Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 12731

Что вам как монтажеру кажется самым сложным? Трудно ли вам найти правильное место для склейки? Не тратите ли вы на проекты слишком много времени? А может быть, вам бывает тяжело нащупать правильный ритм? Если вы утвердительно ответили хотя бы на один вопрос (или же просто хотите узнать кое-что новое), обратите внимание на видео монтажера Свена Пейпа, который ведет канал This Guy Edits. Он провел опрос среди своих коллег и выделил семь советов, которые помогут настроиться на эффективную работу.
 

Хотелось бы уточнить, что все советы ниже — это просто мнения. Монтаж, в свою очередь, — это вид искусства, так что в любом правиле могут быть исключения. Вы можете делать все, что захотите.
 

1. Не вырезайте — стройте


7 простых способов научиться лучше монтировать / Фото: скриншот из видео
Скриншот из видео

Многие монтажеры начинают проект с забитой до отказа таймлинией, после чего принимаются планомерно ее сокращать, чтобы найти среди всего материала что-то хорошее. Это неэффективный подход и, скорее всего, вы будете выбирать «нормальные», но ничем не выдающиеся кадры. Все потому, что на сокращение материала нужна энергия.

Вместо этого постарайтесь «выстраивать» сцены с самого начала, отбирая самые лучшие кадры. В конце концов вы поймете, что этот метод экономит кучу времени и делает историю интереснее.
 

2. Добивайтесь единства звука и изображения


7 простых способов научиться лучше монтировать / Фото: John Hult
Фото: John Hult

Если закадровый голос будет говорить о миграции фламинго, пока изображение показывает слонов, зрителю будет сложно обработать всю эту информацию. Это — ножницы аудиовизуальной коммуникации. Если два элемента информации расходятся слишком далеко — их трудно воспринимать. Так что монтируйте изображение и звук так, чтобы информация сходилась в одной точке.
 

3. Придерживайтесь принципа вечеринки


7 простых способов научиться лучше монтировать / Фото: скриншот из видео
Скриншот из видео

Приходите поздно и уходите рано — прямо как на вечеринку. Часто сцены стоит делать как можно короче. Забудьте о растянутом начале и медленно затухающем финале. Врывайтесь в действие ровно тогда, когда оно становится интересным. Если вы сможете поддержать напряжение и не будете давать зрителю времени, чтобы перевести дыхание, аудитория попросту не сможет предсказать, что будет дальше.

Конечно же, если у вас на руках потрясающие экспозиционные моменты, раскрывающие персонажей и погружающие в историю, забудьте об этом правиле.
 

4. «Посмотрите сюда!»


Дэвид Финчер на съемках фильма «Социальная сеть» (2010) / Фото: Merrick Morton / Columbia Pictures
Дэвид Финчер на съемках фильма «Социальная сеть» (2010) / Фото: Merrick Morton / Columbia Pictures

Каждая склейка должна кричать: «Эй, посмотри сюда!». Каждый раз, когда вы переходите к определенному кадру, вы говорите зрителю: «Это важно». Может быть, вы слышали рассуждения Финчера о значении крупного плана.

«Каждый раз, когда вы переходите на крупный план, зритель знает, что вы приняли осознанное решение, что вы считаете это важным. Все, что вы показываете крупным планом — важно, вне зависимости, так ли это на самом деле. Вы можете измотать зрителя, показывая ему вещи, не имеющие никакого значения».
 

5. Не бойтесь сбивать зрителя с толку


Кадр из фильма «Джеки» (2016) / Фото: Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Джеки» (2016) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Вы можете показывать крупным планом вещи, не имеющие значения, или переходить на общие планы, предоставляя зрителю возможность сделать те или иные выводы самостоятельно. Вы можете утаивать информацию аудитории, используя обратные планы и не показывая, что чувствует персонаж. Все это инструменты, которые помогут сделать монтаж неожиданным. История должна быть правдоподобна, но непредсказуема.
 

6. Ориентируйтесь на глаза


Кадр из фильма «Холодная гора» (2003) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Холодная гора» (2003) / Фото: Miramax 

Движение глаз актера может задать направление для монтажа.

«Моргание связано с нашими мыслями и реакциями на происходящее вокруг», — говорил Уолтер Мерч, монтажер «Апокалипсиса сегодня» и автор книги «Во мгновение ока». Другими словами, вы можете использовать моргание актеров, особенно хороших актеров, как указание на то, где сделать склейку: «Обычно я нажимаю на кнопку "Стоп" ровно перед тем, как персонаж моргнет. Так я связываю свою реакцию с реакцией актера на своего персонажа».
 

7. Доверьтесь инстинктам


7 простых способов научиться лучше монтировать / Фото: скриншот из видео
Скриншот из видео

Прочувствуйте проект. Нет никакого точного правила, которое скажет вам, когда делать склейку. Вы можете ориентироваться только на ваши ощущения. Это интуитивное решение, и чем больше вы этим занимаетесь, тем сильнее вам следует опираться на свои профессиональные эмоции. Ваши нейроны откликаются на определенные вещи, на визуальные чувственные реакции. Не бойтесь делать склейки там, где их нельзя объяснить никакой логикой. Вы просто делаете то, что кажется вам правильным.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Jakob Owens

 


Комментарии

Комментариев: 1

Интересная статья. Может быть, Вы посоветуете, как лучше монтировать актерские шоурилы? Мне один видеомонтажер сделал шоурил. Вроде все правильно: средние планы, крупные, общие. Я выслал кастинг-директорам, многие из них говорят, что скучно...Решил переделать и сделать  все самостоятельно, но что лучше взять в качестве материала, чтобы 5 минутный шоурил было интересно смотреть? Как монтировать видео, в котором, в основном, одни диалоги? Сделать упор на крупные планы?

Смотрите также

Популярное
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 4031
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3871
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 3053
Практика

Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 

Как яркие участки изображение влияют на его кинематографичность: режиссер, оператор и основатель студии Creative Rebellion — о неочевидных способах выдать цифровые кадры за пленочные

  • 15 мая
  • 2907
Практика

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

Лучшие мировые операторы рассказывают, как они создавали визуальный стиль фильмов, которые попали в этом году в Канны

  • 18 мая
  • 2590
Практика

«Бонни: русский рекорд на соляном озере»: как снять документальный фильм и попасть на Discovery 

Canon 5D Mark III, запрет на съемку в США и судьбоносный репост в Facebook: руководитель продакшена ScriptShotSound и режиссер фильма «Бонни: русский рекорд на соляном озере» Дмитрий Бобров – о создании картины и взаимодействии с телеканалом Discovery Channel

  • 14 мая
  • 2489
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее