Практика

10 заповедей независимого кино Даррена Аронофски

Режиссер «Реквиема по мечте», «Черного лебедя» и «Мамы» устроил на фестивале SXSW мастер-класс по кинопроизводству, попытавшись помочь молодым кинематографистам найти собственный голос

  • 16 марта
  • 2043

Хотя мастер-класс Даррена Аронофски получил ироничное название «10 заповедей независимого кино», сама речь режиссера была искренней и насыщенной. На встрече Аронофски поделился уроками, которые сумел вынести для себя за время работы в киноиндустрии, мыслями о роли режиссера, работе с актерами и многим другим.
 

1. Снимайте фильмы, которые можете сделать только вы

 
На съемках фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Ной» (2014) / Фото: Paramount Pictures

Аронофски сразу же отметил, что в наши время снимать кино особенно интересно. «Сейчас, когда люди требуют разнообразия голосов, надо вновь обратиться к причинам, которые сподвигли вас заниматься кинематографом. Для меня это всегда было желание рассказывать истории». Режиссер считает, что большинство зрителей любит именно те истории, «которые существуют только потому, что их воплотил какой-то человек». В качестве примера Аронофски привел Кубрика, Феллини, Гиллиама, Пола Томаса Андерсона, Тарантино и Куросаву. «У других режиссеров никогда бы не вышло подобных фильмов. Вам больше нечего предложить публике. Вы никогда не поймете, что именно хочет увидеть зритель, что он хочет узнать. У вас как у независимого режиссера есть одно преимущество — свой собственный голос».
 

2. Настойчивость — основа успеха


Аронофски вспомнил, как во время работы над «Фонтаном» (на создание фильма ушло шесть лет), когда он был на свидании в баре, ему позвонили и сообщили, что бюджет проекта сократили наполовину. «Я расплакался», — рассказал он. Но Аронофски собрался, переписал сценарий, сделал проект дешевле, пытаясь найти новые способы снять кино.
 
Отрывок из фильма «Рестлер» (2008)

Когда он пытался снять «Рестлера» с Микки Рурком (которого после номинировали на «Оскар» за лучшую мужскую роль), многие говорили: «Сценарий замечательный, но Микки до добра не доведет». Аронофски вспоминает: «Тогда я говорил, что без него не будет и фильма».
 
Отрывок из фильма «Черный лебедь»

Когда дело дошло до «Черного лебедя», к которому уже присоединились Натали Портман, Мила Кунис и Венсан Кассель, режиссера убеждали: «Фанаты хоррора не любят балет, а поклонники балета не любят хорроры». Смысл всего вышесказанного такой: сложности и проблемы будут всегда, и неважно, какого уровня признания вы достигли.
 

3. Работайте с семьей


Аронофски подчеркнул важность единства и семейной атмосферы на съемочной площадке. Ее должны ощущать все — от ассистента продакшна до актеров. «Важно не то, как вы ведете себя с людьми, которых вы знаете, а то, как вы ведете себя с людьми, которых не знаете».

На съемках фильма «Черный лебедь» (2010) / Фото: Niko Tavernise / Fox Searchlight Pictures
На съемках фильма «Черный лебедь» (2010) / Фото: Niko Tavernise / Fox Searchlight Pictures

Режиссер вспомнил, как ему приходилось работать с некоторыми особо сложными актерами, и сказал, что вместо того, чтобы прибегать к различным психологическим манипуляциям, пытаясь добиться от исполнителя хорошей игры, лучше стать его другом. «Тогда можно сказать: „А давай попробуем что-то, чего еще никогда не делали? Давай посмотрим, на что мы с тобой способны. Давай попытаемся сделать что-то, за что мы потом будем горды“. Единственный способ этого добиться — быть как семья». Аронофски еще раз обратил внимание присутствующих на то, как важно найти семью среди членов съемочной группы, особенно для новичков. На съемках без сомнения будут моменты, когда режиссер будет чувствовать, что проходит испытание, и в такие моменты больше всего помогает сплоченная команда.
 

4. Готовьтесь заранее и будьте открытым на площадке


Поскольку производственное время жестко ограничено, Аронофски считает, что тщательная подготовка — основа всего. Для «мамы!» режиссер снял целый склад в Бруклине, где проводил трехмесячные репетиции с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом. «Мы заняли помещение полностью и прошлись по всему сценарию, страница за страницей, пытаясь воплотить все, что там было. Там не было стен, просто лента, приклеенная к полу, как в „Догвилле“».
 
Ролик о съемках фильма «мама!» (2017)

В конце этого процесса к двум основным актерам присоединились все остальные, а также небольшая съемочная группа, которая помогла снять происходящее на видео. «Во всем фильме всего лишь три ракурса — камера находится либо за плечом Дженнифер, либо берет ее лицо крупным планом. Чаще всего мы переключались между ними, иногда добавляя POV-кадры. Нам надо было понять, где именно мы будем совершать переход, когда надо поворачиваться. В итоге у нас была двухчасовая версия фильма без стен, грима, костюмов и причесок».


На съемках фильма «мама!» (2017) / Фото: Paramount Pictures

Аронофски, однако, считает, что прокрастинация тоже важна. «Если вы действительно переживаете за свой проект, но столкнулись с творческим кризисом, сходите в музей, прогуляйтесь. Ваш мозг все еще работает, какие-то его части пытаются найти решение. Когда-то я себя очень жестко критиковал и заставлял работать, а теперь жалею об этом. Можно было бы просто расслабиться».
 

5. Адаптируйтесь к обстоятельствам


«Пусть ограничения станут вашим преимуществом». Во время съемок «Пи» Аронфски решил использовать черно-белую пленку, хотя она была дороже, чем цветная (даже тогда лабораторий, готовых обрабатывать 16-миллиметровую черно-белую пленку было немного). Дело в том, что у команды фильма не было денег на создание цветовой палитры, а если они не могли управлять изображением, значит и контроля над настроением картины у них тоже не было. А настроение в «Пи» чрезвычайно важно. «Более того, Мэтти снимал на обращаемую пленку (безнегативный процесс), а это значит, что если экспозицию настроить неправильно, объекты в кадре будут либо совсем белыми, либо черными. Мы знали, что нам нужно будет справляться с подобными ограничениями».
 
Отрывок из фильма «Пи»

Кроме того, когда вы делает домашнюю работу, вы лучше понимаете, куда ставить камеру. По словам Аронфски, «в сцене есть лишь одно место, где должна стоять камера, и ваша задача как кинематографиста — понять, где оно». Режиссер признался, что не понимает, как его коллеги могут работать с несколькими камерами одновременно. Он же все свои фильмы снимает лишь на одну. «Надо сделать все, чтобы именно этот кадр, который ты снимаешь в данный момент, сработал. Дело не только в актерской игре, но и в том, как камера помогает рассказывать историю».
 

6. Не бойтесь актеров


Техническая сторона кинематографа далась Аронофски относительно легко, но в начале карьеры, как признается режиссер, он «понятия не имел, что делать с актерами». По его словам, актеры стремятся опираться на эмоции. Его работа как режиссера — «создать окружение, в котором актеры будут чувствовать себя в безопасности, песочницу, в которой они могут созидать, допускать ошибки, при этом не теряя доверия к вам». «Для новичка это, пожалуй, может быть сложно. Но это ваша работа. Завоюйте доверие и уважайте его. Если вам нужно, чтобы актер выглядел плохо, если ему предстоит сделать что-то стыдное — дайте ему знать. Ваши отношения работают, пока вы правдивы и честны», — сказал режиссер.
 
Отрывок из фильм «Реквием по мечте» (2000)

Аронофски рассказал, что поначалу ему было сложно работать с актерами, в особенности с Эллен Берстин. Он вспомнил, что на препродакшне «Реквиема по мечте» он на день съездил с актрисой в Кони-Айленд, где должно было происходить действие фильма. «У меня с собой была простая камера, и я ужасно переживал. Мне было страшно попросить ее сфотографировать», — сказал Аронофски.
 

7. Какова моя аудитория?


«Всегда нужно думать о зрителе. Фильмы мы делаем не для себя, а для, надеюсь, широкой аудитории. Во время съемки кадра нужно ставить себя на место публики», — говорит режиссер. Нужно присутствовать в событиях, наблюдать за происходящим и «погружаться в эмоции». «Конечно, в голове надо держать технические детали, но на самом деле вы в первую очередь пытаетесь понять, достоверен ли кадр, помогает ли он рассказать историю. Вы, в каком-то смысле, смотритель на своем фильме», — считает Аронофски. На каждом проекте самое главное — убедиться, что каждый дубль и решение «составляют единое тематическое пространство». «Нужно постоянно спрашивать себя, есть ли у происходящего смысл?».


Кадр из фильма «мама!» (2017) / Фото: Paramount Pictures

То же самое происходит и в монтажной. На этом этапе, все же, сложнее всего посмотреть на материал свежим взглядом. «Я — один из зрителей, который видит картину в первый раз», — сказал Аронофски. Здесь проще простого позабыть о том, с какого ракурса ты наблюдаешь за историей, хотя это важно, особенно когда твоя цель — сделать что-то безумное. Режиссер вспомнил «маму!», где зритель впервые видит Дженнифер Лоуренс как «сильно влюбленную женщину, а затем события становятся все безумнее и безумнее», как пример того, как нужно делать происходящее ясным и доступным для восприятия.
 

8. Будьте верны своему видению


«Когда вы полностью отдаетесь видению, работа становится все более и более сложной. Хотя очень важно довести все до конца». Аронофски обсудил трудный релиз «Ноя», когда студия провела тест-просмотры по стране: «Евангелисты не купились». Тут же режиссера попросили сделать другую монтажную версию. «Если вы режиссер, который предпочитает работать по своему, у вас есть преимущества — ваши фильмы особо не перемонтируешь. Конечно, если в сцене семь камер, вариантов может быть множество, но если вы тщательно создаете каждый кадр, внешние силы вряд ли смогут что-то поделать». И все равно студия попыталась фильм хронометражем в 225 минут сократить до 85, и эта версия показала себя еще хуже. В итоге Аронофски добился своего.
 
Отрывок из фильма «Ной» (2014)

«Некоторые фильмы нельзя тестировать на фокус-группах. Нужно дать публике шанс найти что-то самостоятельно». Даже если постоянное отстаивание своего видения может как-то негативно повлиять на результат, Аронофски все равно гордится, что все проекты, которые он выпустил, он может назвать своими: «Вплоть до малейшей склейки. Именно я решал, что ее надо сделать».
 

9. Отпускайте свои творения


Тем не менее вам надо научиться отпускать. Аронофски сказал: «Фильм нельзя закончить, его можно только бросить». Но то, насколько долго режиссер «подкручивал» различные аспекты картин, зависело от проекта. Он признает, что на «Фонтане» он потерялся в темах. «Тема фильма — как научиться отпускать прошлое, заканчивать дела. А я не мог этого сделать». В конце концов он отложил работу, потому что «потом становится ясно, что ты тратишь время, которое бы могло пойти на новый проект с большим потенциалом».


Кадр из фильма «Фонтан» (2006) / Фото: Warner Bros
 

10. Не относитесь к своей работе наплевательски


Не секрет, что Даррен Аронофски вполне ясно в своих фильмах высказывает свои взгляды на охрану природы. Посетителям мастер-класса он сказал: «Искусство должно затрагивать души. Вы не имеете права создавать пустые фильмы. У ваших картин не обязательно должны быть политические цели (хотя это и замечательно), но они должны быть честными и человечными. Не волнуйтесь, что получится слишком нравоучительно. В этом плане я вас всегда смогу обойти. Сосредоточьтесь на любви, а не насилии. Не выдавайте своим актерам огнестрельное оружие, игнорируйте скептиков, пытайтесь менять мир».

На съемках фильма «Ной» (2014) / Фото: Niko Tavernise / Paramount Pictures
На съемках фильма «Ной» (2014) / Фото: Niko Tavernise / Paramount Pictures

В конце мероприятия Аронофски процитировал «своего героя» Нила Деграсса Тайсона: «Творчество, которое удовлетворяет и подтверждает ваше видение мира — это развлечение. Творчество, которое бросает ему вызов — это искусство». «Так что будьте художниками, пожалуйста. И не забывайте нас развлекать», — закончил Аронофски.

Источник: nofilmschool
Обложка: на съемках фильма «мама!» (2017) / Paramount Pictures


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не узнаю вас в гриме: 8 актеров, известных ролями в пластическом гриме

Творческая судьба некоторых актеров складывается так, что, несмотря на обилие известных ролей, массовый зритель не знает их в лицо. Вспоминаем артистов, чьим призванием стала игра в пластическом гриме

  • 15 апреля
  • 9231
Практика

Основные этапы и главные ошибки цветокоррекции

Что такое LUT, как оценивать тени и свет, контролировать яркость и не допускать распространенных ошибок: об этом — в новой статье колориста и моушн-дизайнера Олега Шарабанова в рамках спецпрокта «Берем Canon на тест»

  • 12 апреля
  • 5386
Практика

Как это снято: «Такси»

До экранов скоро доберется уже пятое «Такси», а между тем первая часть франшизы вышла ровно двадцать лет назад. Разбираемся, в чем секрет мирового успеха фарнцузской экшн-комедии: драматургическая схема, смелый кастинг и сорок разбитых автомобилей

  • 12 апреля
  • 3946
Слова

«Многим спокойнее работать, когда им говорят, куда идти и что делать»: вторые режиссеры о способах мобилизовать съемочную группу

Правильно поставленные перед группой задачи, знание технологий и особый тон — как второму режиссеру мотивировать съемочную команду работать

  • 11 апреля
  • 2028
Практика

Можно ли считать оригинальные фильмы Netflix «настоящим» кино

Исключение фильмов стримингового сервиса из основного конкурса Каннского кинофестиваля спровоцировало дискуссию о том, как в наше время изменилось понятие кинематографа

  • 17 апреля
  • 1971
Практика

Построить три билборда: создание мира Эббинга, Миссури

Картина Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» уступила на «Оскарах» «Форме воды», но хуже от этого не стала. Ее действие разворачивается в вымышленном городке Эббинг в штате Миссури, и именно его предстояло создать команде фильма

  • 13 апреля
  • 1738
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее