Практика

Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным

Что такое мягкое освещение и для чего оно нужно? Почему в погоне за красивыми кадрами чаще всего применяют именно его?

  • 13 января 2018
  • 11042

Есть множество техник освещения, которые призваны подчеркнуть естественную красоту объекта. Самая распространенная среди них — мягкое освещение. О том, что оно собой представляет, как его добиться и как сделать свой проект «красивым внешне», рассказывает режиссер и оператор Тед Сим в видео Apurture.
 

Мягким обычно называют свет, который как бы окутывает объект съемки. Он при этом отбрасывает рассеянные тени с мягкими контурами. Это полная противоположность контрастного, «жесткого» освещения.
 

Когда его используют


В качестве рисующего освещения мягкий свет используют, когда в кадре нужно создать незаметные или минимальные тени. Поскольку мягкий свет окутывает объект съемки лучше, чем контрастный, его чаще всего применяют в сценах, где нужно скрыть определенную нежелательную текстуру изображения.

Кадр из сериала «Молодой Папа» (2016) / Фото: HBO
Кадр из сериала «Молодой Папа» (2016) / Фото: HBO 

Вспомним художника Боба Росса. Поскольку именно расположение теней и ярких участков создает глубину в изображении объекта, этот эффект лучше свести к минимуму, избавившись от теней.
 


Работая с фэшн-видео, например, вы можете применить мягкое освещение, чтобы спрятать морщины или другие признаки старения модели, которые в противном случае стали бы заметны. Кроме того, мягкое освещение отлично работает в качестве заполняющего или «окружающего» света. Благодаря отсутствию явных теней, вы можете использовать его вместе с рисующим, экспонируя объект. Так вы не допустите, чтобы у него появилось сразу несколько теней.

Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото:  Broad Green Pictures
Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото: Broad Green Pictures

Посмотрим на ситуацию с точки зрения классической трехчастной схемы освещения. Если заполняющий свет выйдет слишком контрастным, у человека под носом и подбородком могут появиться сразу две тени: одна — от рисующего освещения, другая — от заполняющего. Мы же привыкли видеть всего лишь одну тень — от Солнца, и только в подобной ситуации изображение кажется естественным.

Скриншот из видео / Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным
Скриншот из видео

Конечно, это правило можно нарушать, но не стоит забывать о нем, если вы стремитесь к классическому пониманию красивого изображения. Очевидно, когда речь идет о полностью белом окружении, вам нужно задуматься именно о мягком свете.
 
Сцена из фильма «Бёрдмэн» 

Мягкое освещение также идеально подходит для ситуаций, когда вам нужно перемещать осветительное оборудование незаметно для зрителя. Вспомним традиционный прием «разговора на ходу» — персонажи двигаются по направлению к камере, которая также перемещается в пространстве вместе с ними. Но как в такой ситуации сохранить красивое освещение? При помощи мягкого освещения. Такие сцены обычно освещают при помощи отражателя или крупного осветительного оборудования, вроде чайнабола или софтбокса. Движение света выдают тени, так что если они незаметны, иллюзия сохраняется.
 

Как создать мягкое освещение


Ключевые факторы достаточно просты — размер источника и расстояние до объекта. В общем и целом, чем больше источник и чем ближе он к объекту, тем мягче свет. Солнце, например, — это огромный источник света, но посколько оно находится далеко от Земли, от него исходит жесткий свет, который хорошо видно в ясную погоду.

Скриншот из видео  / Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным
Скриншот из видео 

Самый простой способ добиться мягкого освещения — рассеиватели. Конкретнее — софтбоксы, которые можно прикреплять к светильнику, таким образом увеличивая его в размерах. Если вам нужен светильник еще больше — попробуйте задействовать светильники, вроде чайнаболов. Более традиционные средства: ткани, рамки, — в общем, все, через что может проходить свет. Кроме того, в ход может пойти и отражающая панель, которая тоже поможет сделать источник больше в размерах.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: кадр из фильма «Макбет» (2013) / Фото: компания «Наше кино»
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 5805
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 5283
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 2476
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2421
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2348
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 1925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее