Главная / Практика / 10 советов Пола Верховена режиссерам

10 советов Пола Верховена режиссерам

1Держите себя в форме

Рекомендую всегда поддерживать хорошую физическую форму. Избегайте алкоголя и других злоупотреблений, потому что кинопроизводство — вещь и без этого очень изнурительная. Создание фильма — это двадцать четыре часа непрерывной работы, поэтому свободное время лучше тратьте на сон.

2Плывите по течению

Если вы хотите работать в США, то лучший совет, который я бы сам хотел услышать, сводится к формуле «Плыви по течению». Не пытайтесь привнести что-то свое собственное. Просто старайтесь быть американцем и быть с американцами, следовать за ними. Забудьте обо всем, чему вас учили в Европе. Конечно, европейские черты здесь все еще можно найти, но все равно у них американское преломление. Запомните, что в Штатах все устроено примерно так: вы приходите, вам говорят, что делать, и вы это делаете. Собственное видение вы можете привнести, только если будете еще и продюсером своего фильма, как это делает Стивен Спилберг, например. В общем, для собственного творчества в Америке пространства очень мало, по крайней мере, для меня. Хотите делать что-то свое — делайте это лучше в Европе.

3Уделяйте особое внимание подготовке

Старайтесь уделять подготовке как можно больше внимания. Обязательно делайте зарисовки, раскадровки, записи, пометки. Они помогут, когда у вас возникнет ступор или вдруг потеряете вдохновение. Иногда в таких ситуациях можно просто посмотреть на раскадровку и сделать все по ней. Возможно, это будет не самое лучшее решение, но это будет хоть какое-то решение, и вы не будете просто сидеть с мыслью: «Так, нужно срочно что-то изобрести». Конечно, никогда ничего не получается так, как вы планировали в сценарии. Даже если раскадровать каждый кадр, площадка неизбежно внесет свои коррективы. Даже если все детально спланировать, все равно останутся вещи, которые невозможно предугадать. Это, кстати, очень удивляет студии. Иногда приятно удивляет, а иногда и не очень.

4Принимайте свои фильмы и бойтесь их

Мистика искусства в том, что когда вы что-то начинаете творить, вы не знаете, чем это закончится. Ваша интуиция и талант заставляют вас творить, но важная вещь состоит в том, что вы можете не знать, что именно делаете. Художник — это в каком-то смысле путешественник, человек, ищущий приключение, открывающий что-то. Без приключения творчество становится извращением, именно поэтому я никогда не делал сиквелов. Ведь если вы уже сделали что-то однажды, путешествие пройдено, а значит в чем смысл его повторения? Фильм должен быть чем-то, что вы воспринимаете и что вы боитесь одновременно.

5Доверяйте своей команде

Будьте доброжелательны и сохраняйте хорошие отношения с актерами и съемочной группой. Выслушивайте предложения и будьте готовы признать, если вы в чем-то неправы. Будьте готовы даже принести извинения перед всей командой, если это необходимо. Я до сих пор иногда так делаю. Не бойтесь показаться человеком, совершающим ошибки. Как говорили мне мои родители: «Если у тебя случился конфликт, постарайся разрешить его до захода солнца». Очень хороший совет относительно кинопроизводства, на мой взгляд.

А еще я очень верю в режиссеров монтажа. Разве можно говорить о творчестве, если я буду рассказывать монтажеру, как ему работать? Поэтому важно доверие. Конечно, если я вижу, что сцена решается не так, как нужно, я попрошу ее переделать, но такое случается редко. Все, что нужно, — это выбрать правильного режиссера монтажа. Я стараюсь никогда не вмешиваться в работу монтажера, или оператора, или композитора. Они могут проявить свой талант только тогда, когда имеют абсолютную свободу. И я даю им ее.

6Смейтесь над своими ошибками

У меня до сих пор хранится моя «Золотая малина» (антинаграда в номинации «Худший режиссер» за фильм «Шоугелз» — прим. tvkinoradio.ru). Прийти и получить ее было очень освобождающим опытом. Как завещал Иисус: «Если тебя ударят по правой щеке, подставь левую». Уверяю вас, Иисус был абсолютно прав. Возможно, «Золотая малина» — это не та слава, которой я добивался, но тем не менее чувствовал я себя, как будто воскрес после распятия.

Трейлер фильма «Шоугелз» (1995)

7Главное в фильме — это актеры

Знакомьтесь с ними на вечеринках. Дружите с ними. Если в вашей картине будут актеры калибра Брэда Питта, ее точно получится сделать, и это уже не будет зависеть от продюсеров.

Какие три качества я ценю в актерах? Во-первых, они должны быть красивыми. Я ведь хочу, чтобы мой фильм окупился. Во-вторых, они должны выполнять то, что я им говорю. А третье тогда уже и не имеет значения.

8Нельзя поставить постельную сцену, если ты сам никогда не занимался сексом

Снимая все постельные сцены, я основывался на своем личном сексуальном опыте. Ну, и на опыте тех женщин, которые были со мной. Я подробно расписал каждую постельную сцену в сценарии «Основного инстинкта». Актеры всегда знали, какая часть их тела попадет в кадр, что им нужно целовать, а что лизать. Они, конечно, поначалу спорили, но я сумел их убедить, что все будет хорошо.

Трейлер фильма «Основной инстинкт» (1992)

9То, что ты делаешь, должно быть успешно

Деньги, которые ты вкладываешь, должны к тебе возвращаться. Это касается и музыки, и живописи, и кинематографа. А еще коммерческое кино позволяет тебе обращаться к самой широкой аудитории, а не только к самому себе или своим друзьям. Кино — это комбинация искусства и коммерции. Если ты делаешь три фильма, которые не окупаются, твоя режиссерская карьера закончена. Таково реальное положение дел.

10Исследуйте темную сторону

Вселенная — довольно странное место. Разрушение и созидание встречается везде, не только на Земле. Посмотрите на фотографии, сделанные с помощью телескопа «Хаббл», на галактики, которые поглощают друг друга, только представьте себе масштаб разрушений. Меня всегда привлекала эта тема — разрушительная сторона вселенной. Сексуальность, дружба, любовь — это все другие стороны той же медали. И в своем творчестве я стараюсь задействовать обе стороны. Потому что они обе окружают нас.

Источник: Film School Rejects, IndieWire.


Обложка: Пол Верховен на съемках фильма «Робокоп» (1987) / Фото: Orion Pictures 

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...