Практика

Цифровые обезьяны: эволюция технологий студии WETA Digital

Знаменитая VFX-студия WETA уже 20 лет поставляет чудеса на большие экраны. Она стала известна в том числе и благодаря своим цифровым приматам 

  • 28 мая
  • 1196
Надежда Маркалова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Все началось в 2005 году с «Кинг Конга» Питера Джексона, потом была новая трилогия «Планета обезьян», и вот — «Рэмпейдж». На всех пяти фильмах работал VFX-супервайзер Эрик Уинквист.

Как и любая эволюция, изменения в работе рендера приматов происходили постепенно. В большинстве случаев невооруженный взгляд их не заметит. Для 2005 года «Кинг Конг» был большим достижением: шагнула вперед технология захвата движения, ранее использованная на съемках трилогии «Властелин колец», и появилась совершенно новая система рендера шерсти и мелких деталей.

«Закон Мура гласит, что видеокарты станут еще мощнее, — говорит Уинквист. — Это укорит процесс и увеличит объемы просчетов. Сегодня мы делаем то, что в 2005 году было невозможно с точки зрения времени и денег. Наши желания всегда опережали наши возможности, но в итоге „железо“ нас все-таки догнало».
 
Дневник съемок фильма «Кинг Конг» (2005) 

«Кинг Конг» был важным шагом в захвате лицевых движений. На этом фильме данные, взятые с лица Энди Серкиса, стали основой для создания мимики Кинг Конга. Как можно видеть в «Дневниках производства фильма», лицо Серкиса было покрыто точками-маркерами для считывания мимики. Тогда это была революция, но сегодня эти кадры кажутся устаревшими.
 
Эволюция приматов во франшизе «Планета обезьян»

Работая над «Аватаром», Weta впервые представила виртуальную камеру, показывающую результаты захвата мимики в реальном времени. Это позволило артистам увидеть движения лица виртуального персонажа еще на съемочной площадке. За годы развитие этой технологии постепенно сливалось с развитием технологий в медицине. Шли исследования в области биологии, анатомии и приматологии. К началу работы над «Планетой обезьян» кинематографисты смогли придать Цезарю анатомические черты лица Энди Серкиса. И с каждым фильмом Цезарь все больше и больше походил на исполнявшего эту роль актера. Здесь это был уже гибрид, что позволило аниматорам вздохнуть немного свободнее.
 

«Планета обезьян»: захват движения под открытым небом


Каждый фильм трилогии был новым шагом вперед. На «Восстании планеты обезьян» систему мокапа впервые использовали на улице. Раньше захват движения всегда проводился в закрытом помещении. Более того, изначально — в охлаждаемом закрытом помещении, потому что камеры считывали инфракрасный свет, а это лучше всего делать в холодной среде. Уже на «Аватаре» все было намного проще. Но на солнечный свет всю систему впервые вынесли именно на съемках сцены на мосту «Золотые ворота». Это была специально построенная декорация, но сам по себе выход из павильона был большим событием. Ведь солнце испускает и инфракрасные лучи, что мешает сбору отраженных данных с датчиков.

Активные маркеры и батарейка на спине актера «Планета обезьян: Революция» (2014) / Фото: 20th Century Fox
Активные маркеры и батарейка на спине актера «Планета обезьян: Революция» (2014) / Фото: 20th Century Fox

Во второй части трилогии система сбора мокап-данных претерпела кардинальные изменения: датчики из пассивных стали активными. На этот раз актерам пришлось носить не только костюмы, но и батареи для датчиков на спине. А все потому, что в этот раз съемку вели даже не в декорации, где среду более-менее контролировали (например, она была закрыта от прямых солнечных лучей большим рассеивающим полотном), а на локации в лесу. 85% фильма было отснято в лесах под Ванкувером. А 50 мокап-камер пришлось прятать в листве.
Симуляция взаимодействия шкуры с дождевыми каплями / Фото: 20th Century Fox

Симуляция взаимодействия шкуры с дождевыми каплями / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция» (2014) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция» (2014) / Фото: 20th Century Fox

VFX-команда студии снова переработала систему создания CG-шерсти. Дружба с зоопарком Веллингтона позволяла специалистам студии присутствовать в ветеринарной клинике, на осмотре горилл. Так художники могли исследовать взаимодействие шерсти животных с водой, землей и краской, что было необходимо для создания правдоподобного внешнего вида персонажей фильма. Ведь на этот раз они попадают в дождь, пачкаются в грязи, и наносят себе боевую раскраску, которая, высыхая, ломается и частично осыпается с кожи.
 
На съемках фильма «Планета обезьян: Революция» (2014)

Студия WETA сделали мокрых бабуинов во втором фильме саги «Голодные игры».

К началу работы над третьим фильмом истории в студии разработали софт под названием «Парикмахерская» (Barbershop/Wig), позволяющий интуитивно работать с цифровыми волосами как в прядках, так и с каждым волоском индивидуально. Этот инструмент принес команде «технический» «Оскар» в 2015 году.
 

«Рэмпейдж»: анатомическая точность и актерская игра


Кадр из фильма «Рэмпейдж» (2018) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Рэмпейдж» (2018) / Фото: Warner Bros.

Один из персонажей «Рэмпейджа» с Дуэйном Джонсоном — вполне обычная горилла Джордж (ему не нужно было говорить и вести себя по-человечьи). Фильм основан на аркадной игре, которая обращалась с приматом весьма вольно. «Донором» движений для него стал актер Джейсон Лайлс. Джордж в фильме все время меняется, и его лицо стало комбинацией лица гориллы и данных захвата мимики актера. В этом случае гориллы гораздо больше, чем в Цезаре из «Планеты обезьян».
 
Монтаж кадров с компьютерной графикой в фильмы «Рэмпейдж» (2018)

«VFX-художники продолжают стремиться к максимальной реалистичности, — говорит Уикнвист. — Разработки стоят на реальном строении скелета гориллы. В случае с Джорджем его мускулы полностью повторяют мускулы гориллы, которые мы увидели на МРТ-сканах и медицинских данных, которые мы изучали последние три года. Вся мускульная система и ткани Джорджа повторяют мускульную систему и ткани реальной гориллы, то, как двигается жир и скользит по поверхности всего этого кожа».

На съемках фильма «Рэмпейдж» (2018) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Рэмпейдж» (2018) / Фото: Warner Bros.

Такие детали очень важны, но ведь зрители не рассматривают этих подробностей. Они-то зачастую не так подкованы в анатомии и медицине. Да и как двигаются настоящие гориллы они тоже не очень-то знают. Но зрители легко отличают хорошую графику от плохой. И пока вся индустрия бьется над прохождением зловещей долины в создании компьютерного человека, Weta разобралась с реалистичной шкурой и волосами.
 

Взаимодействие с окружающей средой


Когда помещаешь компьютерное создание в реальное пространство — или искусственно созданную компьютерную сцену — не всегда сразу видишь, как изменяется под влиянием этого взаимодействия мир или как на само существо действует среды. Эту проблему решили с помощью внутристудийной разработки под названием Manuka.

«Инструменты, что мы писали со времени „Кинг Конга“, намного интуитивнее, специалистам легче работать с ними, — продолжает Уинквист. — Они показывают взаимодействие объектов в реальном времени. Наши специалисты могут сделать с мехом что угодно. Наш движок визуализирует волосы так, как это происходит в реальном мире — он основан на физических свойствах света и его взаимодействии с волосами. Для этого мы изучали волосяные волокна под микроскопом».
 
Работа над компьютерной графикой в фильме «Планета обезьян: Революция» (2014)

Manuka позволяет повторять отснятую реальность в компьютерной среде, чтобы все элементы (и отснятые на локации, и сгенерированные на этапе постпродакшна) работали вместе как единое целое. Этот софт симулирует то, как свет отражается от объектов в реальном мире, рассеивается в коже, волосах и других материалах.

На съемках фильма «Рэмпейдж» (2018) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Рэмпейдж» (2018) / Фото: Warner Bros.

Но иногда специалистам по компьютерной графике требуется помощь олдскульных технологий. Например, когда Уинквисту понадобилось посмотреть, как свет отражается от шкуры гориллы-альбиноса, ему пришлось позвать на помощь команду студии Weta Workshop, которая делает грим, модели и реквизит.

«Они покопались в своих архивах, — рассказывает он, — и выкопали старую форму для бюста Кинг Конга, который делали в 2004 году. Отлили новую версию из розового силикона и „насадили“ волос. Так что часть ДНК Кинг Конга живет в Джордже из „Рэмпейджа“».
 

Обложка: кадр из фильма «Рэмпейдж» (2018) / Фото: Warner Bros.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2575
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 2008
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1664
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1547
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1473
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1323
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее