Практика

10 советов Пола Верховена режиссерам

Пол Верховен, один из крупнейших возмутителей кинематографического спокойствия, отмечает 80-летие и делится наблюдениями о режиссуре: в чем мистика творчества, почему важны подготовка, доверие и самоирония, а также, конечно же, как ставить постельные сцены

  • 18 июля 2018
  • 3200
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Держите себя в форме


На съемках фильма «Черная книга» (2006) / Фото: Thom Hoffman
На съемках фильма «Черная книга» (2006) / Фото: Thom Hoffman

Рекомендую всегда поддерживать хорошую физическую форму. Избегайте алкоголя и других злоупотреблений, потому что кинопроизводство — вещь и без этого очень изнурительная. Создание фильма — это двадцать четыре часа непрерывной работы, поэтому свободное время лучше тратьте на сон.
 

2Плывите по течению


Если вы хотите работать в США, то лучший совет, который я бы сам хотел услышать, сводится к формуле «Плыви по течению». Не пытайтесь привнести что-то свое собственное. Просто старайтесь быть американцем и быть с американцами, следовать за ними. Забудьте обо всем, чему вас учили в Европе. Конечно, европейские черты здесь все еще можно найти, но все равно у них американское преломление. Запомните, что в Штатах все устроено примерно так: вы приходите, вам говорят, что делать, и вы это делаете. Собственное видение вы можете привнести, только если будете еще и продюсером своего фильма, как это делает Стивен Спилберг, например. В общем, для собственного творчества в Америке пространства очень мало, по крайней мере, для меня. Хотите делать что-то свое — делайте это лучше в Европе.
 

3Уделяйте особое внимание подготовке


На съемках фильма «Она» (2016) / Фото: SBS Distribution
На съемках фильма «Она» (2016) / Фото: SBS Distribution

Старайтесь уделять подготовке как можно больше внимания. Обязательно делайте зарисовки, раскадровки, записи, пометки. Они помогут, когда у вас возникнет ступор или вдруг потеряете вдохновение. Иногда в таких ситуациях можно просто посмотреть на раскадровку и сделать все по ней. Возможно, это будет не самое лучшее решение, но это будет хоть какое-то решение, и вы не будете просто сидеть с мыслью: «Так, нужно срочно что-то изобрести». Конечно, никогда ничего не получается так, как вы планировали в сценарии. Даже если раскадровать каждый кадр, площадка неизбежно внесет свои коррективы. Даже если все детально спланировать, все равно останутся вещи, которые невозможно предугадать. Это, кстати, очень удивляет студии. Иногда приятно удивляет, а иногда и не очень.
 

4Принимайте свои фильмы и бойтесь их


Мистика искусства в том, что когда вы что-то начинаете творить, вы не знаете, чем это закончится. Ваша интуиция и талант заставляют вас творить, но важная вещь состоит в том, что вы можете не знать, что именно делаете. Художник — это в каком-то смысле путешественник, человек, ищущий приключение, открывающий что-то. Без приключения творчество становится извращением, именно поэтому я никогда не делал сиквелов. Ведь если вы уже сделали что-то однажды, путешествие пройдено, а значит в чем смысл его повторения? Фильм должен быть чем-то, что вы воспринимаете и что вы боитесь одновременно.
 

5Доверяйте своей команде


Будьте доброжелательны и сохраняйте хорошие отношения с актерами и съемочной группой. Выслушивайте предложения и будьте готовы признать, если вы в чем-то неправы. Будьте готовы даже принести извинения перед всей командой, если это необходимо. Я до сих пор иногда так делаю. Не бойтесь показаться человеком, совершающим ошибки. Как говорили мне мои родители: «Если у тебя случился конфликт, постарайся разрешить его до захода солнца». Очень хороший совет относительно кинопроизводства, на мой взгляд.

На съемках фильма «Черная книга» (2006) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Черная книга» (2006) / Фото: Warner Bros.

А еще я очень верю в режиссеров монтажа. Разве можно говорить о творчестве, если я буду рассказывать монтажеру, как ему работать? Поэтому важно доверие. Конечно, если я вижу, что сцена решается не так, как нужно, я попрошу ее переделать, но такое случается редко. Все, что нужно, — это выбрать правильного режиссера монтажа. Я стараюсь никогда не вмешиваться в работу монтажера, или оператора, или композитора. Они могут проявить свой талант только тогда, когда имеют абсолютную свободу. И я даю им ее.
 

6Смейтесь над своими ошибками


У меня до сих пор хранится моя «Золотая малина» (антинаграда в номинации «Худший режиссер» за фильм «Шоугелз» — прим. tvkinoradio.ru). Прийти и получить ее было очень освобождающим опытом. Как завещал Иисус: «Если тебя ударят по правой щеке, подставь левую». Уверяю вас, Иисус был абсолютно прав. Возможно, «Золотая малина» — это не та слава, которой я добивался, но тем не менее чувствовал я себя, как будто воскрес после распятия.
 
Трейлер фильма «Шоугелз» (1995)
 

7Главное в фильме — это актеры


Знакомьтесь с ними на вечеринках. Дружите с ними. Если в вашей картине будут актеры калибра Брэда Питта, ее точно получится сделать, и это уже не будет зависеть от продюсеров.

Какие три качества я ценю в актерах? Во-первых, они должны быть красивыми. Я ведь хочу, чтобы мой фильм окупился. Во-вторых, они должны выполнять то, что я им говорю. А третье тогда уже и не имеет значения.
 

8Нельзя поставить постельную сцену, если ты сам никогда не занимался сексом


Снимая все постельные сцены, я основывался на своем личном сексуальном опыте. Ну, и на опыте тех женщин, которые были со мной. Я подробно расписал каждую постельную сцену в сценарии «Основного инстинкта». Актеры всегда знали, какая часть их тела попадет в кадр, что им нужно целовать, а что лизать. Они, конечно, поначалу спорили, но я сумел их убедить, что все будет хорошо.
 
Трейлер фильма «Основной инстинкт» (1992)
 

9То, что ты делаешь, должно быть успешно


Деньги, которые ты вкладываешь, должны к тебе возвращаться. Это касается и музыки, и живописи, и кинематографа. А еще коммерческое кино позволяет тебе обращаться к самой широкой аудитории, а не только к самому себе или своим друзьям. Кино — это комбинация искусства и коммерции. Если ты делаешь три фильма, которые не окупаются, твоя режиссерская карьера закончена. Таково реальное положение дел.
 

10Исследуйте темную сторону


На съемках фильма «Вспомнить все» (1990) / Фото: TriStar Pictures
На съемках фильма «Вспомнить все» (1990) / Фото: TriStar Pictures 

Вселенная — довольно странное место. Разрушение и созидание встречается везде, не только на Земле. Посмотрите на фотографии, сделанные с помощью телескопа «Хаббл», на галактики, которые поглощают друг друга, только представьте себе масштаб разрушений. Меня всегда привлекала эта тема — разрушительная сторона вселенной. Сексуальность, дружба, любовь — это все другие стороны той же медали. И в своем творчестве я стараюсь задействовать обе стороны. Потому что они обе окружают нас.

Источник: Film School Rejects, IndieWire.
 

Обложка: Пол Верховен на съемках фильма «Робокоп» (1987) / Фото: Orion Pictures 


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Хорошо забытое старое: 7 иностранных фильмов, отцензурированных в советском прокате

Случай с удалением сцен из «Рокетмена» заставляет вспомнить, казалось бы, канувшую в лету практику отечественной цензуры зарубежных картин. Вспоминаем, как и почему в СССР переделывали и доделывали фильмы Фрица Ланга, Джона Форда, Микеланджело Антониони и других великих

  • 3 июня
  • 36659
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 3275
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2332
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1552
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1448
Практика

Режиссер монтажа фильма «Мы» — о работе с Джорданом Пилом и особенностях хоррора

Николас Мансур («Мы», «Кобра Кай») рассказывает о монтаже фильмов ужасов и невербальных музыкальных сценах

  • 3 июня
  • 1121
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее