Практика

Слюни дракона, слизь чужих и шоколадные реки

Часто в кино требуется создать фактурные детали: слюни, слизь или еще какие-нибудь липкие остатки жизнедеятельности фантастических и не только фантастических существ. И это — тоже удел спецэффектов


Где-то в закоулках космического грузовика-дальнобойщика «Ностромо» прячется чужой — хищный инопланетный организм, вычислить присутствие которого можно только по едкой слизи, которая капает с чудовища. Вы никогда не задумывались, из чего сделана эта слизь? Ведь она должна капать из дубля в дубль и иметь соответствующую консистенцию , быть вязкой и тягучей. Забавно, но в фильме «Чужой», да и во многих других картинах той поры запросто использовали... «персональный лубрикант», то есть интимную гель-смазку компании K-Y Jelly. На «Чужих» ее закупали ведрами.
 
Эволюция слизи в кино

Этот материал жив и по сей день — Тому Холланду пришлось искупаться в целой ванне из этого лубриканта на съемках фильма «В сердце моря», где он играет юнгу, единственного, кто способен пролезть внутрь убитого кита и выскрести из него весь жир, из-за которого бедное животное и убили. И вот этот отвратительный жир «отыгрывает» K-Y Jelly.

Это еще что! Кожа полноразмерных червей в «Дюне» Дэвида Линча сделана... из тысяч презервативов, смазанных желатином. Если переборщить с желатином, они начинали разваливаться и никак не хотели скрывать стык двух чешуек в поверхности зверя. «Мы заказали десятки тысяч презервативов, — смеется Дэвид Линч. — Мексиканские таможенники, наверное, подумали, что мы снимаем очень мужское кино!» Презерватив, впрочем, — весьма полезный предмет для использования не по прямому назначению. В них часто помещают кровь или другие жидкости, небольшие порции которых должны изливаться из простреленных ран или других отверстий, проделанных в персонажах или реквизите перед камерой.
 
Отрывок из фильма «Чужой» (1979)

Кстати, в «Чужом» Ридли Скотт и его команда нашли более простой и убедительный способ показать внутренности органических существ — они использовали бросовый материал ближайшего мясника и рыбной лавки. Так что внутренности фейсхаггера — это части лобстера и мясные отходы, кинематографично уложенные декоратором (которые, к слову, быстро портились и начинали вонять). В сцене с оторванной головой андроида Эша его внутренности состояли из йогурта, спагетти и мраморных шариков.

Но не весь «репертуар» инопланетных экскрементов в те времена делали с помощью интимной смазки. Еще в 30-е годы ученые компании Dow Chemicals изобрели более эффективное соединение под названием метилцеллюлоза (methyl cellulose или methocel). И теперь кинематографисты радостно заливают этой слизью все, что только могут. Состав представляет собой порошок, который разводят водой: чем больше воды, тем менее вязким будет результат, и наоборот.
 
Съемки сцены со слизью в фильме «Охотники за привидениями» (2016)

У этого состава море преимуществ. Во-первых, он не токсичен, его можно использовать на локации и даже обмазывать им исторические архитектурные сооружения, ценные статуи и винтажную одежду. Именно так поступили, например, на съемках ленты «Охотники за привидениями 2». Здесь метилцеллюлоза «отыгрывала» роль эктоплазмы, целую реку которой обнаруживают персонажи фильма. Съемки велись в исторической локации на Манхэттене, но ни один камень старинной кладки не пострадал. Во-вторых, он не переваривается и никак не влияет на человеческий организм, выходя из него в том виде, в котором вошел. Поэтому им можно «кормить» актера в кадре. Именно это делали, например, в фильме «Три короля» — по сюжету персонажу Марка Уолберга насильно выливали в рот сырую нефть, которую и изображала метилцеллюлоза. Кстати, этот же состав «играл» нефть в фильмах «Морпехи» и «Нефть». В обоих фильмах показаны целые фонтаны негорючей и безопасной нефти, которой заливают актеров и их костюмы.

В-третьих, этот состав легко брать с собой на локации в нужных объемах — сухой порошок весьма легок и прост в транспортировке, его малое количество обеспечивает довольно приличные объемы вязкой жидкости. Он экологичен и просто растворяется водой после использования.
 
Шоколадная комната в фильме «Чарли и шоколадная фабрика» (2005)

Слизь коконов в «Гремлинах», осьминога в «Ночи в музее 2», грязь в «Возвращении живых мертвецов», экскременты птеродактилей во «Флинстоунах», демонические выделения в «Затащи меня в ад», внутренности огромных скорпионов в новой «Битве титанов» и гигантской змеи, которая чуть не переварила Джона Войта в «Анаконде», шоколадные реки в «Чарли и шоколадная фабрика» — все это метилцеллюлоза, разбавленная и подкрашенная согласно художественным задачам картины. И даже воду в фильме «Дорогая, я уменьшил детей», где вода для уменьшенных детишек имеет другую вязкость, тоже отыгрывала эта волшебная смесь.
 
Сцена из фильма «Дорогая, я уменьшил детей»

И да, в-четвертых, этот состав совсем недорогой. Это одна из главных причин его популярности в среде кинематографистов. Он настолько вездесущ, что мы его почти не замечаем, воспринимая как кинематографическую данность.
 
Видеоинструкция по созданию искусственной крови, метилцеллюлозы и внутренностей
Обложка: кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» (2005) / Warner Bros.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 4887
Практика

«К звездам»: как с помощью черного бархата, инфракрасного света и 848 VFX-шотов снять реалистичный фильм о космосе

Над визуальными эффектами к фильму работали 11 компаний, включая MR. X, Methods Studios и Halon. Удалось ли им добиться желаемой реалистичности, олдскульности и аналоговости картины? Разбираем наиболее захватывающие VFX-шоты картины режиссера Джеймса Грэя

10 октября 1415
Слова

«Профессионалы должны делать то, что нормальный человек сделать не может»

Вышедшая в прокат картина «Акварель» определенно займет значимое место в истории кино. Режиссер-документалист Виктор Косаковский рассказал нам об особенностях ее создания: водный концепт, необходимость кадровой частоты 96 кадров в секунду и экстремальные съемки в шторм

11 октября 1404
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее