Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 15493

Что вам как монтажеру кажется самым сложным? Трудно ли вам найти правильное место для склейки? Не тратите ли вы на проекты слишком много времени? А может быть, вам бывает тяжело нащупать правильный ритм? Если вы утвердительно ответили хотя бы на один вопрос (или же просто хотите узнать кое-что новое), обратите внимание на видео монтажера Свена Пейпа, который ведет канал This Guy Edits. Он провел опрос среди своих коллег и выделил семь советов, которые помогут настроиться на эффективную работу.
 

Хотелось бы уточнить, что все советы ниже — это просто мнения. Монтаж, в свою очередь, — это вид искусства, так что в любом правиле могут быть исключения. Вы можете делать все, что захотите.
 

1. Не вырезайте — стройте


7 простых способов научиться лучше монтировать / Фото: скриншот из видео
Скриншот из видео

Многие монтажеры начинают проект с забитой до отказа таймлинией, после чего принимаются планомерно ее сокращать, чтобы найти среди всего материала что-то хорошее. Это неэффективный подход и, скорее всего, вы будете выбирать «нормальные», но ничем не выдающиеся кадры. Все потому, что на сокращение материала нужна энергия.

Вместо этого постарайтесь «выстраивать» сцены с самого начала, отбирая самые лучшие кадры. В конце концов вы поймете, что этот метод экономит кучу времени и делает историю интереснее.
 

2. Добивайтесь единства звука и изображения


7 простых способов научиться лучше монтировать / Фото: John Hult
Фото: John Hult

Если закадровый голос будет говорить о миграции фламинго, пока изображение показывает слонов, зрителю будет сложно обработать всю эту информацию. Это — ножницы аудиовизуальной коммуникации. Если два элемента информации расходятся слишком далеко — их трудно воспринимать. Так что монтируйте изображение и звук так, чтобы информация сходилась в одной точке.
 

3. Придерживайтесь принципа вечеринки


7 простых способов научиться лучше монтировать / Фото: скриншот из видео
Скриншот из видео

Приходите поздно и уходите рано — прямо как на вечеринку. Часто сцены стоит делать как можно короче. Забудьте о растянутом начале и медленно затухающем финале. Врывайтесь в действие ровно тогда, когда оно становится интересным. Если вы сможете поддержать напряжение и не будете давать зрителю времени, чтобы перевести дыхание, аудитория попросту не сможет предсказать, что будет дальше.

Конечно же, если у вас на руках потрясающие экспозиционные моменты, раскрывающие персонажей и погружающие в историю, забудьте об этом правиле.
 

4. «Посмотрите сюда!»


Дэвид Финчер на съемках фильма «Социальная сеть» (2010) / Фото: Merrick Morton / Columbia Pictures
Дэвид Финчер на съемках фильма «Социальная сеть» (2010) / Фото: Merrick Morton / Columbia Pictures

Каждая склейка должна кричать: «Эй, посмотри сюда!». Каждый раз, когда вы переходите к определенному кадру, вы говорите зрителю: «Это важно». Может быть, вы слышали рассуждения Финчера о значении крупного плана.

«Каждый раз, когда вы переходите на крупный план, зритель знает, что вы приняли осознанное решение, что вы считаете это важным. Все, что вы показываете крупным планом — важно, вне зависимости, так ли это на самом деле. Вы можете измотать зрителя, показывая ему вещи, не имеющие никакого значения».
 

5. Не бойтесь сбивать зрителя с толку


Кадр из фильма «Джеки» (2016) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Джеки» (2016) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Вы можете показывать крупным планом вещи, не имеющие значения, или переходить на общие планы, предоставляя зрителю возможность сделать те или иные выводы самостоятельно. Вы можете утаивать информацию аудитории, используя обратные планы и не показывая, что чувствует персонаж. Все это инструменты, которые помогут сделать монтаж неожиданным. История должна быть правдоподобна, но непредсказуема.
 

6. Ориентируйтесь на глаза


Кадр из фильма «Холодная гора» (2003) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Холодная гора» (2003) / Фото: Miramax 

Движение глаз актера может задать направление для монтажа.

«Моргание связано с нашими мыслями и реакциями на происходящее вокруг», — говорил Уолтер Мерч, монтажер «Апокалипсиса сегодня» и автор книги «Во мгновение ока». Другими словами, вы можете использовать моргание актеров, особенно хороших актеров, как указание на то, где сделать склейку: «Обычно я нажимаю на кнопку "Стоп" ровно перед тем, как персонаж моргнет. Так я связываю свою реакцию с реакцией актера на своего персонажа».
 

7. Доверьтесь инстинктам


7 простых способов научиться лучше монтировать / Фото: скриншот из видео
Скриншот из видео

Прочувствуйте проект. Нет никакого точного правила, которое скажет вам, когда делать склейку. Вы можете ориентироваться только на ваши ощущения. Это интуитивное решение, и чем больше вы этим занимаетесь, тем сильнее вам следует опираться на свои профессиональные эмоции. Ваши нейроны откликаются на определенные вещи, на визуальные чувственные реакции. Не бойтесь делать склейки там, где их нельзя объяснить никакой логикой. Вы просто делаете то, что кажется вам правильным.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Jakob Owens

 


Комментарии

Комментариев: 2

Интересная статья. Может быть, Вы посоветуете, как лучше монтировать актерские шоурилы? Мне один видеомонтажер сделал шоурил. Вроде все правильно: средние планы, крупные, общие. Я выслал кастинг-директорам, многие из них говорят, что скучно...Решил переделать и сделать  все самостоятельно, но что лучше взять в качестве материала, чтобы 5 минутный шоурил было интересно смотреть? Как монтировать видео, в котором, в основном, одни диалоги? Сделать упор на крупные планы?
Александр Алеандров Актер
Если еще актуально, свяжитесь со мной по почте, помогу:
[email protected]

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2396
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1738
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1459
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1446
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1362
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1231
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее