Практика

Чему учит Вернер Херцог на своем мастер-классе на Кубе

Самый молодой участник воркшопа режиссера, 17-летний Харли Чаманди — о своем опыте работы с мастером

  • 3 июля
  • 2314

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В прошлом году я попал в число 55 участников воркшопа Black Factory Cinema, который возглавил Вернер Херцог. Обучение проходило на Кубе в международной киношколе города Сан-Антонио-де-лос-Баньос, а учеников отбирали по всему миру.

Афиша воркшопа  Black Factory Cinema / Фото: Black Factory Cinema
Афиша воркшопа  Black Factory Cinema / Фото: Black Factory Cinema

Когда я отправил заявку на участие, я ничего не ждал: мне было всего 17 лет, а количество мест в программе ограничено. Но я прошел, и, хотя поездка стремительно приближалась, я и поверить не мог, что мне предстоит провести 10 дней с человеком, чьи фильмы изменили мой взгляд на жизнь.
 

Куба вместе с Херцогом


Харли Чаманди и Вернер Херцог / Фото: Black Factory Cinema
Харли Чаманди и Вернер Херцог / Фото: Black Factory Cinema

Перед поездкой я очень нервничал и даже представить себе не мог, чего ожидать. Но теперь я знаю: это время я не забуду еще долго. Мне многое удалось узнать не только у самого Вернера Херцога, но и у остальных 54 участников. Все они были чрезвычайно талантливы, многого добились, у каждого была своя история, но цель всего воркшопа одна: снять фильм за 10 дней, показав магию Сан-Антонио-де-лос-Баньос. В этом нам помогали сами жители города.

В первый день мы пошли на разведку в поисках потенциальных локаций и героев, участников местного актерского сообщества. Спустя девять дней на суд Херцога было представлено 55 короткометражек.


Вернер Херцог (справа) общается со студентами во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema

Хотя воркшоп длился всего 10 дней, слова Херцога и его уроки прочно застряли у меня в голове. Советы ниже касаются не только меня, но и всех, кто собирается заниматься кинематографом.
 

Для творчества не нужен бюджет


Вернер Херцог общается со студентами во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema
Вернер Херцог (слева) общается со студентами во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema

Раньше я считал, что кино требует длительной подготовки и больших денег. Как оказалось, это не единственный способ снимать хорошие фильмы. На Кубе у меня не было практически ничего, кроме камеры, и друга Бернардо, который записывал звук на площадке. Я понятия не имел, о чем снимать фильм, но во время поисков наткнулся на 10-летних близнецов Бориса и Брандо. Они оказались настолько любопытными, что фильм я решил снимать именно о них. Я спросил у их родителей, могу ли я задействовать мальчиков в своей картине в качестве актеров, а потом позвал и их бабушек тоже.

Идея фильма родилась из моего страха ехать на воркшоп, из-за стыда за мой юный возраст и недостаток опыта. В центре сюжета оказались близнецы, которые ходят по городу в поисках человека, готового с ними поиграть.

Вернер Херцог во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema
Вернер Херцог во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema

Херцог говорил, что можно снимать хоть по фильму в неделю при условии, что у тебя есть свое уникальное видение и интересная тема для работы. Снимая кино таким образом, вы находите что-то более искреннее и честное. Кроме того, вам приходится принимать решение самостоятельно, и результат этих решений может быть крайне неожиданным.
 

Будьте готовы адаптироваться к окружающей обстановке и обстоятельствам



Вернер Херцог (в центре) во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema

Херцог утверждает, что раскадровки — это инструмент труса. Он уверен, что они нужны только тем, у кого нет воображения. Снимая фильм на Кубе практически без каких-либо средств, я понял: даже если у тебя есть план, нужно уметь адаптироваться под стремительно меняющиеся обстоятельства и окружающую обстановку. Если бы в кино все было спланировано, оно потеряло бы львиную долю своей магии.

Вернер Херцог общается с детьми на Кубе / Фото: Horatio Baltz
Вернер Херцог общается с детьми на Кубе / Фото: Horatio Baltz

К примеру, в последней сцене фильма я планировал снять четырех школьниц на роликах, но на съемки пришла только одна из них. Но и она расплакалась и сказала, что не может сниматься, потому что ей нужно помочь матери приготовить обед. В итоге у нас не было персонажей для финала короткометражки, а времени оставалось в обрез, так что нам пришлось срочно искать решение. В конце концов мы сняли толпу детей, которая ходила за нами все это время. Получилось отлично.
 

Не торопись воплощать свои идеи


Вернер Херцог во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema
Вернер Херцог (справа) во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema

Вечером после съемок Херцог позвал меня к себе. Он ужинал, а я расположился рядом: мы обсудили съемки, и режиссер поделился важными советами. В том числе он сказал, что, по его мнению, нет актеров-детей, а также «не все великое искусство идет от жизни, но большая его часть».

Перед воркшопом у меня накопилась куча вопросов к Херцогу, и как только появилась такая возможность, я их задал. Я спросил, думает ли он о зрителе, когда снимает кино, на что он ответил: «Конечно. Я никогда не снимаю фильмы только для себя». Меня это особенно интересовало, поскольку споры на тему артхаусного кино возникают постоянно, при этом режиссеров, работающих в этом направлении, постоянно называют самовлюбленными.

Затем я спросил, как Херцог определяет, хороша ли идея, которая только что пришла ему в голову. «Я знаю, что идея хороша, когда она появляется у меня в голове и я говорю себе: „Вот оно! Да, это точно ОНО!“», — ответил режиссер. Он также объяснил, что многие идеи как будто находятся в спячке, и может пройти 20 лет, прежде чем он использует одну из них.
 

Не ходите в киношколу


Вернер Херцог во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema
Вернер Херцог во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema

Херцог поделился с нами множеством хороших советов, но, пожалуй, самым важным для меня стал вот этот: не ходить в киношколу. Он сказал ,что там меня просто «пристрелили бы».

Я знал, какой философии Херцог придерживается в плане творчества, но услышав эти слова непосредственно он него, я заволновался: ведь я подал документы только в университеты, связанные с кино, и на тот момент уже не мог изменить свое решение. Режиссер объяснил, что для меня очень важно постоянно расширять свои горизонты и выходить за рамки того, чему учат в киношколе: «Не общайся только с творческими людьми, заведи себе приятеля-мясника, к примеру».

Я последовал его совету и перешел на программу истории искусств, где могу изучать самые различные темы, которые впоследствии смогут послужить источником вдохновения для моих фильмов.
 

После воркшопа



Фильм The Final Act of Joey Jumbler

Вернувшись из Кубы, я начал препродакшн фильма The Final Act of Joey Jumbler (выше). Мне хотелось сделать фильм как можно профессиональнее, так что я решил написать Стефани Вебер Бирон — оператора, удостоенного наград, чьи работы я очень люблю. До этого она снимала «Я убил свою маму» и «Воображаемую любовь» Ксавье Долана, а также «Запретную комнату» Гая Мэддина. Я отправил ей сценарий и, прочитав его, она согласилась поработать со мной.

Вернер Херцог (слева) во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema
Вернер Херцог (слева) во время воркшопа на Кубе / Фото: Black Factory Cinema

Неважно, куда в конечном итоге приведет меня моя карьера. Десять дней с Вернером Херцогом навсегда останутся в моей памяти, и я постоянно буду оглядываться,чтобы убедиться, не целится ли он в меня.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Вернер Херцог / Raffi Asdourian

 


Комментарии

Комментариев: 1

Хороший рассказ… Вдохновляющий.  Все таки есть разница между: «Не суйся дилетант, сначала выучи теорию того, книгу этого, пройди то, пройди это, и у тебя все равно не выйдет так как надо, нужны гоооды!» 
И этим: «Творчеству нельзя научить, оно рождается в тебе самом»
 

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2575
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 2008
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1664
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1547
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1473
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1323
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее