно, чтобы осветить актера и не «потерять» его на фоне темного неба.

Тренировка в аэротрубе на съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Тренировка в аэротрубе на съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

«Том сделал сотню прыжков, и мы соединяли несколько дублей вместе, применяя цифрового дублера, чтобы склеить их воедино», — объясняет Джонсон.

В начале работы над фильмом VFX-художники сделали цифровых дублеров Итана Ханта и Августа Уокера, в основном для создания высотного прыжка, а также в других костюмах для других сцен — для гонки на вертолетах, например. Перед началом работы актеров сосканировали в 3D, чтобы их цифровые дублеры идеально совпадали по пропорциям и строению тела. Моделлер Пат Имри провел много времени, колдуя над глазами, которые должны быть абсолютно живыми, иначе CG-дублеры не работают. Также было довольно сложно повторить кожу.

Что касается высотного прыжка, то его сшивали из четырех дублей с переходами в цифру и обратно, поскольку режиссер хотел только невидимых склеек для создания иллюзии единого длинного шота. Здесь был довольно сложный трекинг камеры и обоих персонажей. Нужно было убедиться, что точки перехода отснятого материала в цифровой и обратно совершенно не видны. В итоге этот шот — полностью собран на этапе постпродакшна из отснятых частей и графики.

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Штормовые облака были цифровыми. Их делали художники студии DNEG. Отдел FX начал создание бури с простой геометрии облаков. Потом ее прогнали через процесс наложения эффектов и получили пушистый край поверхности. Дополнительный проход дисплейсмента дополнительно распушил края, что позволило «снимать» их в высоком разрешении.

Кроме того, прыжок снимали над Абу Даби, а не над Парижем. И нужно было заменить пустыню внизу городскими кварталами. Замена пустыни на городские кварталы была кошмаром, ведь предстояло синхронизировать изображения внизу с довольно хаотичными движениями камеры. И съемки этой сцены завершили последней, так что времени на работу не было. Сцену побили на маленькие куски и раздали специалистам. Над трекингом фона работали 15 художников. После чего сцену склеили снова.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

По мере того, как персонажи приближаются к крышам домов, к которым стремились, в игру вступила цифровая архитектура. Художники воссоздали Большой дворец в Париже, который стал локацией для съемок. Здесь применяли лидарное сканирование и фотограмметрию, сделанную с дрона — над зданиями.
 

Гонка по Парижу


В Париже главный герой оказывается в окружении целого сонма полицейских. В эпизоде множество реальных трюков, но визуальные эффекты помогли завершить несколько ключевых сцен с погоней на мотоцикле.

Здесь работа включала стирание тросов и других ригов из кадра, а также — восстановление городских кварталов за артистом. В основном потому, что съемка велась на фоне экранов, скрывавших экшн от папарацци. «Нам также пришлось кое-где добавить цифровые автомобили», — объясняет Джонсон.

В одном кадре Хант едет на своем мотоцикле, уклоняясь от погони. Отвлекаясь, он врезается в автомобиль, который выезжает перед ним, перелетает через него и падает на мостовую. Эти кадры — результат взаимодействия специальных и визуальных эффектов.
 
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)

Сначала для реализации этого трюка супервайзер по спецэффектам Нил Корбулд сделал гидравлический риг на рельсах и поставил на него мотоцикл без колес. Этот агрегат с большой скоростью врезался в автомобиль, который тоже был поставлен на рельсы и синхронизирован с мотоциклом, поэтому они всегда сталкивались в одном месте. По рельсам мотоцикл проезжал десять метров. В момент столкновения тросы (с помощью команды каскадеров) подхватывали актера и несли его дальше.

«Крис МакКуорри не хотел, чтобы зритель чувствовал себя обманутым монтажом, — объясняет Джоди Джонсон. — Поэтому мы сняли длинный дубль с Томом на мотоцикле и автомобилем, выезжающим перед ним. Потом мы поставили риг Корбулда и отсняли второй раз — уже с падением. После чего мы соединили два шота в один длинный — с проездом на мотоцикле, проездом на риге и падением, мы дорисовали мотоцикл на риге, почистили машину и убрали тросы». Так что здесь также были сложные незаметные переходы с отснятого шота в цифровой, и потом в другой отснятый шот.
 

Падение вертолета


Конечно, высотного прыжка и погони по Парижу было недостаточно. Том Круз также научился пилотировать вертолет, чтобы участвовать в погоне за Уокером по каньонам и ледникам Кашмира. После чего вертолеты падают, и наши антагонисты дерутся на скалах высоко в горах. Сцены снимались в нескольких локациях: Новая Зеландия, Норвегия, а также павильон и съемочный двор киностудии. Джоди Джонсон участвовала в создании этих сцен еще на этапе разработки. Команда обсуждала, каким образом снять сцену на разных локациях, а потом «склеить» ее воедино. Одним из решений было взять референсы, снятые с вертолета ригом из шести камер, что позволило бы при необходимости склеить отснятое.

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Крушение включало столкновение вертолетов Ханта и Уокера — это компьютерная симуляция. Для сцен последующего кувыркания был создан специальный спецэффектный риг с кабиной вертолета. Нил Корбулд подвесил кабину вертолета на тросе, висящем на двух кранах. «Вертолет Ханта пролетал в подвешенном состоянии 30 метров, после чего падал на снег, — рассказывает Джоди. — Мы сняли это с помощью камеры на рельсах, управляемой системой моушн-контроля, чтобы она могла достигать скорости движения вертолета и отслеживать его движения. После чего вертолет должен был катиться по земле. Один из съемочных дворов киностудии „Ливесден“ в Англии дает пространство для 45-метрового движения. И снова Нил Корбулд и его команда сделали риг с кабиной вертолета, в которой прокатили Тома Круза. Движение камеры было синхронизировано с движением рига».

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Команда студии DNEG достроила вертолет, добавив лопасти, дополнительную симуляцию снега и остальную среду. «Самое классное в этом было то, что мы знали — вертолет не нужно возвращать, — делится Джоди Джонсон. — Поэтому мы сбросили его со скалы, сняв шестью камерами. Эти кадры вошли в фильм. А потом Хант и Уокер оказываются на скале в Норвегии. Кадры нужно было очистить от кранов с камерой и страховочных ригов. Нам не позволили подвесить вертолет на краю скалы, потому что мы могли повредить ее поверхность. Так что в этих сценах висящий вертолет — компьютерный. Ну и здесь были шоты, снятые на фоне хромакея в студии — это крупные планы, в которые нужно было добавить всю среду. Ее мы создали из данных фотограмметрии, собранных в Норвегии».
 

И по мелочам


На эти три сцены: высотный прыжок, гонка по Парижу и финальная схватка на вертолетах — пришлась основная масса VFX-труда. Но было и несколько других сцен, потребовавших невидимой, но очень тонкой работы. Например, игра с масками, «фишка» всех фильмов серии, потребовала особенной работы на этапе композитинга. Таких сцен две: когда Бенжи играет Соломона Лейна, и в самом начале, когда он изображает тележурналиста Вольфа Блитцера.
 
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)

«В сцене с двумя Лейнами мы хотели видеть двух Соломонов одновременно. Потом один уходит, и именно он оказывается Бенджи. Это было важно для истории, — говорит Джонсон. — Мы сделали тесты и решили, что нам нужен моушн-контроль».

Однако в сцене с Вольфом Билтцером МакКуорри хотел сделать эффект камеры в руках. «Мы снимали сначала часть А с Вольфом Билтцером, а потом часть Б со снимающим маску Саймоном Пеггом, — объясняет Джоди Джонсон. — Чтобы получить естественное ощущение живой камеры, мы обратились к самому традиционному виду съемки — с операторской тележки (долли). Мы сделали „моуш-контроль для бедных“ и смогли соединить две части вместе на этапе постпродакшна, включив в них еще отдельные элементы, снятые на фоне хромакея».

Еще одна сцена, потребовавшая множество невидимых эффектов — это сцена драки в туалете, когда Хант и Уокер дерутся с кем-то, кого считают Джоном Ларком. Сцена разворачивается в туалете, где много зеркал, так что спрятать съемочную группу там негде. Эти сцены обычно — кошмар супервайзера по визуальным эффектам.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

«Поскольку такие сцены представляют потенциальную опасность для исполнителей, их обычно снимают несколькими камерами, чтобы сделать как можно меньше дублей, — объясняет Джонсон. — Поэтому в итоге требуется довольно много усилий, чтобы вычистить из кадра все лишнее. Часто в кадр попадает съемочная группа и камеры, а если нет — они точно оказываются в отражениях. Так что одна зачистка шотов была большой задачей».

Большинство автостолкновений на улицах Парижа были реальными. И часто их совершал сам Том Круз. Нил Корбулд построил риг, позволивший Тому столкнуть в Сену авто с заключенным.

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

После чего экшн продолжается в воде. Эти кадры сняты в съемочном бассейне студии «Ливесден» в Англии. «Мы находимся внутри тюремного автотранспорта вместе с Лейном. Вода заполняет интерьер, а сама машина переворачивается. Однако Бенджи Данн успевает вытащить Лейна до того, как тот утонет. Симуляция воды позволила легко закрасить риги, что переворачивали вагончик, и убрать волны, производимые операторской лодкой.

«Здесь есть и хромакейные кадры, но мы постарались ограничить их, — говорит Джонсон. — В фильме нет ни одной сцены, сделанной целиком и полностью в CG. Однако, есть сцены, довольно сильно обработанные на этапе постпродакшна. Это сцены падения вертолетов и высотного прыжка. Но мы всегда брали отснятый материал и отталкивались от него».

На съемках фильма „Миссия невыполнима: Последствия“ (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Симуляции облаков были добавлены в сцену полета на вертолетах, потому что во время съемки невозможно было управлять погодой. Сложнее было с прыжком Тома между зданиями. Сначала снимали вторую часть — собственно, прыжок. И при исполнении этого трюка Том сломал ногу. Когда он поправился, снимали первую часть трюка — пробежку актера по крыше. Но, естественно, к тому времени погодные условия кардинально изменились, включая освещение.

На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures

«На композе мы применили множество трюков и построили цифровые здания, — рассказывает Джонсон. — Чтобы соединить две части сцены и превратить сумрачный день в солнечный».

Один из самых страшных трюков фильма — в котором Том Круз лезет по веревке на вертолет, после чего соскальзывает обратно на 60 метров вниз и ударяется о груз. «Мы увидели это в Новой Зеландии, — делится Джоди. — Как пилоты перевозят сено с одной удаленной локации в другую. Именно тогда у Криса родилась идея этой сцены. Это каскадерский трюк с применением ригов и тросов. Крис повторял „Если камера кажется в безопасности, сцена будет неинтересной“. Так что мы вытирали из кадра камеру и страховочные тросы».

В итоге получилось единое повествование, реалистичное и живое.
 
На съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018)
 

Обложка: на съемках фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Paramount Pictures

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 8450
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4956
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4088
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2973
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее