Практика

«Кое-что задаром»: фантастический нео-нуар из России

Как получить права на экранизацию рассказа Роберта Шекли и снять Америку 1980-х годов в Санкт-Петербурге: режиссер и продюсер Алексей Талызин о производстве фантастической короткометражки на средства краудфандинга

  • 23 апреля
  • 4681
Петр Скопин

Права на экранизацию

 
Тизер фильма «Кое-что задаром»

Литературной первоосновой для нашего сценария стал рассказ Роберта Шекли «Кое-что задаром». Но рассказ Шекли подобен анекдоту, он очень короткий, а его форма не очень подходит для экранизации. В определенный момент мы очень сильно отошли от рассказа и снимаем кино по его мотивам. Но все привыкли, что фильм называется «Кое-что задаром».

Мы давно хотели получить права на экранизацию рассказа, но опыта в подобных делах у нас не было, поэтому нам пришлось сильно постараться, чтобы связаться с правообладателями. Самого автора, к сожалению, уже давно нет в живых, и права принадлежат его супруге. Нам удалось договориться с ее агентом о правах на рассказ, и теперь можем использовать его название и сюжет, а также указывать, что фильм — это экранизация.
 

Кампания на Planeta.ru


На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко
На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко

Из четырех наших краудфандинговых кампаний на Planeta. ru три были успешными. Но важно понимать, что краудфандинг как явление не работает сам по себе, им надо постоянно заниматься. Пока шла недавняя краудфандинговая кампания, мы параллельно вели производство фильма. Большая часть творческой энергии группы ушла на съемки, и было сложно выкраивать время на сборы средств. В результате четвертая кампания не дала желаемых результатов.

Самая большая сумма, которую пожертвовали нам на краудфандинге — 250-300 тысяч. В основном нас поддерживают энтузиасты, которые любят жанр кинофантастики. Они не выдвигают пожеланий по творческой составляющей, просто просят снять хорошее кино и предлагают свою помощь.

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко
На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко

Но средства, которые мы нашли благодаря краудфандингу, составляют лишь треть бюджета фильма. Остальные две трети мы берем из собственных денег: это кредиты, заработки, долги. Иначе, к сожалению, никак, кино — дело дорогое.
 

Команда


На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко
На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко

Мы привлекаем команду безвозмездно, и все деньги, которые у нас есть, тратим на орудия производства: свет, камеры, стройматериалы, костюмы. В перспективе мы хотим перевести творческое объединение людей, работающих над фильмом, в небольшую независимую студию и продолжать работать дальше над авторскими и коммерческими проектами. При этом для меня самая интересная задача — создание новых миров, которые чаще всего воплощают в sci-fi.
 

Работа над сценарием


Когда ты долго работаешь над сценарием, у тебя есть время усовершенствовать мир истории и продумать логику фантастического мира. Для нас это было необходимо, потому что в рассказе Шекли многие вещи недосказаны.

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Галина Яковлева
На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Галина Яковлева

Приведу пример. Главный персонаж рассказа получает возможность материализовывать любые предметы при помощи специального гаджета, например, доллары. Но при этом автор не объясняет, откуда, из какого измерения на самом деле появляются эти предметы. Мы же подвели к этому квазинаучную теорию, придумав футуристический мир, из которого к нам приходит персонаж антагониста.
 

Визуальный стиль и референсы

 
Сцена из фильма «Кое-что задаром»

Основным референсом для «Кое-что задаром» стала первая часть франшизы «Терминатор». С ней у нас совпадает время и место действия: Лос-Анджелес, 1980-е годы. Основные образы в фильме также берут свое начало в классике голливудской кинофантастики: «Терминатор», «Робокоп», «Бегущий по лезвию», «Чужой» и другие фильмы Ридли Скотта. Из этих картин мы взяли некоторые визуальные и жанровые сеттинги. Например, пар, свет через жалюзи и неоновые вывески создают совершенно конкретную атмосферу в кадре. Глаза главного антагониста светятся красным, и это тоже отсылка к «Терминатору».

Но мы не борцы за чистоту стиля. Возьмем первый «Терминатор» — в нем же смешано столько жанров: экшен и драма, детектив и фантастика, философский нуар и элементы комедии. «Кое-что задаром» нам тоже хочется многослойным, чтобы каждый зритель открыл интересный для него пласт.
 

Художественная постановка

 
На съемках фильма «Кое-что задаром»

У нас в команде нет художника-постановщика, поэтому чертежи, макеты и декорации мы делаем всей командой. История происходит в сеттинге Америки 80-х, и в Санкт-Петербурге, откуда мы родом, сложно найти общие планы, подходящие для съемки. Поэтому мы находим в городе некоторые кусочки, визуально похожие на архитектуру Лос-Анджелеса, насыщаем пространство реквизитом и деталями, а фоны добавляем уже на постпродакшне.
На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Лия Колтырина

Чтобы создать в кадре американскую закусочную, мы изучили историю дайнеров и их визуальное воплощение в кино. В Москве и Петербурге работают дайнеры, стилизованные под США, но их ненатуральность, к сожалению, «выдают» некоторые элементы, вроде подоконников, сделанных из ПВХ. Изучив вопрос, мы решили строить дайнер «с нуля», соответствующе подготовились и сделали чертежи. Это оказалось экономически целесообразно и оправданно в художественном плане.
 

Музыка в фильме


В плане звучания мы хотим приблизиться к атмосфере голливудских фильмов 80-х годов, где было много синтезаторов и присутствовала совершенно определенная гармония звучания. Наши композиторы Миша Диоксин и Юрий Крутиков смогли создать музыкальную тему, которая хорошо входит в коннотацию с нашими любимыми фильмами. В идеале мы хотели бы, чтобы ее исполнял оркестр и звучание было бы более богатым. И мы надеемся найти средства на запись оркестра.
 

Постпродакшен и эффекты


Мы работаем над постпродакшном с ребятами из студии SCANDiNAVA (известными своей работой над фильмом «28 панфиловцев» — примечание tvkinoradio.ru). У них очень нестандартный подход к делу, при этом они очень ответственные. Недавно они помогли нам сделать сложную сцену, где персонаж собирается из частичек предметов, как из песка. Этот эффект можно будет увидеть в тизере.

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко
На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко

В рассказе Шекли меняющее реальность устройство представляет собой металлический куб с красной кнопкой. В фильме мы сделали устройство более современным, ведь технологии шагнули далеко вперед. Еще мы продумали, как органично показать появление предметов в контексте современного мира. Надеюсь, у нас это получилось.
 

Ближайшие (и не очень) цели


На данный момент мы сняли 70 % короткометражного фильма, пятнадцать сцен из двадцати. Остальные пять натурных сцен находятся в стадии препродакшена. Параллельно мы ведем постпродакшн картины (музыка и графика) и доделываем двухминутный тизер, рассказывающий о фильме и наглядно демонстрирующий его визуальную концепцию. Мы планируем выпустить тизер в мае.

На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко
На съемках фильма «Кое-что задаром» / Фото: Саша Саенко

Наша цель — снимать кино, продвигаясь потихоньку, пошагово. Можно бесконечно искать спонсоров, но от этого фильм сам собой не воплотится на экране. Мы решили, что короткий метр, который мы сейчас заканчиваем, должен стать частью будущего полнометражного фильма «Кое-что задаром», его первым структурным актом. В таком случае, когда мы вплотную займемся полным метром, нам не надо будет снимать все «с нуля».

Нам хотелось бы завершить короткий метр уже в этом году. Потом мы будем показывать материал инвесторам, и постараемся найти у них финансирование на полный метр. Наша конечная цель — полный метр с прокатной судьбой.

Поддержать проект «Кое-что задаром» вы можете на сайте Planeta.ru
 

Обложка: концепт-арт к фильму «Кое-что задаром» / Рем Борейко

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2202
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1483
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1213
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1164
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1128
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее