Практика

Как комик Бо Бернэм решился на режиссерский дебют о восьмикласснице

Вооружившись своими неврозами и слабостями (а также заручившись поддержкой восходящей звезды Элси Фишер), Бо Бернэм снял историю одной девочки, которая будет понятна почти каждому

  • 2 августа
  • 1350

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Уже прошло почти полгода с тех пор, как Бо Бернэм показал свой режиссерский дебют на фестивале «Сандэнс», но он до сих пор помнит этот день, как будто это было вчера: ему было страшно. Как считает сам 27-летний стендапер и новоиспеченный режиссер, страх этот был связан не с качеством фильма, игрой актеров или детальностью сценария, а с самим фактом, что он, молодой парень, решился показать историю о взрослении совсем юной девушки. Но как? Почему именно он?
 
Трейлер фильма «Восьмой класс»

«Я сильно переживал из-за этого фильма, особенно из-за того, что я парень, который хочет рассказать именно эту историю. Мне постоянно казалось, что у меня большие проблемы».

Бернэму не стоило так переживать, ведь его фильм — очаровательная комедия, рассказанная от лица тринадцатилетней восьмиклассницы Кайлы (роль исполнила только-только зародившаяся звезда Элси Фишер) — стал сенсацией на фестивале. Лента собрала тонны положительных отзывов, а еще убедила студию A24, гиганта дистрибуции независимого кино, что в ее руках оказался очередной хит. И правда, как мужчине удалось написать такой сценарий?

Бо Бернэм на съемках фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Linda Kallerus / A24
Бо Бернэм на съемках фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Linda Kallerus / A24

«Мне хотелось поговорить о влиянии интернета на нашу жизнь. Я очень много занимаюсь стендапом, говорю о своих чувствах, и самый большой отклик я нашел в девушках-подростках лет четырнадцати-пятнадцати, даже больше, чем у молодых людей», — рассказывает Бернэм, который начинал свою карьеру на YouTube еще в подростковом возрасте, публикуя музыкальные видео, основанные на каламбурах.

В каком-то смысле это даже забавно, что Элси Фишер, исполнительница главной роли, сказала, что в 12 лет открыла для себя творчество Бернэма и вскоре стала его фанаткой, даже до того, как она прочитала сценарий фильма.
 

История об этой девочке


Когда Бернэма спросили, мог ли бы персонаж Кайлы быть мальчиком, стендапер ответил категорично: «Просто нет. Я прописывал много персонажей, но именно Кайла кажется настоящей. Я никогда не считал, что пишу историю о каком-то подростке. Это история именно об этой девочке».

Герои фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Josh Ethan Johnson / A24
Герои фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Josh Ethan Johnson / A24

В первый раз зрителю показывают Кайлу, когда она рассказывает на камеру вдохновляющую речь о том, как важно быть собой, — это видео она вскоре выложит на свой YouTube-канал. Такое знакомство с персонажем сразу же располагает зрителя к героине, но, что еще более важно, он понимает, что под маской видеоблогера скрывается закомплексованный подросток, которым пренебрегают все вокруг: в школе никто не смотрит ее ролики, никто с ней даже не пытается заговорить. Эти видео для Кайлы стали не просто способом скоротать время, а огромной отдушиной, куда она выплескивает все свои чувства и потребность во внимании, которого ей так не хватает.

«Меня всегда интересовала средняя школа, потому что это очень странное и жестокое место. Я знаю, что это слишком грубое обобщение, но девочки обычно копаются в себе гораздо глубже мальчиков. Это я понял, пообщавшись с сотнями девочек. Сложно сказать, заложено ли это в них природой или это вопрос социализации. В интернете есть куча видео, где девочки тринадцати лет задают себе очень сложные вопросы, раскрывают себя, в то время как мальчики снимают видео про Minecraft. В общем, в этот момент я точно решил, что фильм будет посвящен девочке. Так я смогу говорить о гораздо большем».

Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Sundance Institute
Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Sundance Institute

Сам Бернэм вспоминает свои годы в средней школе «нестабильными и немного напряженными». Он рассказывает, как переписывался в чатах с девочками, которые ему нравились, — так он пытался создать себе определенный образ, дистанцироваться от происходящего вокруг — все это есть в фильме «Восьмой класс».

«Мне не хотелось давить на ностальгические чувства. Я не хотел, чтобы фильм полностью отражал мое прошлое. Это картина говорит о моих нынешних переживаниях. То, что это история о девочке, не позволяло мне скатиться в ностальгию и заговорить о себе. Было очень интересно взглянуть на мир глазами восьмиклассницы, и хотя многим кажется, что это довольно простая задача, на самом деле для этого мне пришлось приложить очень много сил. Мы помним свои школьные годы, но мне надо было заново пройти путь взросления вместе с моей героиней».

Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) ./ Фото: Linda Kallerus / A24
Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Linda Kallerus / A24
 

Кино ожило, когда она начала играть 


Бернэм очень волновался, когда пришло время искать актрису на роль Кайлы: автор считал, что одного собственного опыта и переживаний окажется недостаточно для раскрытия истории, что ему нужен подходящий человек, который сможет воплотить в жизнь его задумку.

По иронии судьбы, Бернэм нашел Фишер благодаря ее видео в интернете. Стендапер пролистывал базу данных юных актеров, когда наткнулся на одно из ранних интервью Фишер. До этих пор самой известной работой Элси были мультфильмы «Гадкий Я» (это она кричит: «Какой пушистый!») и английская озвучка российского мультфильма «Маша и медведь»: «Когда я увидел ее, то сразу подумал, что если она умеет играть, то это будет просто идеально. Она пришла на кастинг и действительно показала, что играть она может».
 
Сцена из фильма «Гадкий я»

Бернэм шутит, что знаком со всеми актерами в мире, но Фишер затмила их всех: «Своим появлением она озарила съемочную площадку. Кино оживало, когда она говорила свои реплики. В то время как другие актеры старались играть Кайлу, Элси слилась со своей героиней в единое целое».

Фишер призналась, что до «Восьмого класса» она не видела в своей актерской карьере ничего особенного: «Во-первых, практически никогда не встретишь роль, рассчитанную на подростка с акне, а в то время этого у меня было полно. Во-вторых, все роли как-то неискренни. Поначалу я немного удивилась, когда прочитала сценарий — он был написан крайне необычно, нестандартно. Таких персонажей нигде не встретишь. За исключением, пожалуй, тех, кто нарочито заикается, и это становится их главной „фишкой“».

Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: A24
Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: A24

Больше всего Бернэма удивило, что Фишер искренне полюбила своего персонажа, и это помогло посмотреть на картину новым взглядом: «Другие актеры, которые пробовались на роль, были похожи на уверенных в себе подростков, которые изображают стеснительность. Элси же показала стеснительную девочку, которая старается быть уверенной. Благодаря ей Кайла стала живым человеком, а это очень важно. Другие видели ее маленькой и невротичной. Быть застенчивым — это не то же самое, что съеживаться при виде неприятностей. Это значит, что ты хочешь выразить свое мнение».

Подростки очень чутко ощущают фальшь, и кто бы мог лучше справиться с ролью восьмиклассницы, чем человек, который совсем недавно выпустился из средней школы. Фишер не нашла повода придраться к истории: «Пока я не получила роль, я не могла прочитать сценарий полностью, но то, что я увидела, меня ни капельки не удивило, ведь я к тому времени уже знала Бо: в сюжете отражены все его переживания, только перенесенные в совсем иного персонажа».

Бернэм поощрял энтузиазм Фишер, и она начала импровизировать даже во время кастинга: «Я говорю ей: импровизируй, тебе ведь самой виднее. Я никогда не был тринадцатилетней девочкой и уж точно не был ей в 2018 году. Покажи мне, как это».

Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: A24
Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: A24
 

Все сложно


Так как же это, быть 13-летней девочкой в 2018 году? Очень сложно, и фильм Бернэма не стесняется этого, раскрывая эту тему во многих сценах — от вечеринки с бассейном до повседневной жизни Кайлы. Но фильм не всегда грустный, поскольку Кайла понимает себя, и это помогает ей справиться с трудностями.

Во второй половине фильма Кайла начинает флиртовать с, казалось бы, добрым молодым человеком из старшей школы Райли (Дэниэл Золгарди). И после встречи в торговом центре с новыми друзьями он предлагает отвезти Кайлу домой. В момент, когда машина останавливается у обочины, и герои оказываются на заднем сидении, зрители находятся в ожидании худшего (на премьере было слышно, как все в один момент вдохнули с ужасом). Ничего смертельно плохого в сцене не произошло, но она хорошо манипулирует зрителем.

«Люди наверняка вздохнут с облегчением, когда поймут, что сцена закончилась вовсе не так, как могла бы, — сказал Бернэм — Но, в принципе, этого уже достаточно: событие играет очень важную роль в становлении героев, для этого не обязательно показывать насилие. Я хотел, чтобы это была сцена из разряда тех событий, о которых впоследствии говорят: „И что, он подсел к тебе на заднее сидение, дотронулся до руки, ты сказала „Нет“ и ничего не случилось?» Но, воспринимая ее в контексте, ты видишь в этом правду жизни».

Бо Бернэм и Элси Фишер на съемках фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Linda Kallerus / A24
Бо Бернэм и Элси Фишер на съемках фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: Linda Kallerus / A24

Фишер, смеясь, уверяет, что съемки этой сцены не были такими напряженными, как может показаться: «Вместе со съемочной группой нас сидело шестеро в машине». Она прекрасно понимает, насколько важно здесь было ее мастерство как актрисы.

«Мы решили быть предельно честными со зрителем, мы выбрали очень эмоциональный подход к сцене — все это ради того, чтобы показать, насколько важными могут оказаться такие события. В особенности это касается повседневной жизни, когда женщины чувствуют себя в ловушке и не могут отказать такому милому парню, который отлично знает, как завоевать чужое доверие».
 

Хаос


«Восьмой класс» — это невероятно уютный и правдивый фильм, который заслуженно получил положительный отклик от критиков и зрителей. Более того, эта картина может поднять Бернэма и Фишер до невиданных прежде высот. Им обоим прочат номинации на «Оскар», но Элси не строит больших надежд: «Одноклассникам плевать, какой там фильм с моим участием выходит. Конечно, меня поддерживают друзья, но их это тоже не особо волнует: когда я показала им трейлер, первые несколько минут он их захватил, но потом они как будто позабыли о нем».

Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: A24
Кадр из фильма «Восьмой класс» (2018) / Фото: A24

Фишер продолжает ходить на кастинги, но из-за бурной школьной жизни это не единственное ее любимое занятие. Бернэм признается, что ему очень трудно отпустить те времена, когда он работал над «Восьмым классом», и очень надеется как можно скорее найти новую историю, которая вовлечет его так же сильно: «Как только выйдет на экраны мой дебют, я дам себе передышку и пораскину мозгами в одиночестве. Кто знает? Может, мой следующий фильм будет называться „Пятый класс“. Или, например, я попробую экранизировать „Повелителя мух“. И вот тогда точно наступит хаос в мире».

В то же время Элси очень надеется, что Бернэм вскоре перестанет переживать обо всем этом: «Надеюсь, он найдет проект, который сможет сделать его таким же счастливым. Я не думаю, что он вернется к стендапу, скорее продолжит режиссерскую карьеру. Я просто хочу, чтобы он занимался любимым делом. Он великолепный режиссер и сценарист. И, что очень важно, прекрасный человек».

Источник: Indiewire
 

Обложка: Бо Бернэм и Элси Фишер на съемках фильма «Восьмой класс» (2018) / Linda Kallerus / A24


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2427
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1798
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1497
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1494
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1379
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1304
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее