Практика

Мастер: Роберт Земекис

К выходу «Прогулки» разбираемся, почему кинематограф Роберта Земекиса считается «воплощением Голливуда»: страсть к технологиям, ретромания, безумные герои и духоподъемный саундтрек


Революционные технологии


Революционные технологии / Мастер: Роберт Земекис
 
Вместе с Джорджем Лукасом или Джеймсом Кэмероном Роберт Земекис является крупнейшим в Голливуде поклонником технологических новинок, прежде всего, позволяющих создавать спецэффекты. Интерес режиссера к зрелищности проявился уже в его первых любительских фильмах, которые он снимал в детстве на 8-мм камеру. Оттого не удивительно, что в дальнейшем многие картины Земекиса оказались революционными в области спецэффектов. «Кто подставил кролика Роджера» стал первым полнометражным фильмом, в столь значительном объеме совместившим игровое кино, рисованную анимацию и CGI. Вторая часть «Назад в будущее» примечательна не только ховербордами, но и сценой семейного ужина. Добиться одновременного появления на экране сразу трех Майклов Дж. Фоксов удалось с помощью новой тогда технологии VistaGlide. Компьютерная графика в «Смерть ей к лицу» — повернутая на 180° шея Мэрил Стрип, сквозная дыра в животе Голди Хоун — настолько впечатляла зрителей своего времени, что ленте дали «Оскар» за спецэффекты. Та же история повторилась с «Форрестом Гампом», где с помощью хромакея, ротоскопирования, морфинга и других техник удалось очень убедительно поместить Тома Хэнкса в кадры хроники, а Гэри Синизу «ампутировать» ноги. Для «Контакта» Земекис привлек рекордное число кинокомпаний визуальных эффектов — восемь, настолько трудоемкой была работа по визуализации космического пространства и путешествия сквозь кротовую нору. Не сильно меньше компьютерной графики было в «Изгое». Правда, там она в основном «невидимая». С её помощью очищалось пространство вокруг острова главного героя: проплывавшие корабли, соседние острова и так далее.

Революционные технологии / Мастер: Роберт Земекис

Земекиса можно назвать главным сторонником и популяризатором motion capture. «Полярный экспресс» стал первым фильмом, все герои которого были созданы с помощью этой технологии, причем Тому Хэнксу она позволила исполнить сразу пять ролей. Тогда же Земекис стал одним из первых и самых убежденных защитников цифрового кино, предоставляющего, по его словам, неограниченную свободу авторам. После затянувшегося и местами спорного эксперимента с motion capture Земекис продолжил  опыты с визуальными эффектами и цифровыми технологиями в традиционном кино. Без них в «Экипаже» Дензелу Вашингтону не удалось бы перевернуть падающий самолет, а Джозефу Гордону-Левитту в «Прогулке» пройтись по канату между башнями-близнецами. 

Революционные технологии / Мастер: Роберт Земекис

Сам Земекис, комментируя свою любовь к технологиям, не устает повторять, что любые технические приемы и визуальные эффекты должны использоваться как инструменты раскрытия характеров и драматургии. «Спецэффекты должны работать на историю, — убежден режиссер, — а не быть зрелищем ради зрелища». При этом желательно, чтобы эффекты не были заметными для зрителя: «Любой фокусник всегда использует несколько техник для создания качественной иллюзии. Мы, кинематографисты, в этом практически не отличаемся от эстрадных волшебников. Мы жонглируем различными техническими приемами и стремимся сделать так, чтобы зритель не понял, в чем тут фокус». Наконец, еще один момент, которым Земекис объясняет свою страсть к технологиям — это любовь к актерам: «Технологии упрощают процесс производства, а значит, у меня остается больше времени на работу с артистами».
 


Ретромания


Ретромания / Мастер: Роберт Земекис
 
Интерес к передовым техническим новинкам у Земекиса сочетается с трепетной  любовью к прошлому. В этом смысле DeLorean, преображенный в машину времени, можно считать символом всего творчества режиссера. «Мне нравится оглядываться на историю, — говорит режиссер. — Этим и прекрасно кино. Оно дает возможность спустя годы взглянуть на другую эпоху, когда никто понятия не имел, что войдет в историю». Пожалуй, фильмографию Земекиса можно назвать энциклопедией американской жизни второй половины XX века, поскольку режиссер часто помещает своих героев в это время, затрагивает значимые события тех лет и включает в повествование реальных исторических личностей. В «Я хочу держать тебя за руку» отражен феномен битломании, в «Назад в будущее» герой перемещается во времена молодости своих родителей, в 50-е; действие «Кто подставил кролика Роджера» разворачивается в эпоху расцвета голливудской анимации в конце 40-х; а «Прогулки» — в середине 70-х. Апофеозом ретромании Земекиса, конечно, является «Форрест Гамп», герой которого, маленький человек, незаметно для себя меняет историю: оказывается у истоков зарождающегося рок-н-ролла, выходит героем из огня Вьетнамской войны, становится виновником Уотергейта и первым инвестором Apple. 

Ретромания / Мастер: Роберт Земекис

Любопытен метод, которым Земекис показывает реальных знаменитостей. Они фигурируют лишь эпизодически, мы слышим их голоса, видим их фрагментарно, но никогда в лицо, если только не используется хроника. Именно так в «Я хочу держать тебя за руку» присутствуют битлы, в «Смерть ей к лицу» — россыпь икон американской поп-культуры от Мэрилин Монро до Энди Уорхола, а Элвис Пресли и Джон Кеннеди в «Форресте Гампе». Исторические фигуры таким образом становятся частью фона судеб главных героев, причем последние даже умудряются ненароком повлиять на первых. «Прогулка», кстати, в этом плане исключительна — знаменитый канатоходец Филипп Пети в исполнении Джозефа Гордона-Левитта является здесь главным героем и присутствует на экране на протяжении всей картины.  
 


Длинные открывающие кадры


Длинные открывающие кадры / Мастер: Роберт Земекис

В отличие от большинства нынешних режиссеров Голливуда Земекис остается сторонником съемок длинными кадрами. Если средняя длинна кадра голливудского фильма сегодня варьируется от 4 до 6 секунд, то у Земекиса она, как правило, не меньше 8 секунд. Например, в «Что скрывает ложь» средняя длина кадра — 7,1 секунды, в «Экипаже» — 7,9 секунд, в «Прогулке» — 8,9, в «Изгое» — 9,5, а в «Форресте Гампе» — и вовсе 10,8. Такой прием отвечает убеждению режиссера, что кино, прежде всего, искусство повествовательное, а значит, требующее определенного, достаточно размеренного монтажного ритма. Длинный кадр, снятый подвижной плавной камерой, позволяет зрителю глубже впитать атмосферу пространства. А кроме того для Земекиса — это ещё один инструмент создания зрелищности, поскольку неизменно связан с виртуозной хореографией и сложным действием. В «Прогулке» к этим причинам добавилось 3D, как известно, плохо сочетающееся со стремительным монтажом. 



Также длинный кадр у Земекиса — это неизменный способ начать фильм. Все его картины открываются сложно устроенными кадрами, продолжительностью от 1 до 3 минут. Техника позволяет сразу же втянуть зрителя в происходящее («Я хочу, чтобы аудитория растворялась в фильме»), создать интригу и атмосферу, а заодно дать необходимую информацию о героях и сюжете. Яркий тому пример — 2-минутный открывающий кадр «Назад в будущее», вводящий нас в мир доктора Эмметта Брауна (что интересно, сам Док при этом ещё долгое время будет оставаться за кадром). Схожим образом Земекис открывает «Подержанные автомобили», «Смерть ей к лицу», «Форреста Гампа», «Прогулку».



Добавим, что именно возможность создавать сколь угодно длинные кадры и при этом добиваться самых невероятных движений камеры привлекли Земекиса к цифровой 3D-анимации. Впечатляющие кадры, снятые «виртуальной камерой» и физически невозможные в традиционном кино, можно найти и в «Полярном экспрессе», и в «Беовульфе», и в «Рождественской истории». До них цифровые технологии позволили Земекису создать знаменитый открывающий кадр «Контакта», в котором за три минуты реконструируется устройство вселенной.  
 


Визуальная повествовательность


Визуальная повествовательность / Мастер: Роберт Земекис

Подход Земекиса к визуальному решению во многом сформировался под влиянием картин классического Голливуда и «нового Голливуда». Кроме относительно длинных кадров у него вряд ли можно выделить какую-либо характерную визуальную технику. На протяжении всей карьеры в кино Земекис сознательно стремится «снимать настоящее голливудское кино», понятное широкому зрителю и не обремененное «напускной интеллектуальностью». Отсюда главный принцип, которого придерживается режиссер, выстраивая изобразительное решение: «Каждый кадр — это часть фильма, и каждый кадр является отражением жизни». Соответственно, визуальное решение должно быть, прежде всего, жизнеподобным. Вдобавок, по словам Земекиса кадр обязательно должен нести информацию, которая бы двигала сюжет и давала всё новую характеристику героев. Поэтому большое внимание автор уделяет говорящим деталям и актерской игре. После выхода «Назад в будущее» режиссер с гордостью говорил о том, что ему удалось снять фильм, в котором нет ни единого лишнего кадра, поскольку каждый отвечает вышеназванному принципу. 
 


Герой не от мира сего


Герой не от мира сего / Мастер: Роберт Земекис

Центральный герой кинематографа Земекиса — безумец. В хорошем смысле этого слова. Романтическая натура, которой тесны рамки обыденной действительности, ищущая (или случайно находящая) приключения, взрывающие серые будни. Такова одинокая писательница дамских романов, попадающая в джунгли Колумбии («Роман с камнем»). Таков сумасшедший профессор, раскидывающий подростков по пространственно-временному континууму («Назад в будущее»). Таковы чокнутый антропоморфный кролик («Кто подставил кролика Роджера»), обаятельный аутист, творящий историю («Форрест Гамп»), астроном, убеждающая весь мир в существовании инопланетян («Контакт»), современный Робинзон Крузо («Изгой») и канатоходец, отваживающийся перейти между нью-йоркскими башнями-близнецами («Прогулка»). Последний, кстати, в фильме так и признается: «Да, я абсолютно сумасшедший».
 


Человек и машина


Человек и машина / Мастер: Роберт Земекис

Редкий фильм Земекиса обходится без одного из главных фетишей американской культуры — транспорта. Причем у режиссера он выполняет сюжетообразующую функцию. «Назад в будущее» был бы невозможен без знаменитого модифицированного DeLorean, «Кто подставил кролика Роджера» — без говорящего такси Бенни, «Полярный экспресс» — без волшебного поезда, «Экипаж» — без самолета, а «Контакт» — без инопланетного устройства для космических путешествий. Для Земекиса подобная техника — это не просто средства передвижения, но свидетельства человеческого гения, способного преодолевать пространство, время и даже рамки реальности.
 


Гром и молнии



 
Обязательная сцена почти любого фильма Земекиса — с громом и молниями. Во-первых, это кинематографично. Во-вторых, грозное состояние погоды усиливает драматический эффект — такие сцены у Земекиса связаны с наиболее напряженными, иногда кульминационными моментами фильма. В-третьих, гром и молния служат своего рода метафорой резких перемен, изменения состояния героя. В «Подержанных автомобилях» — это переход из мира живых в мир мертвых; в «Назад в будущее» — путешествие во времени; в «Изгое» — катастрофа, а затем возвращение домой; в «Беовульфе» — сражение с чудовищами; в «Прогулке» — умопомрачение.
 


Духоподъемный саундтрек



 
Самый верный соратник Земекиса — композитор Алан Сильвестри, написавший музыку к пятнадцати из семнадцати картин режиссера (то есть кроме «Я хочу держать тебя за руку» и «Подержанных автомобилей»). Не будет преувеличением сказать, что работы Сильвестри — это эталон голливудского саундтрека, подчеркивающего эмоциональный заряд сцены и сочетающего лиризм с духоподъемной торжественностью. Лучший тому пример — лейтмотив «Назад в будущее», один из самых известных в истории кино. Впрочем, диапазон Сильвестри довольно широк — «Кто подставил кролика Роджера» он наполнил джазовыми вариациями, музыку «Назад в будущее III» стилизовал под саундтреки классических вестернов, для «Форреста Гампа» написал несколько проникновенных фортепианных пьес, а в «Изгое» обратился к минимализму. Оркестровую музыку Сильвестри меломан Земекис обычно уравновешивает поп-хитами. Его картины украшали треки The Beatles, Хью Льюиса, Чака Бери, Майкла Джексона, ZZ Top, Элвиса Пресли, The Doors, The Rolling Stones и многих других исполнителей. И в этом — ещё одна взаимосвязь кинематографа Земекиса с американской массовой культурой.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 9897
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 5009
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4175
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3009
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее