Практика

10 советов Пола Верховена режиссерам

Пол Верховен, один из крупнейших возмутителей кинематографического спокойствия, отмечает 80-летие и делится наблюдениями о режиссуре: в чем мистика творчества, почему важны подготовка, доверие и самоирония, а также, конечно же, как ставить постельные сцены


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Держите себя в форме


На съемках фильма «Черная книга» (2006) / Фото: Thom Hoffman
На съемках фильма «Черная книга» (2006) / Фото: Thom Hoffman

Рекомендую всегда поддерживать хорошую физическую форму. Избегайте алкоголя и других злоупотреблений, потому что кинопроизводство — вещь и без этого очень изнурительная. Создание фильма — это двадцать четыре часа непрерывной работы, поэтому свободное время лучше тратьте на сон.
 

2Плывите по течению


Если вы хотите работать в США, то лучший совет, который я бы сам хотел услышать, сводится к формуле «Плыви по течению». Не пытайтесь привнести что-то свое собственное. Просто старайтесь быть американцем и быть с американцами, следовать за ними. Забудьте обо всем, чему вас учили в Европе. Конечно, европейские черты здесь все еще можно найти, но все равно у них американское преломление. Запомните, что в Штатах все устроено примерно так: вы приходите, вам говорят, что делать, и вы это делаете. Собственное видение вы можете привнести, только если будете еще и продюсером своего фильма, как это делает Стивен Спилберг, например. В общем, для собственного творчества в Америке пространства очень мало, по крайней мере, для меня. Хотите делать что-то свое — делайте это лучше в Европе.
 

3Уделяйте особое внимание подготовке


На съемках фильма «Она» (2016) / Фото: SBS Distribution
На съемках фильма «Она» (2016) / Фото: SBS Distribution

Старайтесь уделять подготовке как можно больше внимания. Обязательно делайте зарисовки, раскадровки, записи, пометки. Они помогут, когда у вас возникнет ступор или вдруг потеряете вдохновение. Иногда в таких ситуациях можно просто посмотреть на раскадровку и сделать все по ней. Возможно, это будет не самое лучшее решение, но это будет хоть какое-то решение, и вы не будете просто сидеть с мыслью: «Так, нужно срочно что-то изобрести». Конечно, никогда ничего не получается так, как вы планировали в сценарии. Даже если раскадровать каждый кадр, площадка неизбежно внесет свои коррективы. Даже если все детально спланировать, все равно останутся вещи, которые невозможно предугадать. Это, кстати, очень удивляет студии. Иногда приятно удивляет, а иногда и не очень.
 

4Принимайте свои фильмы и бойтесь их


Мистика искусства в том, что когда вы что-то начинаете творить, вы не знаете, чем это закончится. Ваша интуиция и талант заставляют вас творить, но важная вещь состоит в том, что вы можете не знать, что именно делаете. Художник — это в каком-то смысле путешественник, человек, ищущий приключение, открывающий что-то. Без приключения творчество становится извращением, именно поэтому я никогда не делал сиквелов. Ведь если вы уже сделали что-то однажды, путешествие пройдено, а значит в чем смысл его повторения? Фильм должен быть чем-то, что вы воспринимаете и что вы боитесь одновременно.
 

5Доверяйте своей команде


Будьте доброжелательны и сохраняйте хорошие отношения с актерами и съемочной группой. Выслушивайте предложения и будьте готовы признать, если вы в чем-то неправы. Будьте готовы даже принести извинения перед всей командой, если это необходимо. Я до сих пор иногда так делаю. Не бойтесь показаться человеком, совершающим ошибки. Как говорили мне мои родители: «Если у тебя случился конфликт, постарайся разрешить его до захода солнца». Очень хороший совет относительно кинопроизводства, на мой взгляд.

На съемках фильма «Черная книга» (2006) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Черная книга» (2006) / Фото: Warner Bros.

А еще я очень верю в режиссеров монтажа. Разве можно говорить о творчестве, если я буду рассказывать монтажеру, как ему работать? Поэтому важно доверие. Конечно, если я вижу, что сцена решается не так, как нужно, я попрошу ее переделать, но такое случается редко. Все, что нужно, — это выбрать правильного режиссера монтажа. Я стараюсь никогда не вмешиваться в работу монтажера, или оператора, или композитора. Они могут проявить свой талант только тогда, когда имеют абсолютную свободу. И я даю им ее.
 

6Смейтесь над своими ошибками


У меня до сих пор хранится моя «Золотая малина» (антинаграда в номинации «Худший режиссер» за фильм «Шоугелз» — прим. tvkinoradio.ru). Прийти и получить ее было очень освобождающим опытом. Как завещал Иисус: «Если тебя ударят по правой щеке, подставь левую». Уверяю вас, Иисус был абсолютно прав. Возможно, «Золотая малина» — это не та слава, которой я добивался, но тем не менее чувствовал я себя, как будто воскрес после распятия.
 
Трейлер фильма «Шоугелз» (1995)
 

7Главное в фильме — это актеры


Знакомьтесь с ними на вечеринках. Дружите с ними. Если в вашей картине будут актеры калибра Брэда Питта, ее точно получится сделать, и это уже не будет зависеть от продюсеров.

Какие три качества я ценю в актерах? Во-первых, они должны быть красивыми. Я ведь хочу, чтобы мой фильм окупился. Во-вторых, они должны выполнять то, что я им говорю. А третье тогда уже и не имеет значения.
 

8Нельзя поставить постельную сцену, если ты сам никогда не занимался сексом


Снимая все постельные сцены, я основывался на своем личном сексуальном опыте. Ну, и на опыте тех женщин, которые были со мной. Я подробно расписал каждую постельную сцену в сценарии «Основного инстинкта». Актеры всегда знали, какая часть их тела попадет в кадр, что им нужно целовать, а что лизать. Они, конечно, поначалу спорили, но я сумел их убедить, что все будет хорошо.
 
Трейлер фильма «Основной инстинкт» (1992)
 

9То, что ты делаешь, должно быть успешно


Деньги, которые ты вкладываешь, должны к тебе возвращаться. Это касается и музыки, и живописи, и кинематографа. А еще коммерческое кино позволяет тебе обращаться к самой широкой аудитории, а не только к самому себе или своим друзьям. Кино — это комбинация искусства и коммерции. Если ты делаешь три фильма, которые не окупаются, твоя режиссерская карьера закончена. Таково реальное положение дел.
 

10Исследуйте темную сторону


На съемках фильма «Вспомнить все» (1990) / Фото: TriStar Pictures
На съемках фильма «Вспомнить все» (1990) / Фото: TriStar Pictures 

Вселенная — довольно странное место. Разрушение и созидание встречается везде, не только на Земле. Посмотрите на фотографии, сделанные с помощью телескопа «Хаббл», на галактики, которые поглощают друг друга, только представьте себе масштаб разрушений. Меня всегда привлекала эта тема — разрушительная сторона вселенной. Сексуальность, дружба, любовь — это все другие стороны той же медали. И в своем творчестве я стараюсь задействовать обе стороны. Потому что они обе окружают нас.

Источник: Film School Rejects, IndieWire.
 

Обложка: Пол Верховен на съемках фильма «Робокоп» (1987) / Фото: Orion Pictures 


 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 7452
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4918
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4044
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2953
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее