Главная / Практика / 4 базовых техники съемки, которые должен знать даже новичок

4 базовых техники съемки, которые должен знать даже новичок

Когда кинематограф только зародился, камера была статичной. Технологии того времени позволяли ей снимать только то, что происходило прямо перед ней — обычно общим планом. Штатив не давал тогда особой свободы в передвижении. В 1903 году режиссер Эдвин Портер и оператор Блэр Смит впервые применили панорамирование в фильме «Большое ограбление поезда». С тех пор операторские техники постоянно улучшались, предоставляя авторам все больше и больше возможностей в движении камеры.

Зачем этот урок истории, спросите вы. Сегодня в нашем распоряжении электронные стабилизаторы, подвижные штативные головы и даже радиоуправляемые квадрокоптеры,которые могут снимать полноценные виды сверху на город. Именно из-за такого разнообразия мы воспринимаем простые движения камеры как должное: поворот, наклон, наезд и спуск. На видео ниже, вышедшем на канале Fandor, оператор Джейкоб Т. Суинни подробно разбирает все эти техники в надежде донести, насколько они важны для повествования.

Камера рассказывает историю. Здесь важно не только то, что происходит непосредственно перед объективом, но и то, как сама камера двигается в сцене. Или же не двигается.

Перечислять разные операторские техники можно почти бесконечно, но среди них есть несколько таких, с которыми должен быть знаком любой киноман: панорамирование, наклоны, спуски и наезды. Давайте рассмотрим каждую из них, чтобы узнать, как с их помощью можно передать зрителю определенную идею.

Панорамирование

Панорамирование — одно из самых простых движений камеры. Несмотря на то, что его можно увидеть почти везде, этот термин часто употребляют некорректно. Поворот происходит тогда, когда камера вращается вправо или влево в горизонтальной плоскости. Это значит, что невозможно делать панораму наверх или вниз — только направо и налево.

Если говорить о практической стороне техники, панорамирование просто следует за действием в кадре и показывает нам что-то новое в визуальной части. Однако на уровне подтекста решение снять кадр именно так может означать гораздо больше. Давайте вспомним сцену из «Любви, сбивающей с ног» Пола Томаса Андерсона. В ней, благодаря панорамированию, мы как бы уходим от действия. Взгляд наш сосредоточен на ослепляющей лампе, которая предупреждает о тех проблемах, которые нас ждут впереди.

Если же авторы фильма хотят добавить немного остроты, они могут применить быстрое панорамирование, которое хорошо работает на стилизацию изображения.

Наклон

Хотя панораму по вертикали делать нельзя, камера точно может наклоняться вверх и вниз. Как и панорамирование, наклон часто используют, чтобы следить за действием или показать нам нужную информацию. С помощью этой техники можно заявить окружение или эффектно показать персонажей.

Сцена из фильма «Нефть» (2007)

Удачный пример использования наклона можно увидеть в начале еще одного фильма Пола Томаса Андерсона — «Нефть». Когда Дэниел падает и ломает себе ногу, ему приходится ползти назад. В этом кадре использован наклон вверх и небольшое панорамирование, что отлично доносит до зрителя, насколько сложная перед Дэниелом стоит задача.

Спуск или подъем

Спуск или подъем камеры обычно производится при помощи крана. Как и наклон, эту технику часто применяют, чтобы заявить сцену, но визуально подобное движение выглядит гораздо драматичнее. Спуск или подъем также полезен, когда на экране грандиозная сцена. В таком случае движение помогает создать необычную перспективу происходящего.

Наезд

Наезд (и обратное движение, отъезд) — это одна из самых универсальных техник. Применяя его, операторы перемещают камеру назад, вперед или даже боком по предварительно проложенным рельсам или при помощи колес. Наезд на персонажа (а также отъезд от него) — привычный прием, который значительно повышает кинематографичность фильма. Самые медленные наезды тоже оказывают мощное воздействие на зрителя, даже если он воспринимает их только на уровне подсознания. Наезд на персонажа может вложить в его действия и слова больше смысла и важности. Отъезд же может создать чувство изоляции, как будто мы бросаем героя, уходим от него.

Как пример, рассмотрим боковое движение в фильме «Таксист». Здесь камера будто специально уводит зрителя от разговаривающего по телефону главного героя, понимая, что у него вряд ли что-нибудь выйдет. Мы как зрители тоже осознаем, что протагониста ждет неудача.

Подобная же техника может быть использована для того, чтобы следить за движениями. Подобные кадры даже называют «следящими». Их можно снимать также и на стедикам, что делает движение более свободным, так как оно не привязано к заранее размеченному пути.

Надеюсь, теперь вы сможете различать эти операторские техники, которые можно увидеть практически в каждом фильме, а возможно — даже анализировать их на теоретическом уровне.

Источник: nofilmschool.com

Еще по теме

Диктор: Вера Коцюба
  Вера Коцюба Журналист, диктор и ведущая телепрограмм, официальный голос...
«Движение вверх»: как научить камеру летать быстрее мяча
Раскадровки и тестовые съемки В течение полугода три раза в неделю...
Составляем смету на грим: что учесть и чего опасаться гримеру
Молодые гримеры часто спрашивают меня — как рассчитывать смету закупки...
Самые кассовые фильмы в мире
Для зрителей поход в кино – развлечение. Зато для создателей...
Дорамы 2023
10 дорам, которые вы захотите посмотреть в 2023 году
Новый год - хороший повод открыть для себя что-то новое...
София Коппола фильмы
Лучшие фильмы в карьере Софии Копполы
В мире кинематографа, где каждый кадр и сюжетная линия могут...
Еда в кино: как подать блюдо в кадре
Еда как неотъемлемая часть повседневной жизни (не только в праздничные...
Мастер: Эльдар Рязанов
Грустная комедия и жизнеутверждающая сказка Кадр из фильма «Берегись автомобиля»...