Основы постановки драк: уроки голливудских каскадеров
Если вам в детстве хотелось быть каскадером в боевиках, то нам по пути. Серьезно, какая еще профессия может похвастаться тем же? Каскадеры прыгают по крышам и бьют морды плохим парням — неплохое времяпрепровождение. В общем, мы решили немного пожить детской мечтой и позвали Джона Канна из Action PAC, чья карьера длится уже три с половиной десятка лет, чтобы он научил нас трюкам, которые мы обычно видим в сценах драк, и показал азы каскадерского мастерства. Поверьте, Джон — настоящий профессионал: это его «разорвал» на части Хищник, и это его «бил» по лицу Чак Норрис.
Удары на камеру
Что нужно помнить, когда снимаешь драку? Когда инсценируешь удар, нужно целиться в точку, но отходить подальше, чтобы действительно не попасть по лицу (или еще какой-нибудь части тела) партнера. Чтобы точно определить безопасную дистанцию для удара, встаньте друг напротив друга, вытяните руки, пока не будете едва касаться костяшек кулака оппонента. В общем, принцип таков: прицельтесь — и промахнитесь. Удары ни в коем случае не должны быть настоящими. Снимая сцену драки, вы работаете с двумерным пространством кадра, так что вам нужно выстроить его так, чтобы удар смотрелся правдоподобно.
Зрительный контакт
Не забывайте поддерживать зрительный контакт с партнером. Для хорошо отлаженной сцены драки очень важно, чтобы движения актеров и каскадеров были синхронизированы, а зрительный контакт поможет ориентироваться в движениях и знать, что партнер не позабыл отработанные трюки. Если не следить за своим оппонентом, то можно получить неожиданный удар, который может окончиться серьезной травмой, или как минимум запнуться — тогда вам придется отрабатывать сцену заново. А еще очень неплохо вместе с ударами издавать звуки, как будто у вас воздух выходит из легких. Это передаст напряжение настоящей драки.
Каскадер должен держать руки прямо, в отличие от реальной жизни, когда их лучше согнуть и держать ближе к корпусу, чтобы поддерживать инерцию. Все потому, что камера не так хорошо передает силу настоящих ударов, поэтому каскадерам приходится держать руки перед объективом свободно, чтобы размах перед ударом выглядел мощнее. Конечно, для людей, которые занимались единоборствами или боксом, это смотрится довольно странно, но кино диктует свои правила.
Подберите удачный ракурс съемки. Каждый удар должен проходить через невидимую линию кадра. Представьте, что между центром объектива и центром лица вашего оппонента находится пласт стекла, который вам нужно разбить — так у вас точно получится показать эффектный удар. Если бить по диагонали, создается ощущение силы, останется только наложить правильную звуковую дорожку. Есть неплохой способ проверить, насколько хорошо у вас получается: если вы замахнулись и видите камеру позади своего оппонента, то это значит, что вы делаете все правильно.
Контролируйте ситуацию
Каскадер должен всегда контролировать ситуацию, ведь его жизнь и здоровье находятся под угрозой. Взглянем на трюк с удушьем. Человек, которого «душат», должен тянуть руки к себе, в то время как тот, который «душит», должен применить силу в противоположную оппоненту сторону. Звучит дико, но зато это очень реалистично выглядит в кадре! А поскольку оба каскадера напрягают мышцы, мы видим очень близкую к реальности картину. Выходит, что они пытаются обхитрить камеру, ведь по другую ее сторону невозможно понять, куда направлена сила.
Аккуратные броски
Если вы хотите снять энергичную сцену драки,недостаточно будет побить кого-нибудь по лицу — вам придется эффектно бросить оппонента на пол. Главное, что здесь надо помнить — падающий должен уметь правильно падать, тогда как бросающий лишь направляет его. Человек, которого бросают по-настоящему, не застрахован от неожиданных травм. Вам будут необходимы маты, чтобы отработать прием, хотя в качестве защиты можно использовать пуфы, матрасы и подушки — лишь бы была мягкая поверхность.
Маты — это страховка, о которой вам придется забыть, когда придет время настоящих съемок, если только сцена не разворачивается посреди фабрики матрасов: вряд ли взявшийся из ниоткуда мат будет уместным. В общем, придется падать на твердый пол. Чтобы не пораниться, Джон рекомендует использовать защитные накладки, созданные специально для каскадеров. Если именно таких нет, то сойдут любые наколенники, например те, что применяют при игре в лакросс.
Не скупитесь на реквизит
Что еще может оживить экшн-сцену? Конечно же, бьющиеся предметы! В нашей сцене мы использовали раскладные стулья, бильярдные кии и стеклянные бутылки — как же без них! Чтобы при ударе стулья разваливались, мы выкрутили из них все шурупы и скрепили детали столярным клеем и зубочистками. В центральной части бильярдного кия мы сделали несколько зазубрин, чтобы он стал хрупким и легко сломался при ударе.
Бьющиеся бутылки — это еще один миф, растиражированный Голливудом — здесь их делают по технологии «сахарное стекло» (sugar glass), которая предназначена для киносъемок и любых других каскадерских приемов. Такие бутылки невероятно хрупкие, и каждая стоит по двадцать долларов, но, в принципе, их можно сделать самостоятельно. Для этого понадобятся:
- пивная бутылка;
- пластиковая двухлитровая бутылка;
- жидкий каучук;
- сахар;
- кукурузный сироп;
- винный камень/гидротартрат калия.
Уберите этикетки с бутылок, сотрите клей. Отрежьте горлышко пластиковой бутылки, приклейте к горлышку стеклянной тары.
Как сделать «сахарное стекло»
Просверлите дырку в крышке и прикрутите саморезом деревянную палочку, которая будет держать стеклянную бутылку на весу, когда ее поместят внутрь пластиковой. Залейте пластиковую бутылку формовочной смесью, надежно закрепите стеклянную бутылку внутри и оставьте застывать на час-полтора. Аккуратно разрежьте бутылку, чтобы не повредить форму. Подготовьте наполнение формы из воды, сахара, кукурузного сиропа и винного камня, постоянно помешивая, доведя смесь до 150 градусов на медленном огне. Сбрызните форму антипригарным спреем, залейте внутрь смесь, зафиксируйте и медленно крутите в руках по часовой стрелке, чтобы наполнитель равномерно распределился по форме. Осторожно — очень горячо!
Не расстраивайтесь, если с первого раза не получилось, нужно просто сделать несколько попыток. Аккуратно вылейте лишнюю жидкость и оставьте форму остывать в холодильнике примерно на час. А теперь, когда вы сняли форму, у вас в руках окажется пивная бутылка — ее почти не отличишь от настоящей. Для пущего реализма нанесите на нее этикетки. И не забывайте, что сахарное стекло — это очень хрупкий материал, который боится тепла, поэтому старайтесь держать бутылки в холодильнике до тех пор, пока они вам не пригодятся.
Финальные штрихи
Киношная драка должна быть очень динамичной — не забывайте о развитии сцены. Если кого-то ударили несколько раз, он даст сдачи. Сцены, в которых герои просто обмениваются одиночными ударами, с единичными ударами очень быстро приедаются, поэтому вам необходимо выстроить сцену драки так, чтобы она постепенно развивалась и не теряла задор. Драка не на жизнь, а на смерть — это не просто обмен ударами. Как следует отрепетируйте сцену несколько раз — и только тогда беритесь за съемки.
Источник: premiumbeat.com