Практика

Кино за бутерброд, или Можно ли пробиться в Голливуд

Оператор Егор Поволоцкий — о том, как начал снимать в США, можно ли работать по наитию или все же стоит пойти в киношколу и почему не надо бояться низких гонораров


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Помню, как мне нравилось проводить лето у бабушки в Ставрополе. Я брал с собой отцовскую VHS-камеру, и мы с ребятами погружались в процесс кинопроизводства. Конечно, мы тогда ничего не знали, и наша киношкола ограничивалась просмотром фильмов со Шварценеггером и Сталлоне (первый, кстати, в итоге попал ко мне в объектив спустя 25 лет).
 

Пробиться можно, главное — желание, навыки и, конечно же, удача.


Мой приятель писал сценарий боевика, рисовал постер и был актером, а я все это снимал и делал спецэффекты (пиротехнику нам заменяли петарды). Снимали мы по наитию и так, как нам тогда казалось правильно. Прошло 25 лет, сейчас я снимаю игровое кино в Голливуде, но ничего серьезно не изменилось.

Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором
Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором 

Однажды на русской площадке одного очень известного фильма я услышал от фокус-пуллера очень известного русского оператора такие слова: «Работал я в Америке. Они тратят так много денег на производство — у них есть отдельный человек который бегает за пленкой в грузовик». Эти слова очень надолго засели в моей голове и, наверное, определили мое будущее.

За последние 10 лет с развитием киноиндустрии и по мере того, как съемочное оборудование стало доступнее, резко возросло количество киношкол. Пять самых известных в Лос-Анджелесе — AFI, Los Angeles Film School, USC (отделения), UCLA (отделения) и NYFA. В последней я заканчивал магистратуру по специальности оператор-постановщик.
 

Где учиться и так ли важна удача


В России я начинал карьеру в кино как фотограф и и видеооператор бекстейджа, снимал для Российской ассоциации мотоциклистов (не путать с организацией Хирурга). Ее президент Саша Кисель пригласил меня сделать пару снимков, а в итоге я попал на площадку к Илье Хотиненко. С тех пор я в течение трех лет работал со многими компаниями, в том числе «Нон-Стоп Продакшн».

Мы живем в интересное время, кино кардинально меняется.


Как-то раз продюсер Анна Куранова предложила мне выступить оператором-постановщиком на ее следующем проекте. Я отказался — слишком ответственная должность и академического образования по операторскому мастерству у меня не было. Решил поступать в киношколу. Выбирал между Лондоном, Лодзем (в Польше) и NYFA.

Кампус отделения  NYFA в Лос-Анджелесе / Фото: New York film academy
Кампус отделения  NYFA в Лос-Анджелесе / Фото: New York film academy

Заканчивая академию, я особо ни на что не рассчитывал. Думал, пробиться очень сложно, ведь в США каждый второй снимает кино. Собирался назад, но сразу после выпуска я получил приглашение стать оператором-постановщиком на своем первом полнометражном фильме «Bornless Ones». С этого все и началось.
 
Трейлер фильма «Нерожденные» (2016)

На данный момент у меня за плечами 10 полнометражных картин, около 70 коротких метров, четыре операторские награды, агент, публикация в журнале об операторском мастерстве «American Cinematographer» в колонке Rising Stars of Cinematography, а также рил с приличным количеством известных лиц.

Благодаря школе у меня появился опыт работы с ультранизким бюджетом (от 0 до 300.000$). В процессе учебы я снял 12 коротких метров, причем пытался работать с доступными бюджетами, то есть, фактически, за бутерброд. Вместо фростов ходил за упаковочной бумагой в ближайшую «Икею». А сейчас снимаю фильмы с голливудскими звездами, через несколько недель начинаю картину, которую будем снимать в декорациях Warner Bros.

Егор Поволоцкий на съемках короткометражного фильма «As we say goodbye» / Фото: предоставлено автором
Егор Поволоцкий на съемках короткометражного фильма «As we say goodbye» / Фото: предоставлено автором 

Пробиться можно, главное — желание, навыки и, конечно же, удача. Здесь очень много людей, которые плохо разбираются в том, что они делают, и шанс попасть в струю всегда есть.
 

Как ориентироваться в новых условиях


Как я уже говорил, за последние 10 лет в индустрии очень много изменилось — большие студии предпочитают не вкладывать сотни миллионов в производство фильмов, акцентируя внимание на франшизах. К примеру «12 лет рабства» был независимым проектом, который профинансировал Брэд Питт. И только после его купили Fox и Lionsgate. Спросите почему? Есть несколько причин.
 

Каждый год киноакадемии западной Америки выпускают сотни тысяч творцов, и многие из них действительно талантливые, решительные, готовые работать за бутерброд.


С доступностью кинопроизводства увеличилось количество фильммейкеров, на рынок стало поступать огромное количество фильмов, появились компании, предоставляющие стриминг-услуги (Netflix, Amazon), позволяющие смотреть фильмы у себя на диване, а несколько лет назад Netflix начал создавать свой оригинальный контент. Раньше поход в кино был крайне романтизирован: на ум сразу же приходили места для поцелуев, свидания, дни рождения, встречи друзей. Сейчас же все больше людей предпочитают оставаться дома, смотря любимый сериал или новый фильм у себя на диване.

Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором
Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором 

Мы живем в интересное время, кино кардинально меняется. Мало кто осознает, что Китай, к примеру, составляет большую часть мировых сборов, причем часто все сводится к стримингу. Год назад я смотрел «Чужой: Завет» в кинотеатре и не понимал, почему актеры так плохо играют, картинка нарочито цифровая, а формат — 16х9. Мой приятель, как я потом выяснил, смотрел фильм в таком же качестве. «Завет» снимался с расчетом на продажи в Китай. Сразу все встало на свои места — в Китае большинство смотрят фильмы на телефонах, отсюда и крайне резкая картинка, телефонный формат, и я уже не говорю о дырах в логике персонажей и сюжете.

Кино стало продуктом, и мало кто заботится о творческой составляющей. Да, пару раз в год выходят настоящие картины, но они проваливаются в прокате, чего стоит последний «Бегущий по лезвию». Прибыль диктует качество производства и новый подход к кино. Каждый год киноакадемии западной Америки выпускают сотни тысяч творцов, и многие из них действительно талантливые, решительные, готовые работать за бутерброд.

К примеру, в конце 2017 я присоединился к команде фильма с Джоном Кьюсаком, бюджет этого фильма составлял два миллиона долларов. Тогда выбирали между Линусом Сандгеном («Афера по-американски», «Ла-Ла Ленд») и мной. Естественно, мой гонорар меньше, чем у Линуса, что и стало решающим фактором.

Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором
Егор Поволоцкий на съемках / Фото: предоставлено автором 

Меняется и подход к визуальному повествованию — великолепный широкий план заката утратит детали на новеньком китайском айфоне, визуальные арки больше ощущаются на крупных планах, монтаж становится выразительнее чтобы зритель не заскучал. Погрузить зрителя в историю уже намного сложнее, ведь он не сидит в кинотеатре перед большим экраном со звуком Dolby 5.1. Это не плохо, просто по-другому. Тонкое визуальное искусство сменяется современным стремительным.

Операторы высшей лиги, вроде Роджера Дикинса и Януша Камински, очень скоро уступят дорогу молодым — они просто не смогут конкурировать с их гонорарами. Свой бутерброд съест тот, кто вовремя поймает волну, успеет перестроиться и приспособиться к «появлению звука в немом кино». Это происходит сейчас в США, скоро придет и в Россию.
 
 
Егор Поволоцкий

Оператор

Бывший фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, выпускник New York Film Academy, работал над фильмами «Золотая пыль», «Культура страха» и «River Runs Red».
 
 
 

 Обложка: Егор Поволоцкий / Kevin Kim

 

Комментарии

Комментариев: 14

Ребята, создается ощущение, что читали текст через слово. О чем спор и для чего эти выпады? Хочется показать свою экспертность? Так обсудите или дополните содержание. 

Спасибо за статью. 
Комментарий удален
Сергей Варламов
Спасибо, Сергей. Я думаю ими двигает зависть. 
Сейчас снимаю и пишу еще 2 статьи палаллельно. Будет интересно.

Спасибо, Егор, очень интересно и все в точку.
Вис Виталис
Спасибо, Виталий. Эта статья больше как вступление к будущей колонке. Будет больше.

С фильмом Чужой: Завет Вы, Егор, не правы. Он с соотношением сторон 2,39:1. Как вчера помню. В Dolby Atmos смотрел. А 16:9 телевизионный.
https://www.imdb.com/title/tt2316204/technical?ref_=tt_dt_spec
Alexander Popov
я не думаю что здесь место троллям. Изучите пожалуйста материал прежде чем писать пустые вещи. 
Egor Povolotskiy
Похоже да))) Вам человек даже ссылочку скинул)))
Vladimir Novik
Вы серьёзно думаете что я не могу различить форматы? Серьёзно?))))
Vladimir Sokolov
Я не отрицаю того что его выпускали в 2.4:1 Я писал о том что конкретно я и многие мои знакомые  смотрели его в кинотеатре в формате 16х9. В АМС он шел именно в таком формате — в котором он ушел в Китай. Про это вам не напишут на imdb. 
Egor Povolotskiy
Вам два человека указали на вашу ошибку. В ссылочке написано, в каком соотношении сторон выпускался фильм:
Aspect Ratio    1.90 : 1 (IMAX Version: select screens)  2.39 : 1
Походу вы сами не изучили то, что вам предоставили и обвиняете людей. Либо не можете признавать свои ошибки. Тогда какой смысл с вами вести диалог. Удачи.
 

Что не так с «Чужим: Заветом»? Все идеально. Странно. Смотрели на очень большом «экране», фильм высочайщего качества изображения. Игра обычная,  нормальная (мотивы поступков конечно идиотские, но это к сценаристу и реж.постановщику). 
Жаль что никто не ответит, и это останется тайной, что увидел Е.Поволоцкий в Чужом…

P.s. Прометей и Завет замечательные фильмы, «тупость экипажа» конечно стала уже знаменитой, но та задумка автора очень серьезна и волнующая. Если вспомнить старые «Чужие» то все не более умнее были. И вообще первая часть всего навсего — развлекательный триллер ужастик, беготня по кораблю, с оружием против монстра. 
В Прометее и Завете же все гораздо сложнее, и вопросы большие. И одного двух часового фильма мало, поэтому все тянется из части к части. Фильм из разряда «что если» (перепутать бога с простыми смертными инопланетянами, если бог это бог, а мы наткнулись на космическую лабораторию «Чужих».  И сюжетных дыр нет,  есть ляпы. 
А злодей-киборг-возомнивший себя богом-воплощающий дьявола и маньяка (М.Фасбендер) очень и очень пугает и представляет из себя хороший психиатрический объект. Фильм пугающий, жесткий, не детский. 
Egor Povolotskiy
Данияр Кусаев
Данияр, а я не говорю что то что произошло с Заветом — плохо. Я привел пример того как меняется современное кино. Это замечательно что Вы разобрали Завет, но жта статья не об этом. Если Вы хотите поговорить о Завете — мы конечно же можем это организовать, но не здесь, хорошо?

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 9261
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4985
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4144
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2997
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее