Практика

Что нужно уметь успешному второму режиссеру

Второй режиссер Джейкоб Биттенс рассказывает, к чему нужно быть готовым тем, кто только собирается начинать карьеру второго режиссера

  • 20 мая 2018
  • 1960

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Второй режиссер отвечает за многое и нужен везде — как на больших студийных проектах, так и на безбюджетных короткометражках. Но, если упрощать, то режиссер занимается актерами, а второй режиссер — всей съемочной площадкой. Его департамент отвечает за все необходимые операции и оперирует самой главной валютой в кинопроизводстве — временем.

Джейкоб Биттенс / Фото: Nadia Gilbert
Джейкоб Биттенс / Фото: Nadia Gilbert 

С самого начала проекта второй режиссер разбирает сценарий, распределяя все необходимое в четкую таблицу: персонажей, реквизит, локации, трюки и так далее. После этого он составляет план, в который вносит каждую сцену, которую предстоит снять. В каждой строчке — важная информация о том, КТО, ЧТО, ГДЕ и КОГДА должен делать в сцене. На основе этого плана второй режиссер может эффективнее всего организовать расписание.

Чтобы это сделать, им нужно держать в голове множество факторов еще до того, как начнутся съемки. Большая часть фильмов снимается не в хронологическом порядке. В идеальном мире каждую картину снимают по локациям, группируя в одну смену, допустим, все сцены с каким-то актером, при этом следя, чтобы в день снималось достаточное количество страниц сценария.


 

Импровизация


Сложности всегда вносят хаос в работу. Иногда локация доступна только в определенное время или у актера случается конфликт графиков. Иногда дневную сцену приходится снимать ночью или же вообще нужно успеть все сделать до того, как начнется рабочий день. Всем этим предстоит заниматься второму режиссеру задача которого — свести все эти проблемы к минимуму. Любое изменение в расписании может породить новый конфликт, но возможности для творчества все равно остаются.

Хороший второй режиссер всегда знает, как выйти из самых запутанных ситуаций: заклеить окна черной тканью, чтобы среди дня воцарилась ночь, незаметно подменить актера в кадре или перенести начало смены, чтобы избежать конфликтов. У каждой проблемы есть решение, и опытный второй режиссер всегда с радостью их предлагает.

Наконец, расписание согласовывается с главами департаментов, чтобы не было никаких сюрпризов. Оператор-постановщик должен знать, когда на площадке потребуется кран, реквизитор — когда в дело пойдет средневековый щит.

Джейкоб Биттенс на съемках / Фото: Doubletake productions
Джейкоб Биттенс на съемках / Фото: Doubletake productions 

С приближением первого съемочного дня второй режиссер рассылает вызывные листы — священный документ, содержащий в себе всю основную информацию о смене, включая время прибытия членов группы.
 

Постоянные изменения


Когда дело доходит до площадки, все снова приходится переделывать. Задача второго режиссера — организовать процесс так, чтобы каждая смена заканчивалась эффективно, чтобы команда сняла все нужные кадры. Для этого ему приходится оповещать всех, какой следующий кадр нужно снимать, проверять, работают ли гримеры и костюмеры над актерами, и достаточно ли быстро департаменты справляются со своими задачами. Они следят, чтобы на площадке не было мусора и других предметов, которых не должно быть в кадре, а также общаются с режиссером, чтобы узнать, всем ли он доволен.



 

Доверие команды


Все это требует от второго режиссера постоянного внимания и активности. Он редко садится. Он постоянно в движении, перебегает из одного департамента в другой, чтобы точно знать, что случилось и что должно случиться. Второй режиссер должен быть отличным переговорщиком, должен мотивировать команду делать все быстрее. Съемки — это долгая и тяжелая задача.

Фото: Jacob Bittens / Facebook
Фото: Jacob Bittens / Facebook

При этом нужно поддерживать на площадке моральный дух. Отношения второго режиссера и команды чрезвычайно важны. Если люди не могут положиться на второго режиссера, работа замедляется и обстановка становится напряженной. Во главе угла всегда должно быть решение проблем: «Что нужно, чтобы этот кадр получился? Кто-то еще не готов к дублю? Как долго нужно устанавливать этот источник света?».
 

Вы отвечаете за безопасность каждого на площадке


Безопасность — другой аспект кинопроизводства, за которым второму режиссеру приходится следить. Вместе со старшим механиком он считается главным ответственным по этому вопросу. Они со своими ассистентами должны постоянно проверять, свободны ли нужные проходы, не грозит ли кому-нибудь из присутствующих на площадке опасность и все ли потенциально травматичные ситуации разрешены. Им следует всегда держать в голове, где находится аптечка первой помощи и огнетушитель, а также следить, указан ли адрес ближайшей больницы в вызывном листе.

Джейкоб Биттенс на съемках / Фото: Jacob Bittens / Facebook
Джейкоб Биттенс на съемках / Фото: Jacob Bittens / Facebook  

Работа второго режиссера полна стрессов, ведь вокруг них всегда что-то происходит, причем чаще всего — сразу несколько вещей одновременно. Но и взамен они получают многое. Между ними и командой возникают крепкие товарищеские отношения, потому что каждый день они делают вместе что-то невероятное. Делать кино тяжело, но второй режиссер, благодаря тщательному планированию, усердию и способности адаптироваться, может спасти группу от изнурительных пересъемок. Иногда возможность сказать: «Мы пришли, увидели и победили», — стоит того.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Сonnor Limbocker

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Бар „На грудь“»: как снять популярный веб-сериал и успешно его монетизировать

Мы пообщались с режиссером веб-сериала «Бар „На грудь“» Ириной Вилковой и генеральным продюсером проекта Георгием Шабановым, чтобы узнать, насколько сложно было получить финансирование от RuTube, чем написание веб-сериала отличается от «обычного» сценария, и почему Питер – вдохновляет

  • 5 февраля
  • 3217
Практика

Как искать локации для съемок без бюджета

Вы собираетесь снимать кино, но бюджета на локейшн-менеджера и экспедиции нет. Придется справляться с этим самостоятельно

  • 3 февраля
  • 2170
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса

К выходу «Фаворитки» знакомимся со списком лучших кинокартин по мнению одного из самых необычных режиссеров наших дней, который к тому же стал лидером оскаровской гонки этого года: от греческого и японского арт-хауса до современного экшна

  • 4 февраля
  • 2073
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1387
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1305
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1265
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее