Обзоры

15 фильмов 71-го Каннского кинофестиваля: Годар, Ноэ, фон Триер, Серебренников и другие

С 8 по 19 мая проходит Каннский кинофестиваль. По традиции знакомим с картинами, которые с наибольшей долей вероятности будут определять ландшафт мирового авторского кино на год вперед

  • 7 мая
  • 5568
Павел Орлов

Фильм открытия


«Все знают» (Асгар Фархади; Испания-Франция-Италия)
 
Трейлер фильма «Все знают» (2018)

Каннский кинофестиваль открывается в этом году работой увенчанного лаврами мастера. Предыдущая работа иранца Асгара Фархади «Коммивояжер» выиграла «Оскар» и в тех же Каннах была отмечена наградой за лучший сценарий. Новый фильм в определенной степени знаменует дальнейший рост режиссера — «Все знают» снимался в Европе с мировыми звездами Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус. Психологический триллер рассказывает историю женщины, возвращающейся из Аргентины в родной испанский городок на свадьбу сестры. Идиллию нарушают события, внезапно проливающие свет на мрачное прошлое семьи.
 

Основной конкурс


«Лето» (Кирилл Серебренников; Россия)
 
Отрывок из фильма «Лето» (2018)

Фильм, который невозможно пропустить по целому ряду причин. Начнем с того, что, само собой, примечательно любое попадание России на Каннский кинофестиваль. Для Кирилла Серебренникова же это второй опыт Канн, причем первый в основном конкурсе («Ученик» два года назад демонстрировался в рамках программы «Особый взгляд»). Во-вторых, «Лето» посвящено молодости «нашего всего» Виктора Цоя. Начало 1980-х, будущий лидер «Кино» делает первые шаги в музыке, а также заводит дружбу с Майком Науменко и его женой. Смущает, правда, резкая критика сценария такими, безусловно, сведущими людьми, как Борис Гребенщиков. И, наконец, еще одно важное обстоятельство — фильм создавался в экстремальных условиях: задержание Серебренникова прямо на съемочной площадке, досъемки без режиссера, монтаж под домашним арестом. Надеемся, что все это не сказалось на уровне картины, а внимание к ней в Каннах поможет скорее разрешить очевидно нелепый судебный процесс.

«Айка» (Сергей Дворцевой; Казахстан-Россия-Германия-Польша-Китай)

Кадр из фильма «Айка» (2018) / Фото: Кинодвор
Кадр из фильма «Айка» (2018) / Фото: Кинодвор

Еще одна картина в основном конкурсе с российским участием. Второй игровой фильм Сергея Дворцевого, чей «Тюльпан» десять лет назад получил в Каннах главную награду «Особого взгляда». В центре сюжета «Айки» — трагическая история нелегалки из Киргизии, пытающейся вернуть своего новорожденного ребенка в насквозь коррумпированной Москве. Работу можно назвать долгостроем — Дворцевой занимался картиной с момента выхода «Тюльпана».

«Образ и речь» («Фотокнига») (Жан-Люк Годар; Франция-Швейцария)

Кадр из фильма «Образ и речь» (2018) / Фото: Wild BunchКадр из фильма «Образ и речь» (2018) / Фото: Wild Bunch

Мы ждали этого, и это произошло. Жан-Люк Годар, на девятом десятке остающийся главным экспериментатором мирового кино, представит в Каннах свою новую картину «Образ и речь». По всей видимости, это будет развитие мотивов «Прощай, речь», 3D-опыта четырехлетней давности. Экспериментальное эссе разделено на пять глав абстрактного нарратива. Сразу понятно, что не все это зрелище потянут, но Годару не привыкать.

«Догмен» («Собачник») (Маттео Гарроне; Италия)

Кадр из фильма «Догмен» (2018) / Фото: Greta De Lazzaris
Кадр из фильма «Догмен» (2018) / Фото: Greta De Lazzaris

Итальянец Маттео Гарроне, наигравшись в сказки (имеются в виду сюрреалистические «Страшные сказки»), возвращается к реализму и своей любимой теме — насилию. В основе «Догмена» реальная история. 1980-е годы, криминальные окраины Рима. Главный герой по таинственным соображениям мести пытает людей в клетках со специально обученными собаками, а попутно стремительно превращается из человека в животное.

«Под Силвер-Лэйк» (Дэвид Роберт Митчелл; США)
 
Трейлер фильма «Под Силвер-Лэйк» (2018)

Выполненный в смелой стилистике неонуара триллер о детективе, одержимом делом о похищении красивой девушки и убийстве миллиардера. Режиссер Дэвид Роберт Митчелл ранее снял хоррор «Оно» (которое It Follows, а не It), один из интереснейших образцов жанра как минимум за десятилетие. Поэтому и от новой картины большие ожидания.

«Три лица» (Джафар Панахи; Иран)

Кадр из фильма «Три лица» (2018) / Фото: Celluloid Dreams
Кадр из фильма «Три лица» (2018) / Фото: Celluloid Dreams

Джафара Панахи можно назвать самым известным на сегодняшний момент режиссером-диссидентом. «Три лица» — его первый фильм, снятый по истечении шести лет домашнего ареста (в котором он, правда, успел сделать три картины). Лента посвящена трем иранским актрисам: одна было известна до Исламской революции, вторая популярна сейчас, а третья только начинает свой творческий путь. Надо полагать, через героинь Панахи будет рассуждать о драматичной истории своей страны.

«Холодная война» (Павел Павликовский; Польша-Великобритания-Франция)

Кадр из фильма «Холодная война» (2018) / Фото: Curzon Artificial Eye
Кадр из фильма «Холодная война» (2018) / Фото: Curzon Artificial Eye

Еще один обладатель «Оскара» в Каннской программе. Павел Павликовский, снявший «Иду», обращается к актуальнейшей теме любви на фоне войны. 1950-е годы, разгар противостояния стран Запада и Восточного блока. Главные герои тянутся друг к другу вопреки всем внешним обстоятельствам. Фильм вновь выдержан в контрастном черно-белом изображении, которым так славилась «Ида». Оператор, кстати, тот же — номинировавшийся на «Оскар» Лукаш Зал.

«Пепельный — самый чистый белый» (Цзя Чжанкэ; Китай)

Кадр из фильма «Пепельный — самый чистый белый» (2018) / Фото: mk2 films
Кадр из фильма «Пепельный — самый чистый белый» (2018) / Фото: mk2 films

Один из наиболее интересных и самобытных режиссеров КНР продолжает в эпической форме на примерах частных судеб размышлять о насущных проблемах своей родины. Главная героиня попадает в тюрьму, защищая от нападения своего возлюбленного-гангстера. Выйдя на свободу, она пытается найти мужчину, чтобы начать все заново.

«Дикая груша» (Нури Бильге Джейлан; Турция-Франция-Германия-Болгария-Македония-Босния и Герцеговина-Швеция)

Кадр из фильма «Дикая груша» (2018) / Фото: DetailfilmКадр из фильма «Дикая груша» (2018) / Фото: Detailfilm

Турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан несколько лет назад снял «Зимнюю спячку» — фильм, который критики окрестили самым скучным победителем Канн в истории: вялотекущее действие, бесконечные диалоги, зато безумной красоты пейзажи (это Джейлан умеет, да). И все это на три часа. С «Дикой грушей», судя по всему, дела обстоят примерно так же, только, надеемся, обойдется без «Золотой пальмовой ветви». По сюжету, начинающий писатель копается в прошлом своей семьи.

«Особый взгляд»


«Донбасс» (Сергей Лозница; Украина-Германия-Нидерланды-Франция)

Кадр из фильма «Донбасс» (2018) / Фото: Pyramide InternationalКадр из фильма «Донбасс» (2018) / Фото: Pyramide International

А вот эта картина, вполне вероятно, вызовет в России даже больший ажиотаж и бурление, чем «Лето» Серебренникова. Новая лента Сергея Лозницы, неоднократно обвинявшегося патриотической общественностью в русофобии, посвящена вооруженному конфликту на востоке Украины. Надо полагать, что как по содержанию, так и по форме, это будет наиболее радикальное и экспериментальное высказывание режиссера. Лозница взял за основу видеоролики с YouTube, сделанные на Донбассе, и воссоздал их в игровой форме. По словам режиссера, это будет «почти „Театр.doc, но в кино“». Напомним, что предыдущая работа Лозницы, «Кроткая», год назад демонстрировалась в основном конкурсе Канн, а после, хоть и со скрипом, но добралась до российского проката. «Донбасс» нашим зрителям, очевидно, на светит.

Вне конкурса


«Дом, который построил Джек» (Ларс фон Триер; Дания-Швеция-Франция-Германия)
 
Тизер фильма «Дом, который построил Джек» (2018)

Старина Ларс фон Триер хранил молчание долгих пять лет и вот наконец-то разразился новым опусом. «Дом, который построил Джек» повествует об искусном серийном убийце и его пяти самых жестоких и хладнокровных расправах. Режиссер как всегда мастерски подогревает интерес к своей работе, заявляя, например, что эта лента — «самое ужасное его детище на данный момент». Роль маньяка исполнил Мэтт Диллон. Также актерский ансамбль составили Ума Турман, Бруно Ганц и Райли Кио. Вообще появление фон Триера в Каннах — это знаковое событие, ведь, как мы помним, в 2011 году режиссера отлучили от фестиваля из-за неудачного высказывания об Адольфе Гитлере.
 

Программа «Двухнедельник режиссеров»


«Климакс» («Душа») (Гаспар Ноэ; Франция)

Логотип фильма «Климакс» (2018) / Изображение: Wild Bunch
Логотип фильма «Климакс» (2018) / Изображение: Wild Bunch

И еще один знаменательный камбэк. Новую работу Гаспара Ноэ ждали три года. Впрочем, это как раз подходящий срок, чтобы оправиться от шока, вызванного предыдущим трагедийным 3D-порно «Любовь» (напомним, что в России прокат фильма был запрещен). От грядущей картины всем, видимо, тоже не поздоровится. Сам Ноэ (пиарщик не хуже фон Триера) обещает ни много ни мало «погружение в ад». Действие разворачивается в 1990-е годы. Группа танцоров собирается на репетицию, устраивает вечеринку и как-то так случайно накачивается наркотиками. Последующий трип погружает героев во власть психозов, нервозов и ужасной музыки 90-х.
 

Конкурс документальных фильмов


«В поисках Ингмара Бергмана» (Маргарета фон Тротта; Германия-Франция)

Ингмар Бергман Виктор Шёстрём / Фото: Åke Blomquist / SvD
Ингмар Бергман Виктор Шёстрём / Фото: Åke Blomquist / SvD

Человечество в этом году отмечает столетие со дня рождения Ингмара Бергмана, одного из главных богов мирового кинопантеона. Неудивительно, что в конкурсе документальных фильмов будут демонстрироваться сразу две картины о режиссере. Отметим «В поисках Ингмара Бергмана», где исследованием личности и творчества шведского гения занимается более чем достойный автор — Маргарета фон Тротта, некогда один из лидеров «нового немецкого кино».
 

Фильм закрытия


«Человек, который убил Дон Кихота» (Терри Гиллиам; Великобритания-Испания-Франция-Португалия)
 
Трейлер фильма «Человек, который убил Дон Кихота» (2018)

И вновь — свершилось! Нет, не так. СВЕРШИЛОСЬ!!! Закрывается Каннский кинофестиваль на этот раз одной из самых долгожданных работ XXI века. С 2000 года Терри Гиллиам запускался с вольной экранизацией «Дон Кихота» Сервантеса восемь раз. Но каждый раз мешали непреодолимые обстоятельства: то буря, то пропажа оборудования, то переломы у исполнителя главной роли Жана Рошфора (в итоге его место занял Джонатан Прайс), то финансовые проблемы, то конфуз с правами на сценарий... «Человека, который убил Дон Кихота» даже окрестили «великим неснятым фильмом», а о злоключениях режиссера успела выйти документальная картина «Затерянные в Ла-Манче». Но в итоге картина все-таки состоялась, и, судя по всему, нас ждет самое безумное творение Гиллиама.
 

Обложка: кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота» (2018) / Фото: Tornasol Films, Carisco Producciones

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3956
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3699
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 3018
Практика

Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 

Как яркие участки изображение влияют на его кинематографичность: режиссер, оператор и основатель студии Creative Rebellion — о неочевидных способах выдать цифровые кадры за пленочные

  • 15 мая
  • 2861
Практика

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

Лучшие мировые операторы рассказывают, как они создавали визуальный стиль фильмов, которые попали в этом году в Канны

  • 18 мая
  • 2538
Практика

«Бонни: русский рекорд на соляном озере»: как снять документальный фильм и попасть на Discovery 

Canon 5D Mark III, запрет на съемку в США и судьбоносный репост в Facebook: руководитель продакшена ScriptShotSound и режиссер фильма «Бонни: русский рекорд на соляном озере» Дмитрий Бобров – о создании картины и взаимодействии с телеканалом Discovery Channel

  • 14 мая
  • 2444
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее