Практика

Как правильно выстроить работу с актером

Несложные принципы, которые могут облегчить самую тяжелую режиссерскую задачу

  • 5 июня
  • 2499

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Почти всегда самые запоминающиеся моменты в кино связаны с лицами людей, а не с захватывающими экшн-сценами и спецэффектами. И все равно некоторые режиссеры плохо себе представляют, как общаться с актерами (отчасти поэтому «актерских» режиссеров так мало).

Как правильно выстроить работу с актером / Фото: Avel Chuklanov
Фото: Avel Chuklanov

Есть несколько школ актерского мастерства, но начинающему режиссеру почти негде прочесть, как правильно направлять артиста.

Кажется, это достаточно просто, но человеческое общение никогда не бывает простым, ведь суть сказанного может запросто потеряться в постороннем шуме. По словам Мелиссы Брадер, одной из основательниц Atlantic Theater Company и автора книги A Practical Handbook for the Actor, эта задача не обязательно должна быть такой сложной. Предисловие к книге написал драматург, сценарист и режиссер Дэвид Мэмет, который назвал ее «лучшим пособием по актерскому мастерству за последние 20 лет».

"A Practical Handbook for the Actor"


Книга полезна не только актерам: простые советы и рекомендации в ней пригодятся и режиссерам, которые не могут подобрать правильные слова для общения с исполнителями ролей в своих фильмах. Давайте рассмотрим идеи Брадер о том, как анализировать сцену (и выбирать для нее исполнителей) — их можно применять как в общении с актером, так и при чтении и написании сценария.
 

Выбор действия


По словам Брадер, «в основе поведения лежит действие, так что вам всегда следует искать именно его. Иначе никакой актерской игры не будет». «Действие — это физическое стремление к конкретной цели», — пишет она. Выбор действия — один из самых важных для актера и его сотрудничества с режиссером. В сцене всегда есть действие.

Это понятие — одно из основных для режиссера. Брадер тут же дает список условий, по которым можно проверить, подойдет ли то или иное действие в конкретной ситуации. Любое действие ведет за собой актерскую игру, и оно должно быть…

1. Выполнимым

Фото: Сlem Onojeghuo
Фото: Сlem Onojeghuo

По словам автора, все могут умолять о помощи. Актер сразу поймет, что нужно делать. С другой стороны, выполнить задачу «Погнаться за американской мечтой» вот так сразу нельзя, даже если тебя об этом специально попросили.

2. Точным

Брадер подчеркивает, что, изучая сценарий и выбирая нужные действия, нужно быть как можно более точным. «Добиваться нужного ответа» гораздо яснее, чем «кое-что узнать». Точное действие поможет найти правильный путь.

3. С возможностью оценки

Это важнее для актера, но режиссерам все равно полезно учитывать. Любое действие (к примеру, «заставить врага покориться своей воле») должно иметь показатель успешности. «Нужно в любой момент знать, насколько близок персонаж к покорению своего врага, и только после того, как он выполнит вашу волю, действие закончится».

Фото: Seb
Фото: Seb

Общаясь с актером, помните, что они не только изображают то, что написано в сценарии — они реагируют на действие своих партнеров по сцене, которые и выступают в роли критерия успешности.

4. НЕ быть поручением

Поручение — это действие, которое не может проверить другой человек. Действие «доставить сообщение» — плохой выбор, потому что «вам не нужно смотреть на реакцию партнера, чтобы понять, достигли ли вы успеха». Если действие выполнить легко — оно скучно как для актера, так и для зрителя. «Действие должно быть таким, чтобы его можно было провалить. Вы не можете провалить поручение».

5. НЕ предполагать определенное физическое состояние

Фото: Levi Guzman
Фото: Levi Guzman

Многих актеров хвалили за то, как они исполнили роль людей, находящихся под влиянием алкоголя и наркотиков. Тем не менее Брадер утверждает: «Вы не можете искусственно вызвать определенное физическое или эмоциональное состояние (например голод, гнев, скорбь или опьянение). Все это вне вашего контроля. Если вы постараетесь ввести себя в это состояние, вы сосредоточите все свое внимание именно на этом, а не на действии». Брадер подчеркивает, что для сцены попросту нет правильных и неправильных эмоций.

6. НЕ манипулятивным

Манипулятивное действие «выбрано, чтобы получить желаемый эффект». Эффект этот, в данном случае, должен ощутить другой актер. Но «заставить партнера заплакать» хуже, чем «заставить друга принять очевидные факты». Последнее с большей вероятностью вызовет у актера подлинный отклик, который не будет результатом манипуляции.

7. С четким завершением

Актер должен понимать, закончил он то или иное действие или нет. Например, «добиться прощения друга» — это действие с четким завершением.

8. Не противоречить общей идее

Фото: James Pond
Фото: James Pond

Наверняка в этом месте режиссеры почувствуют облегчение. Брадер обращает внимание, что из всех доступных действий актер должен выбрать именно то, которое будет совпадать с общей идеей работы. Всегда нужно держать в голове, какого действия требует конкретная сцена, контекст и что происходит в истории помимо этого.
 

Анализ сцены


Разбирая сценарий и сцены, нужно задать себе три главных вопроса.

1. Что персонаж делает буквально?

Фото: Brooke Cagle
Фото: Brooke Cagle

В поисках ответа на этот вопрос важно быть «как можно более прямым, никак не интерпретировать то, что написано на бумаге». Это, конечно, режиссеров успокаивает.

2. Какое действие необходимо в сцене?

Действие нужно выбрать исходя из советов выше, однако определить его можно, только поняв, что персонаж делает буквально. Например, в сцене, где герой пытается уговорить свой романтический интерес сбежать вместе с ним, необходимое действие можно описать так: «Побудить возлюбленную или возлюбленного пойти на риск».

3. Что это действие значит для актера?

Ответив на этот вопрос, актер должен сделать сцену личной.

Фото: Evan Clark
Фото: Evan Clark

Безусловно, все вышесказанное — это сильно упрощенная версия всего лишь небольшой части книги. Первый шаг к удачной коммуникации — взаимное понимание языка и общей цели. Режиссер, предположительно, хочет добиться от актеров самой лучшей игры, на которую они способны. Тогда их работа будет не только затрагивать эмоции, но и двигать историю вперед.

У актеров, предположительно, та же цель, хотя их задача — работать в рамках текущей сцены. Режиссер же должен связывать все воедино. Эта техника — отличный способ начать общение с актером, а приложенные усилия будут стоить того.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Saksham Gangwar

 


Комментарии

Комментариев: 1

Так опнимаю, с переводом на русский, этой книги еще не существует. Содержание написано не простым языком, сложновато для чтения

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2427
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1798
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1497
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1494
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1379
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1304
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее