Практика

Кино за бутерброд, или Можно ли пробиться в Голливуд

Оператор Егор Поволоцкий — о том, как начал снимать в США, можно ли работать по наитию или все же стоит пойти в киношколу и почему не надо бояться низких гонораров

  • 29 мая
  • 3623
Егор Поволоцкий

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Помню, как мне нравилось проводить лето у бабушки в Ставрополе. Я брал с собой отцовскую VHS-камеру, и мы с ребятами погружались в процесс кинопроизводства. Конечно, мы тогда ничего не знали, и наша киношкола ограничивалась просмотром фильмов со Шварценеггером и Сталлоне (первый, кстати, в итоге попал ко мне в объектив спустя 25 лет).
 

Пробиться можно, главное — желание, навыки и, конечно же, удача.


Мой приятель писал сценарий боевика, рисовал постер и был актером, а я все это снимал и делал спецэффекты (пиротехнику нам заменяли петарды). Снимали мы по наитию и так, как нам тогда казалось правильно. Прошло 25 лет, сейчас я снимаю игровое кино в Голливуде, но ничего серьезно не изменилось.

Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором
Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором 

Однажды на русской площадке одного очень известного фильма я услышал от фокус-пуллера очень известного русского оператора такие слова: «Работал я в Америке. Они тратят так много денег на производство — у них есть отдельный человек который бегает за пленкой в грузовик». Эти слова очень надолго засели в моей голове и, наверное, определили мое будущее.

За последние 10 лет с развитием киноиндустрии и по мере того, как съемочное оборудование стало доступнее, резко возросло количество киношкол. Пять самых известных в Лос-Анджелесе — AFI, Los Angeles Film School, USC (отделения), UCLA (отделения) и NYFA. В последней я заканчивал магистратуру по специальности оператор-постановщик.
 

Где учиться и так ли важна удача


В России я начинал карьеру в кино как фотограф и и видеооператор бекстейджа, снимал для Российской ассоциации мотоциклистов (не путать с организацией Хирурга). Ее президент Саша Кисель пригласил меня сделать пару снимков, а в итоге я попал на площадку к Илье Хотиненко. С тех пор я в течение трех лет работал со многими компаниями, в том числе «Нон-Стоп Продакшн».

Мы живем в интересное время, кино кардинально меняется.


Как-то раз продюсер Анна Куранова предложила мне выступить оператором-постановщиком на ее следующем проекте. Я отказался — слишком ответственная должность и академического образования по операторскому мастерству у меня не было. Решил поступать в киношколу. Выбирал между Лондоном, Лодзем (в Польше) и NYFA.

Кампус отделения  NYFA в Лос-Анджелесе / Фото: New York film academy
Кампус отделения  NYFA в Лос-Анджелесе / Фото: New York film academy

Заканчивая академию, я особо ни на что не рассчитывал. Думал, пробиться очень сложно, ведь в США каждый второй снимает кино. Собирался назад, но сразу после выпуска я получил приглашение стать оператором-постановщиком на своем первом полнометражном фильме «Bornless Ones». С этого все и началось.
 
Трейлер фильма «Нерожденные» (2016)

На данный момент у меня за плечами 10 полнометражных картин, около 70 коротких метров, четыре операторские награды, агент, публикация в журнале об операторском мастерстве «American Cinematographer» в колонке Rising Stars of Cinematography, а также рил с приличным количеством известных лиц.

Благодаря школе у меня появился опыт работы с ультранизким бюджетом (от 0 до 300.000$). В процессе учебы я снял 12 коротких метров, причем пытался работать с доступными бюджетами, то есть, фактически, за бутерброд. Вместо фростов ходил за упаковочной бумагой в ближайшую «Икею». А сейчас снимаю фильмы с голливудскими звездами, через несколько недель начинаю картину, которую будем снимать в декорациях Warner Bros.

Егор Поволоцкий на съемках короткометражного фильма «As we say goodbye» / Фото: предоставлено автором
Егор Поволоцкий на съемках короткометражного фильма «As we say goodbye» / Фото: предоставлено автором 

Пробиться можно, главное — желание, навыки и, конечно же, удача. Здесь очень много людей, которые плохо разбираются в том, что они делают, и шанс попасть в струю всегда есть.
 

Как ориентироваться в новых условиях


Как я уже говорил, за последние 10 лет в индустрии очень много изменилось — большие студии предпочитают не вкладывать сотни миллионов в производство фильмов, акцентируя внимание на франшизах. К примеру «12 лет рабства» был независимым проектом, который профинансировал Брэд Питт. И только после его купили Fox и Lionsgate. Спросите почему? Есть несколько причин.
 

Каждый год киноакадемии западной Америки выпускают сотни тысяч творцов, и многие из них действительно талантливые, решительные, готовые работать за бутерброд.


С доступностью кинопроизводства увеличилось количество фильммейкеров, на рынок стало поступать огромное количество фильмов, появились компании, предоставляющие стриминг-услуги (Netflix, Amazon), позволяющие смотреть фильмы у себя на диване, а несколько лет назад Netflix начал создавать свой оригинальный контент. Раньше поход в кино был крайне романтизирован: на ум сразу же приходили места для поцелуев, свидания, дни рождения, встречи друзей. Сейчас же все больше людей предпочитают оставаться дома, смотря любимый сериал или новый фильм у себя на диване.

Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором
Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором 

Мы живем в интересное время, кино кардинально меняется. Мало кто осознает, что Китай, к примеру, составляет большую часть мировых сборов, причем часто все сводится к стримингу. Год назад я смотрел «Чужой: Завет» в кинотеатре и не понимал, почему актеры так плохо играют, картинка нарочито цифровая, а формат — 16х9. Мой приятель, как я потом выяснил, смотрел фильм в таком же качестве. «Завет» снимался с расчетом на продажи в Китай. Сразу все встало на свои места — в Китае большинство смотрят фильмы на телефонах, отсюда и крайне резкая картинка, телефонный формат, и я уже не говорю о дырах в логике персонажей и сюжете.

Кино стало продуктом, и мало кто заботится о творческой составляющей. Да, пару раз в год выходят настоящие картины, но они проваливаются в прокате, чего стоит последний «Бегущий по лезвию». Прибыль диктует качество производства и новый подход к кино. Каждый год киноакадемии западной Америки выпускают сотни тысяч творцов, и многие из них действительно талантливые, решительные, готовые работать за бутерброд.

К примеру, в конце 2017 я присоединился к команде фильма с Джоном Кьюсаком, бюджет этого фильма составлял два миллиона долларов. Тогда выбирали между Линусом Сандгеном («Афера по-американски», «Ла-Ла Ленд») и мной. Естественно, мой гонорар меньше, чем у Линуса, что и стало решающим фактором.

Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором
Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором 

Меняется и подход к визуальному повествованию — великолепный широкий план заката утратит детали на новеньком китайском айфоне, визуальные арки больше ощущаются на крупных планах, монтаж становится выразительнее чтобы зритель не заскучал. Погрузить зрителя в историю уже намного сложнее, ведь он не сидит в кинотеатре перед большим экраном со звуком Dolby 5.1. Это не плохо, просто по-другому. Тонкое визуальное искусство сменяется современным стремительным.

Операторы высшей лиги, вроде Роджера Дикинса и Януша Камински, очень скоро уступят дорогу молодым — они просто не смогут конкурировать с их гонорарами. Свой бутерброд съест тот, кто вовремя поймает волну, успеет перестроиться и приспособиться к «появлению звука в немом кино». Это происходит сейчас в США, скоро придет и в Россию.
 
 
Егор Поволоцкий

Оператор

Бывший фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, выпускник New York Film Academy, работал над фильмами «Золотая пыль», «Культура страха» и «River Runs Red».
 
 
 

 Обложка: Егор Поволоцкий / Kevin Kim

 


Комментарии

Комментариев: 14

Ребята, создается ощущение, что читали текст через слово. О чем спор и для чего эти выпады? Хочется показать свою экспертность? Так обсудите или дополните содержание. 

Спасибо за статью. 
Комментарий удален
Сергей Варламов
Спасибо, Сергей. Я думаю ими двигает зависть. 
Сейчас снимаю и пишу еще 2 статьи палаллельно. Будет интересно.

Спасибо, Егор, очень интересно и все в точку.
Вис Виталис
Спасибо, Виталий. Эта статья больше как вступление к будущей колонке. Будет больше.

С фильмом Чужой: Завет Вы, Егор, не правы. Он с соотношением сторон 2,39:1. Как вчера помню. В Dolby Atmos смотрел. А 16:9 телевизионный.
https://www.imdb.com/title/tt2316204/technical?ref_=tt_dt_spec
Alexander Popov
я не думаю что здесь место троллям. Изучите пожалуйста материал прежде чем писать пустые вещи. 
Egor Povolotskiy
Похоже да))) Вам человек даже ссылочку скинул)))
Vladimir Novik
Вы серьёзно думаете что я не могу различить форматы? Серьёзно?))))
Vladimir Sokolov
Я не отрицаю того что его выпускали в 2.4:1 Я писал о том что конкретно я и многие мои знакомые  смотрели его в кинотеатре в формате 16х9. В АМС он шел именно в таком формате — в котором он ушел в Китай. Про это вам не напишут на imdb. 
Egor Povolotskiy
Вам два человека указали на вашу ошибку. В ссылочке написано, в каком соотношении сторон выпускался фильм:
Aspect Ratio    1.90 : 1 (IMAX Version: select screens)  2.39 : 1
Походу вы сами не изучили то, что вам предоставили и обвиняете людей. Либо не можете признавать свои ошибки. Тогда какой смысл с вами вести диалог. Удачи.
 

Что не так с «Чужим: Заветом»? Все идеально. Странно. Смотрели на очень большом «экране», фильм высочайщего качества изображения. Игра обычная,  нормальная (мотивы поступков конечно идиотские, но это к сценаристу и реж.постановщику). 
Жаль что никто не ответит, и это останется тайной, что увидел Е.Поволоцкий в Чужом…

P.s. Прометей и Завет замечательные фильмы, «тупость экипажа» конечно стала уже знаменитой, но та задумка автора очень серьезна и волнующая. Если вспомнить старые «Чужие» то все не более умнее были. И вообще первая часть всего навсего — развлекательный триллер ужастик, беготня по кораблю, с оружием против монстра. 
В Прометее и Завете же все гораздо сложнее, и вопросы большие. И одного двух часового фильма мало, поэтому все тянется из части к части. Фильм из разряда «что если» (перепутать бога с простыми смертными инопланетянами, если бог это бог, а мы наткнулись на космическую лабораторию «Чужих».  И сюжетных дыр нет,  есть ляпы. 
А злодей-киборг-возомнивший себя богом-воплощающий дьявола и маньяка (М.Фасбендер) очень и очень пугает и представляет из себя хороший психиатрический объект. Фильм пугающий, жесткий, не детский. 
Egor Povolotskiy
Данияр Кусаев
Данияр, а я не говорю что то что произошло с Заветом — плохо. Я привел пример того как меняется современное кино. Это замечательно что Вы разобрали Завет, но жта статья не об этом. Если Вы хотите поговорить о Завете — мы конечно же можем это организовать, но не здесь, хорошо?

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2427
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1798
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1497
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1494
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1379
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1304
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее