Обзоры

15 фильмов 40-го Московского кинофестиваля: Котт, якуты, а также отголоски «Сандэнса», Берлина и Венеции

Уже на этой неделе непривычно рано стартует юбилейный ММКФ. Изучили программу и знакомим с самыми многообещающими картинами смотра

  • 18 апреля
  • 2156
Павел Орлов

Фильм открытия


«Неаполь под пеленой» (Ферзан Озлетек; Италия)
 
Трейлер фильма «Неаполь под пеленой»

ММКФ продолжает штормить с фильмами открытия. Если в прошлом году фестиваль начинался фантасмагорическим индийским трэш-эпиком «Бахубали 2», то в этот раз нас ждет нечто более скромное, но более форматное. «Неаполь под пеленой» — это живописный триллер. Главная героиня направляется на свидание с любителем оккультизма, но оказывается на опознании трупа. Попутно выясняется, что за ней следит загадочный вуайерист, исподтишка делающий ее эротические снимки. Картина уже была в прокате, который особого успеха не принес. Фильм также участвует в основном конкурсе фестиваля.
 

Основной конкурс


«Спитак» (Александр Котт; Россия-Армения)

Кадр из фильма «Спитак» (2017) / Фото: ММКФ
Кадр из фильма «Спитак» (2017) / Фото: ММКФ

Фильм-катастрофа Александра Котта. Картина развивает трагическую тему природного бедствия в Армении в 1988 году, которую уже поднимало «Землетрясение» двухгодичной давности. Справедливости ради заметим, что сценарий «Спитака» Марина Сочинская написала еще десять лет назад, то есть задолго до планов Сарика Андреасяна. Главный герой картины — один из пострадавших от страшной катастрофы, который пытается найти своих близких. Авторы называют свою работу «фильмом-реквиемом». Примечательно, что в конкурс ленту включили буквально в последний момент.

«Ню» (Ян Гэ; Россия)

Кадр из фильма «Ню» (2018) / Фото: ММКФ
Кадр из фильма «Ню» (2018) / Фото: ММКФ 

DIY-картина многостаночницы из Китая Ян Гэ. Она участница проекта «Голос», актриса «Гоголь-центра» и фильмов «Экипаж» и «Притяжение», выпускница режиссерской мастерской Сергея Соловьева. Дебют снят партизанским методом, и в нем Гэ — режиссер, художник и исполнительница главной роли. В центре сюжета — ожидаемая история девушки из Китая, ищущей любовь в Москве.

«Царь-птица» (Эдуард Новиков; Россия)
 
Трейлер фильма «Царь-птица» 

И еще одна российская лента в основном конкурсе ММКФ, причем тоже экзотическая, представляющая самобытный якутский кинематограф, о котором уже давно ходят легенды. События «Царь-птицы» (в оригинале «Тойон кыыл») разворачиваются в Якутии в 1930-е годы. Двое стариков подкармливают орла, священную птицу, которая со временем даже поселяется в доме. Режиссер Эдуард Новиков окончил СПбГУКиТ и раньше снял несколько документальных картин.

«Офелия» (Клер МакКарти; США)

Кадр из фильма «Офелия» (2017) / Фото: Ophelia Freebury
Кадр из фильма «Офелия» (2017) / Фото: Ophelia Freebury 

Фильм, очевидно, развивающий дело Тома Стоппарда и его «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Теперь на шекспировского «Гамлета» предлагается взглянуть с перспективы Офелии. Есть мнение, что со смелой концепцией авторы не очень совладали, но давайте проверим сами. Тем более, что фильм интересен еще и своим актерским составом: Клайв Оуэн, Наоми Уоттс, Том Фелтон и Дэйзи Ридли из новых «Звездных войн» в главной роли.
 

Программа «Спектр»


«Выходной» (Изабелла Эклеф; Дания-Нидерланды-Швеция)
 
Трейлер фильма «Выходной»

Одна из самых жестких премьер недавнего «Сандэнса». Главная героиня оказывается пленницей безжалостного преступника, который подвергает девушку насилию и побоям. Ходит слух, что в некоторых сценах автор превзошла самого Гаспара Ноэ и его «Необратимость».
 

Программа «Эйфория сопротивления»


«Мектуб, моя любовь. Песнь первая» (Абделлатиф Кешиш; Франция-Италия)
 
Трейлер фильма «Мектуб. Любовь моя. Песнь первая»

Первый фильм Абделатифа Кешиша после победы в Каннах с «Жизнью Адель». «Мектуб. Любовь моя. Песнь первая» — тоже драма взросления, но на этот раз взросления мужского. Середина 1990-х, главный герой, начинающий сценарист, приезжает на лето в родной прибрежный городок на юге Франции, где окунается в водоворот прекрасных женщин. Но главной его страстью становится наблюдение за окружающими.
 

Программа «Фильмы, которых здесь не было»


«Профиль» (Тимур Бекмамбетов; США-Великобритания-Кипр-Россия)
 
Трейлер фильма «Профиль»

Тимур Бекмамбетов активно продвигает свой формат «лэптоп-кино», когда все действие разворачивается на мониторе компьютера. Примечательно, что прежде он только продюсировал подобные проекты («Убрать из друзей», «Взломать блогеров», «Поиск»), но в случае «Профиля» выступает и как режиссер. В фильме представлена история британской журналистки, внедряющейся в систему пропаганды запрещенного «Исламского государства». Постепенно женщина начинает испытывать к вербовщикам опасную симпатию. В главной роли — Валин Кэйн, многим запомнившаяся после «Изгой-один». «Профиль» уже демонстрировался в рамках Берлинского кинофестиваля и был отмечен призом зрительских симпатий.
 

Программа «8 1/2 фильмов»


«Время чудовищ» (Лав Диас; Филиппины)
 
Трейлер фильма «Время чудовищ»

Из-за переноса сроков проведения ММКФ на смотре в этом году довольно много картин недавнего Берлинского кинофестиваля (вместо более привычно доминирующих Канн). Вот одна из них. Филиппинец Лава Диаса продолжает экспериментировать с форматом сверхдлинного кино. Хотя четырехчасовое «Время чудовищ» по его меркам — это почти короткометражка («Колыбельная скорбной тайне» шла восемь часов). В новой черно-белой картине режиссер вновь разбирается со сложными вопросами филиппинской истории — действие происходит в деревне, терроризируемой солдатами в ходе гражданской войны. Любопытны авторские жанровые определения ленты: «рок-опера» и «антимюзикл».

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» (Филип Гренинг; Германия)

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт и он идиот» (2018) / Фото: Philip Gröning Filmproduktion
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт и он идиот» (2018) / Фото: Philip Gröning Filmproduktion

Но самым радикальным фильмом Берлинале (тоже доставшемся ММКФ) критики считают новую работу Филипа Гренинга «Моего брата зовут Роберт и он идиот». Если вы видели предыдущую картину режиссера «Жена полицейского», то сразу поймете, готовы ли выдержать еще один его опус или нет. В новой ленте автор вновь вглядывается в обычную жизнь обычных людей и обнаруживает там пучины ада. Близнецы, брат и сестра, проводят уик-энд вместе, готовясь к экзамену по философии. Между ними завязывается спор — девушка должна с кем-нибудь переспать до конца выходных или расстанется с подаренной родителями машиной. Зрителя ждут инсцест, насилие и краткий курс немецкой философии. Очевидно, что неравнодушных после трех часов экранного действия не останется.
 

Программа «Время женщин»


«Лицо» (Малгожата Шумовска; Польша)
 
Трейлер фильма «Лицо»

Это, пожалуй, одна из самых любопытных доставшихся из Берлина работ. Лента удостоилась Гран-при Берлинале и, по совокупному мнению критиков, была наиболее «приятным сюрпризом». Фильм-притча повествует о сельском красавце, который получает серьезную травму. Теперь ему предстоит пережить первую в Европе операцию по пересадке лица. Многие, кто видел ленту, призывают в дальнейшем пристально следить за творчеством автора Малгожаты Шумовской.
 

Программа «Мастера»


«Первая реформатская церковь» (Пол Шредер; США)
 
Трейлер фильма «Первая реформатская церковь»

Пол Шредер в последние годы своим творчеством откровенно удручает, но, помня о том, что он когда-то снял «Мисиму», а еще написал «Таксиста» и «Бешеного быка», мы не теряем надежду (а еще автор признается, что на съемках вдохновлялся «Идой» Павла Павликовского, что тоже как бы внушает). В новой картине автор обращается к ключевой для своих работ теме духовных поисков. Главный герой, священник небольшой церкви в исполнении Итана Хоука, благословляет сына отправиться на войну, где тот гибнет. После этого служитель бога приходит к выводу о необходимости реформировать традиционные религиозные каноны.

«55 шагов» (Билле Аугуст; Германия-Бельгия)
 
Трейлер фильма «55 шагов»

Драма Билле Аугуста, редкого обладателя двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля, с многообещающим актерским дуэтом Хелены Бонэм Картер и Хилари Суонк. В основе сюжета — реальная история больной шизофренией, которая была вынуждена судиться со своими врачами из-за неправильного лечения. Страдающую тяжким недугом сыграла Бонэм Картер, и, признаемся, иного кандидата на такую роль трудно представить.
 

Программа «Ателье»


«Мастерская» (Сергей Карандашов; Россия)

Кадр из фильма «Мастерская» / Фото: «Ленфильм»
Кадр из фильма «Мастерская» / Фото: «Ленфильм»

Документальная картина о необычном эксперименте в истории нашего кино. В 1988 году Алексей Герман организовал киномастерскую первого фильма. Ее прошли Алексей Балабанов, Евгений Юфит, Максим Пежемский и многие другие, в том числе автор этой картины. Спустя годы ученики Германа вспоминают своего мастера и опыт дебютного фильма под его началом.
 

Фильм закрытия


«Идентификация» (Сэмуел Тивьердж; Канада)

Кадр из фильма «Идентификация» (2018) / Фото: VVS Films
Кадр из фильма «Идентификация» (2018) / Фото: VVS Films

Закрывается ММКФ тоже триллером, и, по всей видимости, столь же примечательным, как и открывающий. Канадская картина повествует о молодом человеке, вставшем на путь мошеннической жизни. Самое интересное в ленте — звезда франшизы «Такси» Сами Насери, который, кстати, приедет в Москву возглавлять жюри короткого метра.

40-й ММКФ пройдет с 19 по 26 апреля.
 

Обложка: кадр из фильма «55 шагов» / Bernd Spauke 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Настраиваем камеру: Log, цветовой охват, калибровка сенсора и другое

В завершение спецпроекта «Берем Canon на тест» колорист и моушн-дизайнер Олег Шарабанов составил список советов, которые помогут операторам определить нужные настройки перед съемкой

  • 10 мая
  • 6206
Слова

Что читать сценаристу: советы профессионалов

Аристотель и Труби, Нехорошев и Снайдер: российские сценаристы рассказали нам о том, какие книги больше всего помогают им в профессии

  • 11 мая
  • 3976
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 3835
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3438
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 2966
Практика

Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 

Как яркие участки изображение влияют на его кинематографичность: режиссер, оператор и основатель студии Creative Rebellion — о неочевидных способах выдать цифровые кадры за пленочные

  • 15 мая
  • 2810
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее