Главная / Практика / 10 советов, как использовать VFX, не раздувая бюджет

10 советов, как использовать VFX, не раздувая бюджет

На проекте Кэтрин Бигелоу «Цель номер один» Шону Уолшу, работающему на студии Zero Engine, выдалась не самая простая задача. В какой-то момент во время съемок третьего акта производство столкнулось с серьезной проблемой. «Спецназ ВМС переходит в наступление с вертолетами, но это не простые вертолеты, а суперсекретные стелс-модели», — объяснил Уолш на лекции фестиваля SXSW, посвященной эффективности использования компьютерных эффектов в независимом кино. Никто понятия не имел, как именно выглядели новейшие правительственные вертолеты, и, по понятным причинам, их нельзя было привезти на площадку.
 

Сцена из фильма «Цель номер один» (2012)

«Надо было создать выдуманные, но при этом правдоподобные вертолеты, — объяснил Уолш. — Что делать в такой ситуации? Создавать реальные модели? Нет, у нас в распоряжении не было бортовой электроники. Делать с нуля цифровые версии? Так никакого бюджета не хватит. Но чтобы история сработала, нужно было как-то задействовать компьютерную графику. Без этих вертолетов третьего акта все равно что нет».

«Что мы сделали: мы сняли настоящие вертолеты, „Черные ястребы“, — продолжил Уолш. — Затем мы обработали их движение, а потом заменили на выдуманные модели. Пыль и сам полет были настоящие. У VFX-команды была база, с которой можно было работать, и они отлично справились».


Создание фильма «Цель номер один» (2012)

Мораль истории: ваш бюджет, возможно, даже близко не сравнится с проектом Бигелоу, однако смесь реальных съемок и VFX может вас спасти. Именно к такому выводу пришли участники публичной лекции на SXSW, среди которых, помимо Уолша, были Кевин Бейлли (Atomic Fiction), Берни Кимбакер (Image Engine Design Inc) и Бетси Патерсон (VFX-супервайзер сериала «Марко Поло»).

Вот другие советы, которые можно было услышать на мероприятии.
 

1. Привлекайте VFX-супервайзера как можно раньше

«Хороший режиссер знает — чем раньше на проекте появится VFX-супервайзер, тем лучше, — сказал Бейлли. — Мне выдался шанс поработать с Земекисом, так вот: он с самого начала принялся за VFX. Не потому, что я ему как-то особенно нравлюсь. Просто он знал, как важно сразу держать в голове графику».

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures
На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

По словам Бейлли, когда супервайзеры начинают свою работу заранее, у них появляется возможность пройтись по всему проекту с главами других департаментов и понять, что требует вмешательства VFX, а что — нет. «Нужно ли строить эту декорацию? Может быть, лучше создать виртуальную локацию? Что обойдется дешевле, что будет удачнее в данной ситуации? Мы поможем найти наилучший вариант».
 

2. Всегда используйте что-то реальное в качестве референса

«Постарайтесь понять, что именно вам нужно, еще до съемок, — посоветовала Патерсон. — Наймите концепт-художника или набросайте эскизы сами. Фраза „Не знаю, просто сделайте здесь что-нибудь поинтереснее“ — это все равно что смертный приговор».

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

«Всегда придерживайтесь реальности, — сказал Кимбакер. — Даже если в кадре вымышленный пришелец, найдите, например, морских животных, которых можно использовать в качестве референса».
 

3. Работайте с живыми актерами и настоящими предметами

«Секрет в том, что у актера всегда должно быть что-то реальное для взаимодействия», — сказал Бейлли.
 

На съемках фильма «Цель номер один» (2012)

«Всегда проще заменить что-то, что существует в реальности, чем поместить в кадр то, чего там изначально не было. Мысль, что для CG достаточно только добавить побольше зеленых экранов — заблуждение. Разница между хорошей и плохой графикой часто в том, как актеры и то, на чем сфокусирован кадр, ведут себя в новом окружении».
 

4. Нанимайте виртуальные студии по всему миру

«В мире независимого кино виртуальные студии — это дешево и сердито, — сказал Бейлли. — Вы можете начать работать в кратчайшие сроки. Фрилансеры по всему миру могут приступить к проекту прямо из дома. Команду можно собрать откуда угодно. Не ограничивайтесь только вашим городом. В Будапеште, Южной Африке, где угодно есть потрясающие, талантливые специалисты».
 

5. Не стоит недооценивать облачные технологии

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

«„Облачные“ студии могут полностью изменить правила игры, — сказал Кимбакер. — На фильмах с небольшим бюджетом людям могут выдавать гонорар за время работы. Допустим, мне нужна Nuke на 100 компьютерах на 10 минут за 5 долларов. Независимые кинематографисты от этого выиграют больше всего, поскольку студийная система безопасности очень строга и не позволяет уходить в облако. На независимых проектах таких ограничений не будет».
 

6. Найдите команду, которая недавно сделала нечто похожее

Кадр из фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

«Если нам не нужно писать ни строчки кода, если у нас уже есть заготовки, которые вам как раз подходят, используйте ваш бюджет агрессивнее, — посоветовала Патерсон. — Решения, которые мы создавали в прошлом, могут стать ключевыми».
 

7. Не сбрасывайте со счетов онлайн-библиотеки

«Библиотеки становятся все больше, — сказала Патерсон. — Создавать лес целиком — сложная работа. Но люди это уже делали раньше, это можно купить за 200 долларов. Да, это может не быть 100% попадание в ваше видение, но если этот лес успешно рассказывает нужную вам историю, сохраняя при этом 90% бюджета — стоит задуматься».
 

8. Выбирайте студии, у которых есть свободное время

Скриншот из видео
Скриншот из видео 

«Если вы снимаете независимый фильм, небольшие и средние студии готовы вам помочь, — сказал Бейлли. — Особенно, если их 17-й и 18-й проект разнесены по времени и у них есть три недели простоя. В таком случае, если фильм действительно интересный, вы даже можете уговорить их сделать это бесплатно (или с огромной скидкой). Многие специалисты по VFX обожают свою работу и часто готовы заняться чем-нибудь просто ради удовольствия».
 

9. Не забывайте о силе звука

По словам Бейлли, один из важнейших вопросов производства — «Может ли это произойти за кадром, не теряя в убедительности?» «Обычно в нашей работе нет саунд-дизайна, поскольку к этому времени он еще не закончен, — продолжил он. — Я всегда поражаюсь, насколько классно выглядит кадр, над которым я так много бился, когда ему добавляют звук».
 

10. Купите VFX-художнику пива

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

На съемках фильма «Цель номер один» (2012) / Фото: Columbia Pictures

Если вы не знаете, какой бюджет выделить на VFX или вообще не уверены, можно ли воплотить вашу идею в жизнь, стоит рассмотреть вариант обратиться к местным специалистам. «Купите им пива или чашку кофе, — посоветовал Бейлли. — Правда, не стоит недооценивать силу пива в мире VFX. «Можно я тебя угощу, мы вместе почитаем пару страниц сценария, а ты скажешь, в каком я положении?» Это — личный контакт, а не еще одно электронное письмо человека, о котором мы можем ничего не услышать потом. Личная беседа — очень полезная вещь, когда пытаешься понять, во что можно превратить имеющийся на руках сценарий».

Источник: nofilmschool.com
 


Обложка: работа над VFX фильма «Дэдпул» (2016) / 20th Century Fox