Практика

Field recording: как создать собственную шумотеку

Разбираемся, что такое полевая запись, как ее проводить, а после — систематизировать полученные файлы

  • 26 июня
  • 1796
Артур Кулаков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В самом широком смысле филд-рекординг (полевая запись) — это запись звуков вне студии звукозаписи. Популярность филд-рекординга сейчас растет: и со стороны профессионалов, которые ищут интересные источники звука, и со стороны зрителей, стремящихся к новым аудиальным ощущениям. Средства записи стали максимально доступны (вы можете ознакомиться со статьей про рекордеры, чтобы узнать, на что можно совершать полевые записи), а технологии позволяют манипулировать результатом максимально гибко.

Полевые записи близки к музыкальному жанру «эмбиент» и очень широко используются как «строительный материал» в производстве музыкальных треков: от фона (например, звук дождя в грустных песнях) до основных музыкальных фрагментов, вписанных в структуру песни (например, эмбиент альбомы Брайна Ино).


Композиция с эмбиент-альбома Брайна Ино

Изначально полевые записи использовались только в радиотеатре и кинематографе. В драматических же театральных постановкахприменяли специальный реквизит, имитирующий звуки окружающего мира. Но с развитием технических возможностей филд-рекординг пришел и в театр.

Фото: Julia Nuesslein
Фото: Julia Nuesslein

Широкое распространение в Европе филд-рекординг получил в 60-е годы XX века с распространением мобильной звукозаписывающей аппаратуры и общего настроения «обновления» общества — рост и появление новых экологических обществ, развитие философии созерцания (хиппи и прочее). С помощью филд-рекординга люди стали активно реализовывать свое стремление к познанию и фиксированию окружающего мира. В СССР филд-рекординг практиковался в кружках юных звукооператоров и на занятиях юных натуралистов.

Параболический рефлектор / Иллюстрация из книги Н. Сладкова «Охота за голосами» (Ленинград, 1982)
Параболический рефлектор / Иллюстрация из книги Н. Сладкова «Охота за голосами» (Ленинград, 1982)

Отдельно стоит отметить бинауральную запись, самый необычный и при этом реалистичный вид филд-рекординга. Осуществляется она с помощью микрофонов, расположенных примерно в 18 см друг от друга. Для записи используется манекен, повторяющий форму человеческой головы. Микрофоны крепятся в «ушные раковины» манекена и записывают все происходящее, имитируя тем самым человеческий слух. Такая запись предназначена для прослушивания через наушники, потому что обычные колонки могут вносить свои изменения в звучание. Бинауральная запись звучит объемнее и естественнее, помогает максимально достоверно донести атмосферу до слушателя.

Бинауральный стереомикрофон Neumann KU 100 Dummy head / Фото: Georg Neumann
Бинауральный стереомикрофон Neumann KU 100 Dummy head / Фото: Georg Neumann

Настоящий подъем и развитие филд-рекординг получил в 80-е годы. Этому способствовало появление цифрового звука, более современных мобильных средств записи и, конечно, интернета. Появление тематических порталов и сайтов было только делом времени (в конце статьи — список актуальных ресурсов).

У филд-рекординга есть большой плюс — не обязательно быть специалистом или огромным знатоком техники, чтобы делать такие записи. Создавать их можно не только для профессиональных целей, но и в виде «аудиокартинок на память» — для собственного удовольствия. Кроме того, бытует мнение, что если звук красивый и передает атмосферу — не важно, на что он записан.

Многие специалисты данной сферы звукозаписи отмечают: чтобы получить отличный результат в филд-рекординге, нужно быть, в первую очередь, активным слушателем, фиксировать происходящее без каких-либо комментариев, суждений, социального или иного контекстов. Проникнуться миром окружающих звуков и запечатлеть его в виде аудиозаписи — это и есть работа филд-рекордера.

Фото: Eric Mooney
Фото: Eric Mooney

Всегда стоит помнить, что, несмотря на некоторую простоту данной работы, на деле могут возникнуть трудности: от незапланированных звуков и событий вокруг, до технических проблем, связанных с вашим оборудованием. Так что, прежде чем отправляться на запись, стоит максимально подготовиться и предусмотреть все нюансы.
 
  • Возьмите дополнительные аккумуляторы или батарейки для вашего рекордера.
  • Будьте готовы к внезапной непогоде, если записываетесь на улице. Вам может быть жарко или холодно,а может просто будет идти дождь. Тогда, очевидно, вы не сможете сделать хорошую запись. Так что лучше подстраховаться и защитить себя и свое оборудование.
  • Проверьте всю коммутацию. Провода наушников, микрофонов и прочие кабели должны быть исправны и соответствовать целям записи.
  • Иметь запасную карту памяти для рекордера — правило хорошего тона. Обязательно стоит проверить наличие свободного места на основной карточке и взять запасную,чтобы быть наготове и ничего не пропустить.

Автор знаменитого эмбиент-альбома «El tren fantasma» Крис Уотсон в одном из интервью отметил, что за свою карьеру записал тысячи часов непригодного для использования аудиоматериала, который никогда не будет выпущен. Будьте готовы к любым нюансам и не расстраивайтесь, если что-то не получается — даже профессионалы высокого уровня иногда сталкиваются с трудностями. Если что-то пойдет не так, стоит просто переподготовиться и провести запись еще раз.
 
Композиция с альбома Криса Уотсона «El tren fantasma» 

Кроме портативного рекордера, для удачной записи вам может понадобиться следующее.

Микрофон. Если вы хотите добиться лучшего звучания или придать ему особую краску — вам пригодится внешний микрофон, подключенный к рекордеру. А с многодорожечным рекордером вы сможете использовать несколько микрофонов для более детализированной и объемной записи.

Штатив. Во время записи не всегда удобно держать в руках рекордер или микрофон, подключенный к нему. Особенно если запись длится не один час, а условия не располагают к долгой работе. Поэтому лучше выбрать подходящий штатив. Вместо него можно использовать окружающие предметы, будьте изобретательнее.

Фото: Eric Mooney
Фото: Eric Mooney

Ветрозащита. Обязательный элемент для записи на открытом воздухе. Она избавит вас от ветра, который может безнадежно испортить запись. Также ветрозащита — важный элемент при записи человеческой речи (защита смягчает звучание взрывных согласных «б» и «п»)

Прочная удобная сумка и защита для техники. От локации записи и ваших целей зависит многое, но всегда лучше перестраховаться.
 

Как систематизировать базу звуков?


Чтобы не запутаться в огромном количестве записанных или скачанных аудиоматериалов, предлагаем использовать следующую логику.

1. В общей папке стоит создать тематические подпапки, это будет первым уровнем. Например:
 
  • животные;
  • человек;
  • город;
  • техника;
  • авто и так далее.

2. Следующие подкатегории в папках будут указывать на конкретные источники звука.
 
  • В папке «Животные» могут быть подпапки «Волки», «Медведи», «Собаки», «Кошки» и т.п.
  • В папке «Человек» — «Мужчины», «Женщины», «Дети», «Толпа» и так далее,
  • В папке «Город» — «Улица», «Магазин» и так далее,
  • В папке «Авто»: «Ваз 2114», «Opel Astra», BMW.

3. Следующей подпапкой в каждой из папок могут быть файлы с некими индивидуальными характеристиками, которые сложно обобщить. 
 
  • В папке «Волки»: «Вой», «Бег», «Стая»,
  • В папке «Человек»: «Организм», «Работа», «Досуг» и так далее.

Вы можете использовать эту логику, либо придумать свою. Но всегда стоит помнить важное правило — систематизированная база звуков поможет вам максимально быстро ориентироваться в них.
 
The Atmosphere Collection «Timberwolf In Tall Pines»

Какие бы цели при филд-рекординге вы бы не преследовали, главное — получать от этого удовольствие и доставлять удовольствие слушателям. Желаем вам слушать, слышать и всегда находить нужные звуки.
 

Список полезных и интересных ресурсов, которые помогут вам в работе с полевыми записями


Фото: Wikimedia Commons
     
  aporee.org — здесь можно выложить записанные звуки и связать их с положением на Google Maps

oontz.ru — блог, посвященный филд-рекордингу, бинауральной записи. В нем есть как обычные, так и сюжетные записи, сделанные в России и других городах мира.

bbcsfx.acropolis.org.uk — Настоящий клад BBC. Библиотека из 16 000 звуковых эффектов, собранных за многих годы работы организации. Записи можно прослушивать и сохранять, но без использования в коммерческих целях. Удивительно то, что изначально архив был создан для пожилых людей с деменцией, чтобы помочь им вызывать воспоминания.

noisefx.ru — сайт, призванный помочь в создании аудиорекламы, видеомонтажа, театральных произведений, фильмов, видеоблогов и так далее. Бесплатная база различных звуков и шумов, которая постоянно пополняется.

freesound.org/browse/tags/field-recording — ресурс на котором можно как пользоваться бесплатной библиотекой звуков, так и выкладывать собственные записи.

soundsnap.com — платная база звуков, отличающаяся хорошо подобранными материалами высокого качества.
 
 
 

Обложка: Pixabay

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4333
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3616
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2818
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1966
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1794
Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября
  • 1658
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее