Практика

Основы постановки драк: уроки голливудских каскадеров

Режиссер и оператор Робби Дженни рассказал о своем опыте работы с профессиональным каскадером и поделился советами по хореографии и съемке трюков

  • 16 августа 2018
  • 1099

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Если вам в детстве хотелось быть каскадером в боевиках, то нам по пути. Серьезно, какая еще профессия может похвастаться тем же? Каскадеры прыгают по крышам и бьют морды плохим парням — неплохое времяпрепровождение. В общем, мы решили немного пожить детской мечтой и позвали Джона Канна из Action PAC, чья карьера длится уже три с половиной десятка лет, чтобы он научил нас трюкам, которые мы обычно видим в сценах драк, и показал азы каскадерского мастерства. Поверьте, Джон — настоящий профессионал: это его «разорвал» на части Хищник, и это его «бил» по лицу Чак Норрис.
 
 

Удары на камеру


Скриншот из видео
Скриншот из видео 

Что нужно помнить, когда снимаешь драку? Когда инсценируешь удар, нужно целиться в точку, но отходить подальше, чтобы действительно не попасть по лицу (или еще какой-нибудь части тела) партнера. Чтобы точно определить безопасную дистанцию для удара, встаньте друг напротив друга, вытяните руки, пока не будете едва касаться костяшек кулака оппонента. В общем, принцип таков: прицельтесь — и промахнитесь. Удары ни в коем случае не должны быть настоящими. Снимая сцену драки, вы работаете с двумерным пространством кадра, так что вам нужно выстроить его так, чтобы удар смотрелся правдоподобно.
 

Зрительный контакт


Не забывайте поддерживать зрительный контакт с партнером. Для хорошо отлаженной сцены драки очень важно, чтобы движения актеров и каскадеров были синхронизированы, а зрительный контакт поможет ориентироваться в движениях и знать, что партнер не позабыл отработанные трюки. Если не следить за своим оппонентом, то можно получить неожиданный удар, который может окончиться серьезной травмой, или как минимум запнуться — тогда вам придется отрабатывать сцену заново. А еще очень неплохо вместе с ударами издавать звуки, как будто у вас воздух выходит из легких. Это передаст напряжение настоящей драки.

Каскадер должен держать руки прямо, в отличие от реальной жизни, когда их лучше согнуть и держать ближе к корпусу, чтобы поддерживать инерцию. Все потому, что камера не так хорошо передает силу настоящих ударов, поэтому каскадерам приходится держать руки перед объективом свободно, чтобы размах перед ударом выглядел мощнее. Конечно, для людей, которые занимались единоборствами или боксом, это смотрится довольно странно, но кино диктует свои правила.

Скриншот из видео 
Скриншот из видео 

Подберите удачный ракурс съемки. Каждый удар должен проходить через невидимую линию кадра. Представьте, что между центром объектива и центром лица вашего оппонента находится пласт стекла, который вам нужно разбить — так у вас точно получится показать эффектный удар. Если бить по диагонали, создается ощущение силы, останется только наложить правильную звуковую дорожку. Есть неплохой способ проверить, насколько хорошо у вас получается: если вы замахнулись и видите камеру позади своего оппонента, то это значит, что вы делаете все правильно.
 

Контролируйте ситуацию


Скриншот из видео 
Скриншот из видео 

Каскадер должен всегда контролировать ситуацию, ведь его жизнь и здоровье находятся под угрозой. Взглянем на трюк с удушьем. Человек, которого «душат», должен тянуть руки к себе, в то время как тот, который «душит», должен применить силу в противоположную оппоненту сторону. Звучит дико, но зато это очень реалистично выглядит в кадре! А поскольку оба каскадера напрягают мышцы, мы видим очень близкую к реальности картину. Выходит, что они пытаются обхитрить камеру, ведь по другую ее сторону невозможно понять, куда направлена сила.
 

Аккуратные броски


Если вы хотите снять энергичную сцену драки,недостаточно будет побить кого-нибудь по лицу — вам придется эффектно бросить оппонента на пол. Главное, что здесь надо помнить — падающий должен уметь правильно падать, тогда как бросающий лишь направляет его. Человек, которого бросают по-настоящему, не застрахован от неожиданных травм. Вам будут необходимы маты, чтобы отработать прием, хотя в качестве защиты можно использовать пуфы, матрасы и подушки — лишь бы была мягкая поверхность.

Скриншот из видео 
Скриншот из видео 

Маты — это страховка, о которой вам придется забыть, когда придет время настоящих съемок, если только сцена не разворачивается посреди фабрики матрасов: вряд ли взявшийся из ниоткуда мат будет уместным. В общем, придется падать на твердый пол. Чтобы не пораниться, Джон рекомендует использовать защитные накладки, созданные специально для каскадеров. Если именно таких нет, то сойдут любые наколенники, например те, что применяют при игре в лакросс.
 

Не скупитесь на реквизит


Скриншот из видео 
Скриншот из видео 

Что еще может оживить экшн-сцену? Конечно же, бьющиеся предметы! В нашей сцене мы использовали раскладные стулья, бильярдные кии и стеклянные бутылки — как же без них! Чтобы при ударе стулья разваливались, мы выкрутили из них все шурупы и скрепили детали столярным клеем и зубочистками. В центральной части бильярдного кия мы сделали несколько зазубрин, чтобы он стал хрупким и легко сломался при ударе.

Бьющиеся бутылки — это еще один миф, растиражированный Голливудом — здесь их делают по технологии «сахарное стекло» (sugar glass), которая предназначена для киносъемок и любых других каскадерских приемов. Такие бутылки невероятно хрупкие, и каждая стоит по двадцать долларов, но, в принципе, их можно сделать самостоятельно. Для этого понадобятся:
 
  • пивная бутылка;
  • пластиковая двухлитровая бутылка;
  • жидкий каучук;
  • сахар;
  • кукурузный сироп;
  • винный камень/гидротартрат калия.

Уберите этикетки с бутылок, сотрите клей. Отрежьте горлышко пластиковой бутылки, приклейте к горлышку стеклянной тары.
 
Как сделать «сахарное стекло»

Просверлите дырку в крышке и прикрутите саморезом деревянную палочку, которая будет держать стеклянную бутылку на весу, когда ее поместят внутрь пластиковой. Залейте пластиковую бутылку формовочной смесью, надежно закрепите стеклянную бутылку внутри и оставьте застывать на час-полтора. Аккуратно разрежьте бутылку, чтобы не повредить форму. Подготовьте наполнение формы из воды, сахара, кукурузного сиропа и винного камня, постоянно помешивая, доведя смесь до 150 градусов на медленном огне. Сбрызните форму антипригарным спреем, залейте внутрь смесь, зафиксируйте и медленно крутите в руках по часовой стрелке, чтобы наполнитель равномерно распределился по форме. Осторожно — очень горячо!

Не расстраивайтесь, если с первого раза не получилось, нужно просто сделать несколько попыток. Аккуратно вылейте лишнюю жидкость и оставьте форму остывать в холодильнике примерно на час. А теперь, когда вы сняли форму, у вас в руках окажется пивная бутылка — ее почти не отличишь от настоящей. Для пущего реализма нанесите на нее этикетки. И не забывайте, что сахарное стекло — это очень хрупкий материал, который боится тепла, поэтому старайтесь держать бутылки в холодильнике до тех пор, пока они вам не пригодятся.
 

Финальные штрихи


Скриншот из видео
Скриншот из видео 

Киношная драка должна быть очень динамичной — не забывайте о развитии сцены. Если кого-то ударили несколько раз, он даст сдачи. Сцены, в которых герои просто обмениваются одиночными ударами, с единичными ударами очень быстро приедаются, поэтому вам необходимо выстроить сцену драки так, чтобы она постепенно развивалась и не теряла задор. Драка не на жизнь, а на смерть — это не просто обмен ударами. Как следует отрепетируйте сцену несколько раз — и только тогда беритесь за съемки.

Источник: premiumbeat.com
 

Обложка: скриншот из видео 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 2039
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1706
Практика

Как работают второстепенные сюжетные линии

Раскрытие главной темы, дополнение образа персонажа, создание интриги и функции второстепенных персонажей — разбираемся в особенностях второстепенных сюжетов в кино

  • 8 февраля
  • 1549
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1485
Практика

22 режиссерских совета Алана Паркера

Сэр Алан Паркер, автор «Стены», «Сердца Ангела», «Жизни Дэвида Гейла», в день своего 75-летия делится профессиональными рекомендациями: режиссер похож на поэта, строителя и камикадзе, он не ждет от кинопроизводства романтики, зато творит магию, а также знает, что критики — отстой

  • 14 февраля
  • 1409
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Даррена Аронофски

К недавнему 50-летнему юбилею Даррена Аронофски смотрим его список must see картин. Какие ленты в разное время служили источниками вдохновения автору «Реквиема по мечте», «Рестлера» и «мамы»?

  • 17 февраля
  • 1306
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее