Практика

Приемы: Рапид или slow motion 

Рапидная съемка давно вошла в стандартный набор средств киноязыка, но по-прежнему не перестает удивлять. Разбираемся в истории приема, его смысле и особенностях использования

  • 23 июня 2018
  • 3415
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Что такое рапид?


Рапид (или slow motion) — эффект визуального «замедления времени», который достигается с помощью ускоренной съемки с частотой кадров, превышающей стандартную (24/25 кадров в секунду). При проекции отснятого таким образом материала со стандартной частотой достигается эффект мнимого замедленного движения.
 
Примеры рапидных сцен в истории кино
 

Немного истории


Рапид — один из старейших кинематографических приемов. Кто и когда его впервые применил — вопрос, который, по всей видимости, так и останется предметом дискуссий. Часто первым, кто осознанно стал использовать эффект слоу-мо, называют австрийского физика и священника Августа Мюсгера. В 1904 году он запатентовал собственный способ замедленного воспроизведения изображения.

Вскоре прием получил не только обширное практическое применение, но и теоретическое осмысление. Например, в 1920-е годы о его возможностях размышляли французские авангардисты Жан Эпштейн и Дмитрий Кирсанов и советские кинореволюционеры Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин. Последний называл рапид «крупным планом времени», подразумевая, что ускоренная съемка позволяет зрителю вглядеться в течение времени подобно тому, как мы вглядываемся в портретный крупный план.

По этой же логике другим закрепившимся в советском кино названием техники стала «цайт-лупа» (от немецкого zeit — время, лупа — увеличительное стекло). Ранние примеры использования цайт-лупы в советском кино можно найти, например, в «Броненосце „Потемкин“» (1925) Сергея Эйзенштейна и «Дезертире» (1933) Всеволода Пудовкина.
 
Сцена из фильма «Красавица и чудовище» (1946)

В мировом кино можно выделить несколько фильмов, которые способствовали популяризации приема. Жан Кокто в «Красавице и чудовище» (1946) использовал технику, чтобы подчеркнуть романтическую атмосферу момента. В «Семи самураях» (1954) Акира Куросава продемонстрировал драматический потенциал рапида. В Голливуде один из первых ярких примеров слоу-моушн можно найти в фильме Артура Пенна «Бонни и Клайд» (1967). В хрестоматийном финальном эпизоде расстрела главных героев чередуются кадры, снятые в стандартной скорости и в рапиде. Вскоре после этого прием взяли на вооружение такие разные мастера, как Сэм Пекинпа, Мартин Скорсезе, Андрей Тарковский, Стэнли Кубрик, Вонг Кар-Вай, Уэс Андерсон, Зак Снайдер, Гай Ричи, сестры Вачовски и многие-многие другие, сделав его неотъемлемым элементом киноязыка.
 

Для чего используется рапид


Разберем, для каких основных целей используется slow motion:

Зрелищность

Да, слоу-моушн — это всегда (хорошо, почти всегда) визуально завораживающе. Дело в том, что замедленная съемка позволяет расширить наши природные зрительные способности. Мы получаем возможность увидеть то, что обычно как бы скрыто от наших глаз или, вернее, от нашего восприятия. Таким образом рапид раскрывает перед нами в большей полноте красоту, фактурность различных явлений. В качестве примера, почему бы не взять взрывы. За примером обратимся к «Повелителю бури» Кэтрин Бигелоу.
 
Сцена из фильма «Повелитель бури» (2008)

Эпичность

Если вам необходимо подчеркнуть особый вес того или иного события, героя, его крутость, то слоу-моушн — пусть и несколько прямолинейный, но отлично работающий инструмент. Об этом как никто другой знает Майкл Бэй.
 
Кадры из фильма «Скала» (1996)

Драматизм

Тяжелые, трагические, драматичные моменты тоже могут оказаться еще сильнее, если их растянуть во времени. В уже упоминавшихся «Семи самураях» так показана гибель ряда героев, и это, безусловно, способствует увеличению эмоционального эффекта.
 
Сцена из фильма «Семь самураев» (1954)

Комичность

Впрочем, на практике определенные фазы движения, действия, ситуации из-за рапидной съемки могут приобретать, напротив, комический эффект. Вопрос тут в том — будет ли этот эффект намеренным или непреднамеренным. Пример того, как рапид сработал в юмористическом ключе, вопреки задумкам авторов, можно найти в турецкой трэш-классике «Девушка-каратистка».
 
Сцена из фильма «Девушка-каратистка» (1974)

Субъективное видение

Артур Пенн, рассказывая о финале «Бонни и Клайд» с расстрелом, замечал, что функция рапида заключалась не только в том, чтобы показать ужас насилия. Вместе с тем, замедляя время, авторы старались воспроизвести ощущения человека, переживающего нечто страшное, ведь, как известно, в экстремальных ситуациях течение событий растягивается в субъективном видении.
 
Сцена из фильма «Бонни и Клайд» (1967)

Романтика

Слоу-моушн способен создавать романтическую ауру и передавать особую интимность момента. Благодаря этому прием часто можно встретить в любовных сценах. Вспомним, как с приемом работает Вонг Кар-Вай в «Любовном настроении», передавая чувственные переживания героев.
 
Сцена из фильма «Любовное настроение» (2000)

Саспенс

Зрелище замедления действия нарушает привычную для нашего мозга картину мира. То есть мы привыкли, что действие будет разворачиваться одним образом (подброшенный мяч упадет) и если этого не происходит (мяч не падает), возникает напряжение. Это еще одна из причин, почему слоу-моушн активно применяется в батальных и экшн-сценах. Приведем в пример изобретательное использование рапида в «Матрице».
 
Сцена из фильма «Матрица: Перезагрузка» (2003)

Важность

Наконец, рапид можно использовать с той же целью, что и сверхкрупные или детальные планы — чтобы выделить момент, на который зрителю необходимо обратить особое внимание.
 
Сцена из фильма «Хранители» (2009)
 

Что нужно учитывать, снимая slow motion


Александр Тананов (оператор фильмов «Трагедия в бухте Роджерс», «Гуляй, Вася!», «Черновик»)Александр Тананов (оператор фильмов «Трагедия в бухте Роджерс», «Гуляй, Вася!», «Черновик»): Если у вас рапидные съемки на хромакее и в больших объемах, то стоит учитывать, что могут возникнуть проблемы с мерцаниями. Дело в том, что при обычных съемках вы можете использовать специальные приборы для рапидной съемки. Но если у вас большой павильон, нужно продумать, как освещать такие масштабы. Надо просто заранее продумать, какие приборы могут «подкинуть свинью» в виде мерцаний, и стараться этого избежать или минимизировать.

Стоит помнить о довольно банальных вещах. Необходимо понимание количества света. Например, переход с 25 кадров на 100 требует четырехкратного увеличения количества света. Иногда это может быть проблемой: скажем, если вы имитируете пасмурную погоду, и вам нужно много рассеянного света. Создать направленный мощный поток света — сейчас не проблема. Но когда речь идет о больших объемах и имитации рассеянного света, то тут начинаются сложности, связанные с необходимостью больших мощностей — в четыре, в восемь раз больше, чем это привычно.
 
Трейлер фильма «Черновик» (2018)

Другие вещи связаны со вкусовщиной. Нужно понять, что имеет смысл снимать в рапиде, а что — нет, когда это уместно, а когда — не очень. Дело в том, что какие-то вещи, которые планируются эпичными и героическими, вдруг в рапиде могут приобрести ненужный комический эффект. Например, на «Черновике» мы некоторые вещи планировали снимать в рапиде. Но в итоге делали на обычной скорости, потому что рапид не работал — неожиданно возникал комичный оттенок, так что необходимо было искать другие решения.

И наоборот. Были вещи, которые мы планировали снимать в нормальной скорости, но в итоге делали в рапиде для графики, чтобы было проще откеить, оттречить всякие мелкие частицы — я имею в виду взрывы, дым, осколки. И на монтаже выяснялось, что рапид такой сцене идет, он работает на ее содержание. Но в целом совершенно точно слоу-моушн не стоит злоупотреблять.

Еще несколько советов по съемке с рапидом можно найти в этой статье.
 

Обложка: Jared Sluyter

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1808
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1781
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1561
Обзоры

15 фильмов 69-го Берлинского кинофестиваля: Озон, Брехт и много женщин

Сегодня стартует очередной Берлинский кинофестиваль, а мы знакомимся с самыми многообещающими картинами смотра. Участие России в этом году довольно скромное, но интересного все равно хватает

  • 7 февраля
  • 1435
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1431
Практика

Как работают второстепенные сюжетные линии

Раскрытие главной темы, дополнение образа персонажа, создание интриги и функции второстепенных персонажей — разбираемся в особенностях второстепенных сюжетов в кино

  • 8 февраля
  • 1417
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее