Практика

Как получить финансирование на фильм в Голливуде

Оператор Егор Поволоцкий делится своими наблюдениями о том, насколько успех фильма зависит от его стоимости, и как 150 тысяч долларов бюджета можно растянуть до 2 миллионов, чтобы картину было легче продать

  • 5 августа
  • 2798
Егор Поволоцкий

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Для фильма недостаточно хорошего сценария, прекрасной команды и актеров. Как бы он ни был хорош, без бюджета вы не сможете вытянуть его на уровень кинопроката (не надо приводить в пример «Мандарин» Шона Бейкера, на больших экранах он прошел так себе).

Бюджет, к сожалению, напрямую влияет на качество кино. С большими бюджетом можно взять популярных актеров, хорошее оборудование, лучшую команду, дорогие локации, сделать убедительный продакшн-дизайн и так далее. Любой агент по продажам уже может примерно сказать, как он продаст фильм в США и по всему миру, основываясь на том, кто в нем играет и какому жанру он принадлежит. Агент прикинет, какие компании могут купить фильм и и за сколько, получит ли он театральный релиз или нет. («Судная ночь», к примеру, даже при достаточно плохом сценарии, игре актеров и 6 миллионах на продакшн, собрала в прокате 60 миллионов. Сыграл фактор интереса — тема, которую до этого в кино не видели)
 
Трейлер фильма «Судная ночь»

В большинстве случаев именно актеры, а не сценарий, продают ваш фильм. На своем опыте убеждался не раз — сняли чудесный фильм, а он никуда не идет, потому что в нем нет известных исполнителей. Не думайте, пожалуйста, что если, к примеру, Уиллем Дефо играет в короткометражках, он пойдет на ваш студенческий фильм.

Со мной в академии учился один режиссер, который потратил на свой выпускной фильм 200 000$ и привел очень известную актрису (не буду говорить ее имя). Что потом стало с его фильмом я, к сожалению, не знаю, но это был самый дорогой проект, снятый студентом NYFA. Большинство актеров снимутся где угодно, если вы заплатите их гонорар. Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Скарлетт Йоханссон — прекрасные актеры, получившие известность, благодаря изумительным творческим фильмам, но никто из них не гнушается сниматься в кинокомиксах.
 
Трейлер фильма «Мстители: Война бесконечности»

В современных реалиях за полмиллиона долларов уже можно снять хороший фильм, а если у вас есть 3-5 миллионов — вы, с большой вероятностью, сможете его хорошо продать. Очень часто кино, снятое за стандартные для сверхмалобюджетного проекта 150 000$, тяжело продать, а деньги оказываются выброшены на ветер. А как же найти эти миллионы, спросите вы? Как раз про это я вам и собираюсь рассказать. Хочу сразу уточнить — описанное ниже основано на моем личном опыте.

Три составляющих бюджета


Спайк Ли был одним из первых кто научился при небольшом стартовом бюджете доставать необходимые миллионы. Метод этот достаточно простой, но везде есть свои «но».

Сейчас у большинства фильмов бюджет разделен как минимум на три части: бюджет на звезду, MG (минимальная гарантия) из дистрибьюторских компаний и налоговый кредит (tax credit).

Фото: Marco Xu
Фото: Marco Xu

Первая и самая главная часть бюджета — бюджет на звезду. Считайте, что это ваш стартовый капитал, без него запустить фильм не получится. Допустим, у вас есть сценарий. Казалось бы, невозможно получить актера через его агентов и нужно актера знать лично. Это совершенно неверно. Имея сценарий, презентацию и, самое главное, — гонорар актера, вы сможете получить любую голливудскую звезду (исключая, конечно, таких монстров, как Харрисон Форд, слово которого очень много значит).

Многие голливудские актеры ведут беспорядочную жизнь, прожигая деньги, так что рано или поздно возникает ситуация, когда отказаться от миллиона долларов становится невозможно. Именно столько составляет дневной гонорар Брюса Уиллиса, который берет все проекты, которые отвечают его финансовым требованиям, — нужно платить алименты.

К примеру, у вас есть 200 000$ — за эти деньги вы легко наймете известного актера, на подобное пойдет большинство так называемых «B-листеров». В Голливуде существует рейтинг актеров в алфавитном порядке. «А-листеры» — это самые «горячие» и оскароносные актеры кино и сериалов. «B-листеры» — актеры и звезды ТВ, которые были топовыми 10 лет назад, но остаются популярны у старшей аудитории.

Фото: Jacob Owens
Фото: Jacob Owens

Вторая не менее важная часть бюджета — так называемый налоговый кредит, или tax credit — деньги, полученные от правительства штата, в котором снимается фильм или сериал. Поддерживая производство кино, штаты тем самым создают рабочие места, развивают города и поддерживают экономику. Штат возвращает вам процент от потраченной на его территории суммы, поэтому большинство компаний переводят производство франшиз и сериалов в Атланту, штат Джорджия, которая возвращает 20% — в Лос-Анджелесе такого нет, и снимать кино намного дороже, чем в других городах США.

Tax credit или cash refund достигает 35% (Луиcвилл, Кентукки). В Сан-Диего, к примеру, его только начали предлагать. Предоставляя чеки в film office, вы можете получить процент назад во время заполнения налоговой декларации (с США это происходит в течение пары месяцев, как правило, с февраля по апрель). Так вот, к примеру, имея 35% возврата, вам нужно найти инвестора, который вложит эту сумму (покроет tax refund, который потом ему вернется). Этот вид инвестиции самый безопасный — инвестору деньги возвращает штат, а не продюсер или дистрибьюторская компания.

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Вооружившись предварительно подсчитанным бюджетом, бизнес-планом, подписью актера и tax credit, вы идете к дистрибьютору, который по вышеуказанным документам предполагает возможные продажи. Он может даже дать вам минимальную гарантию (MG — minimum guarantee) — деньги, которые он 100% вам выплатит, оценив ваш проект. Это третья часть вашего бюджета — найти инвестора под MG сложнее, но реально.

К дистрибьюторам обращаются агенты по продаже фильмов, поэтому вам нужно будет найти такого агента. Он разработает стратегию продаж, страны, в которых вы сможете получить театральный релиз, или продаст ваш фильм на интернет-платформу (Amazon, Netflix). В Китае, к примеру, большинство бокс-офиса составляет именно продажи на интернет-платформах.

Вот и все. Пользуясь этим подходом, вы сможете 200 000$ бюджета растянуть до 2 миллионов. Но не думайте что все настолько просто. Есть множество подводных камней, на которые и налетел один из моих фильмов, о котором я расскажу в следующей статье.
 

Обложка: Сhris Murray

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2202
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1483
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1213
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1164
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1128
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее