Практика

Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным

Что такое мягкое освещение и для чего оно нужно? Почему в погоне за красивыми кадрами чаще всего применяют именно его?

  • 13 января 2018
  • 11267

Есть множество техник освещения, которые призваны подчеркнуть естественную красоту объекта. Самая распространенная среди них — мягкое освещение. О том, что оно собой представляет, как его добиться и как сделать свой проект «красивым внешне», рассказывает режиссер и оператор Тед Сим в видео Apurture.
 

Мягким обычно называют свет, который как бы окутывает объект съемки. Он при этом отбрасывает рассеянные тени с мягкими контурами. Это полная противоположность контрастного, «жесткого» освещения.
 

Когда его используют


В качестве рисующего освещения мягкий свет используют, когда в кадре нужно создать незаметные или минимальные тени. Поскольку мягкий свет окутывает объект съемки лучше, чем контрастный, его чаще всего применяют в сценах, где нужно скрыть определенную нежелательную текстуру изображения.

Кадр из сериала «Молодой Папа» (2016) / Фото: HBO
Кадр из сериала «Молодой Папа» (2016) / Фото: HBO 

Вспомним художника Боба Росса. Поскольку именно расположение теней и ярких участков создает глубину в изображении объекта, этот эффект лучше свести к минимуму, избавившись от теней.
 


Работая с фэшн-видео, например, вы можете применить мягкое освещение, чтобы спрятать морщины или другие признаки старения модели, которые в противном случае стали бы заметны. Кроме того, мягкое освещение отлично работает в качестве заполняющего или «окружающего» света. Благодаря отсутствию явных теней, вы можете использовать его вместе с рисующим, экспонируя объект. Так вы не допустите, чтобы у него появилось сразу несколько теней.

Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото:  Broad Green Pictures
Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото: Broad Green Pictures

Посмотрим на ситуацию с точки зрения классической трехчастной схемы освещения. Если заполняющий свет выйдет слишком контрастным, у человека под носом и подбородком могут появиться сразу две тени: одна — от рисующего освещения, другая — от заполняющего. Мы же привыкли видеть всего лишь одну тень — от Солнца, и только в подобной ситуации изображение кажется естественным.

Скриншот из видео / Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным
Скриншот из видео

Конечно, это правило можно нарушать, но не стоит забывать о нем, если вы стремитесь к классическому пониманию красивого изображения. Очевидно, когда речь идет о полностью белом окружении, вам нужно задуматься именно о мягком свете.
 
Сцена из фильма «Бёрдмэн» 

Мягкое освещение также идеально подходит для ситуаций, когда вам нужно перемещать осветительное оборудование незаметно для зрителя. Вспомним традиционный прием «разговора на ходу» — персонажи двигаются по направлению к камере, которая также перемещается в пространстве вместе с ними. Но как в такой ситуации сохранить красивое освещение? При помощи мягкого освещения. Такие сцены обычно освещают при помощи отражателя или крупного осветительного оборудования, вроде чайнабола или софтбокса. Движение света выдают тени, так что если они незаметны, иллюзия сохраняется.
 

Как создать мягкое освещение


Ключевые факторы достаточно просты — размер источника и расстояние до объекта. В общем и целом, чем больше источник и чем ближе он к объекту, тем мягче свет. Солнце, например, — это огромный источник света, но посколько оно находится далеко от Земли, от него исходит жесткий свет, который хорошо видно в ясную погоду.

Скриншот из видео  / Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным
Скриншот из видео 

Самый простой способ добиться мягкого освещения — рассеиватели. Конкретнее — софтбоксы, которые можно прикреплять к светильнику, таким образом увеличивая его в размерах. Если вам нужен светильник еще больше — попробуйте задействовать светильники, вроде чайнаболов. Более традиционные средства: ткани, рамки, — в общем, все, через что может проходить свет. Кроме того, в ход может пойти и отражающая панель, которая тоже поможет сделать источник больше в размерах.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: кадр из фильма «Макбет» (2013) / Фото: компания «Наше кино»
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 11346
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 3002
Практика

Четыре совета, как снять успешный документальный фильм 

Хороший документальный фильм — это, прежде всего, сильная история. Режиссер Зак Рамелан рассказывает о способах, которые помогут вам выйти из трудной ситуации

  • 11 марта
  • 2089
Практика

Как стать режиссером: 10 шагов в профессию

Что нужно предпринять, чтобы возглавить производство своего собственного фильма: можно ли обучиться режиссуре, как набраться опыта и развиваться в профессии

  • 21 марта
  • 1914
Слова

Как начинающему кинематографисту перейти к полному метру?

Привлеки группу и актеров хорошим сценарием, найди связи в военно-историческом клубе и непрерывно верь в себя: сценаристы, режиссеры и продюсеры о том, как безболезненно перейти от короткого к полному метру и начать полноценную кинокарьеру

  • 14 марта
  • 1806
Практика

Следящая камера: съемка с рук или со стабилизаторами

Движение камеры может влиять на тон и идею кадра. Режиссер, актер и каскадер  Джон Фрэнсис Маккала рассказывает, о чём стоит подумать, выбирая манеру повествования

  • 17 марта
  • 1709
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее