Практика

Как это снято: «Банды Нью-Йорка»

Разбираем «гамлетовский сюжет», влияние Рембрандта, фанатизм Дэниэла Дэй-Льюиса, реконструкцию Нью-Йорка посреди Рима и другие вещи, которыми примечательны эпические «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе

  • 25 декабря 2017
  • 3468
Павел Орлов

Драматургия: 30 лет от идеи до съемок, «гамлетовский сюжет» и трехактная структура


Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

Мартин Скорсезе, будучи уроженцем Нью-Йорка, многие годы хотел снять масштабный фильм об истории родного города. В 1970 году молодой режиссер познакомился с книгой Герберта Осбери «Банды Нью-Йорка», в которой на документальном материале исследовалась малоизвестная криминальная жизнь «столицы мира» в XIX веке. С тех пор экранизация этой книги стала мечтой Скорсезе. Это, однако, требовало и большего опыта, и внушительного бюджета. Лишь спустя три десятилетия, в конце 1990-х, обстоятельства сложились благополучно для запуска проекта.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

Над сценарием фильма работал Джей Кокс (он также был сценаристом Скорсезе на «Эпохе невинности» и «Молчании») и несколько других авторов. Текст начали готовить еще в середине 1970-х годов, когда предпринимались первые попытки запуска. Позже Кокс отмечал, что столь длинный период работы был даже необходим картине из-за ее многогранности.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

В фильме Скорсезе для себя выделял несколько ключевых проблематик. В глобальном плане на примере столкновения уличных банд, а также конфликтов общества и государства, он хотел показать процесс зарождения демократии в Америке. Как говорит сам режиссер по поводу важности этой темы: «Если бы демократия не утвердилась в Нью-Йорке, она бы не утвердилась нигде». Другой слой картины связан с характерным «гамлетовским сюжетом» — главный герой, Амстердам, движимый жаждой мести, сближается с убийцей собственного отца, «Мясником» Биллом.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

При этом картина имеет классическую трехактную структуру. Первый акт включает экспозицию (открывающий бой банд «коренных» и иммигрантов и гибель отца главного героя), завязку (повзрослевший Амстердам возвращается домой, чтобы отмстить) и первый поворотный пункт (Амстердама принимают в банду «коренных»), создающий новую для героя жизненную ситуацию. Ключевые моменты второго акта — центральный поворот (Амстердам спасает «Мясника»), усложняющего действие, и второго поворотного пункта («Мясник» узнает, что Амстердам — сын его врага, но вместо убийства лишь изгоняет его из банды). Третий акт связан с попыткой главного героя возродить банду иммигрантов и все-таки отомстить за отца.
В кульминации пересекаются сюжетные линии: схватка банд и двух главных героев происходит на фоне общественных беспорядков. Так Скорсезе эффектно связывает личную трагедию главного героя и эпическую историю целого города. Связь эта дополнительно подчеркивает эпилог, переносящий действие из прошлого в современность. Вся история сопровождается характерным для Скорсезе приемом — закадровым голосом, добавляющим ощущение субъективности и одновременно легендарности описываемым событиям.
 

Кастинг: фанатизм Дэй-Льюиса и диалекты


Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

В фильме задействован звездный актерский состав: Кэмерон Диаз, Джон Си Райли, Лиам Нисон, Брендан Глисон. Но остановимся на ключевых антагонистах. Если с Леонардо ДиКаприо проблем у Скорсезе не возникло, — актер был рад впервые поработать со Скорсезе (в итоге «Банды Нью-Йорка» стали началом их длительного сотрудничества), — то с Дэниэлом Дэй-Льюисом пришлось повозиться. Артист известен своим крайне щепетильным отношением к выбору ролей. Достаточно заметить, что «Банды Нью-Йорка» стали для Дэй-Льюиса первой работой после пятилетнего перерыва. В итоге актер согласился на съемки потому, что ему понравилось работать со Скорсезе в «Эпохе невинности». Впрочем, и герой «Мясник» Билл его тоже увлек.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

Как и всегда, Дэй-Льюис полностью отдался погружению в своего персонажа. Кэмерон Диаз рассказывает, что актер не играл, а круглосуточно весь период съемок находился в образе. Он в том числе обучился навыкам мясника и часто проводил досуг в мясной лавке, а говорил исключительно с необходимым для фильма акцентом (а после съемок еще два месяца избавлялся от него).

Вообще акцентам в картине уделялось большое внимание (поэтому смотреть ленту стоит с субтитрами). Большинству главных героев придумали свою манеру речи. Например, герой Леонардо ДиКаприо говорит не просто на ирландско-английском диалекте, но и с примесью американского английского, поскольку родился он в Ирландии, но почти всю жизнь прожил в США. Чтобы восстановить диалекты нью-йоркцев середины XIX века, авторы тщательно исследовали поэзию, песни и газетные статьи тех лет.
 

Декорации: старый Нью-Йорк в современном Риме


На съемках фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax
На съемках фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

Съемки «Банд Нью-Йорка» заняли восемь месяцев с сентября 2000 года по апрель 2001 года и почти целиком проходили в декорациях, возведенных в Риме на крупнейшей итальянской студии Чинечитта (исключением были только двухдневные досъемки батальных сцен в Нью-Йорке). Художник-постановщик Данте Феретти, уже работавший со Скорсезе на ряде картин, начал с подготовку с подробного изучения исторический литературы. На основе исследований Феретти подготовил эскизы, технические чертежи и макеты. Это позволило понять реальные масштабы декораций, и что именно необходимо построить для съемок.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

За пять месяцев под открытым небом возвели три квартала из нескольких десятков зданий общей площадью больше полутора квадратных километров. Также была построена гавань с двумя полноразмерными кораблями, часть Бродвея, несколько масштабных интерьеров, в том числе старая пивоварня, китайская пагода и церковь. Некоторые интерьеры сконструировали так, что в них при небольших изменениях можно было снимать несколько разных мест.

Декорации часто бесцветны, что, по мнению Феретти, показывает Нью-Йорк как пространство, в котором не было места надежде (по этой причине, кстати, и эскизы художник выполнял в сепии). Оператор картины Михаэль Балльхаус замечает, что глобальный масштаб декораций позволял обращаться с ними как с натурой — снимать можно было с любой точки и в любом направлении. А многие актеры говорят, что благодаря декорациям им почти не нужно было играть — они и так ощущали дух другой эпохи. Всего, по словам Феретти, декорации воссоздали 30% города, который мы видим в кадре. Остальное в виде графики разрабатывала студия ILM. Всего в фильме 45 CG-шотов города.
 

Костюмы: гротеск и «плохой вкус»


Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

Один из самых ярких элементов картины — костюмы. Как и полагается в историческом проекте, приступая к созданию костюмов, авторы обратились ко всему массиву данных: от картин и фотографий до документов и описаний той эпохи. Задача осложнялась тем, что большая часть героев — представители низших сословий, а информации о костюмах бедноты сохранилось гораздо меньше, чем о костюмах людей состоятельных.

Следуя принципу исторической достоверности, авторы не обошлись и без художественного переосмысления. Художник по костюмам Сэнди Пауэлл признается, что отдельные элементы одежды специально обострялись, чтобы придать действию ощущение гротеска. Например, костюмы банды коренных собирали из подчеркнуто контрастных фактур и цветов — так герои становились похожи на маргинальных денди, претендующих на превосходство над окружающими. Костюмы Дэниэла Дэй-Льюиса специально делались приталенными и длинными, чтобы подчеркнуть его и без того внушительный рост в 1,88 метра. Большинство представителей высших сословий одеты в «плохом вкусе», чтобы обозначить, что это не аристократия, а нувориши. Всего же из-за обилия персонажей для картины было сделано с нуля порядка семи тысяч костюмов.
 

Визуальное решение: Рембрандт, динамичная камера и зум-объективы


Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

Оператором «Банд Нью-Йорка» выступил Михаэль Балльхаус, для которого это была уже шестая совместная работа со Скорсезе. В качестве визуального референса авторы использовали сборник живописи Рембрандта. Скорсезе хотел добиться контрастного изображения с доминирующими приглушенными серыми и коричневыми оттенками с вкраплениями ярких цветов. Особую атмосферу кадру придавал дым, который постоянно поддерживали на площадке. Во-первых, это помогало сделать цвета чуть менее насыщенными, а во-вторых — соответствовало исторической достоверности, поскольку в середине XIX века в Нью-Йорке или окрестностях все время что-нибудь горело.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

В фильме много ночных сцен, и снимать их было сложно. Чтобы имитировать лунный свет, команда Балльхауса специально сделала софтбокс площадью 7,6 квадратных метра. Вместе с источниками света и другим необходимым оборудованием конструкция весила 1800 кг, и перемещали ее по площадке двумя кранами, что, разумеется, занимало много времени. Помимо этого в ночных сценах авторы использовали естественный свет от газовых ламп и свечей, подготовленных художниками.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

Технически сложным был кадр в начале пролога — «взгляд Бога», когда камера резко поднимается над Манхэттеном, демонстрируя масштаб города. Хотя 90% городского пейзажа сделаны в CG, камеру все равно необходимо было поднять достаточно высоко, чтобы дать панораму декораций. Команда Балльхауса разработала систему рига и крана, позволившую поднять камеру на высоту более 45 метров.

В фильме много динамичных кадров, и Балльхаус говорит, что специально старался снимать так, чтобы ни один план не был статичным: «Изображение всегда находится в движении». При этом съемка часто велась многокамерным способом, а на площадке одновременно могло находиться до восьми камер. Вполне в стилистике Скорсезе в фильме присутствуют эпизоды с изменением скорости действия, чтобы подчеркнуть драматизм момента. Для этого использовалась скорость съемки 30 или 32 кадра в секунду.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 
Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

Снимался фильм преимущественно на объективы с переменным фокусным расстоянием Zeiss Variable Primes. По словам Балльхауса, его не только устраивает качество изображения этих линз, но и привлекает возможность в любой момент приблизить или отдалить объект с помощью зума. Также оператор работал с объективами Zeiss Ultra Prime, Angenieux 5:1 zoom и Cooke 10:1 zoom, изображение которых показалось ему не слишком современным и соответствующим историческому материалу.
 

Обложка: на съемках фильма «Банды Нью-Йорка» (2002) / Фото: Miramax 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 6913
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 5289
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 4406
Практика

Базовые принципы high key и low key освещения

Два основных способа осветить сцену и как ими воспользоваться

  • 5 февраля
  • 3254
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3086
Слова

«Ваши документы»: как создавали российскую экранизацию всемирно известной игры

Режиссер Никита Ордынский и продюсер Лилия Ткач сделали из культовой игры Papers, Please короткометражный фильм «Ваши документы» и рассказали нам, как у них это получилось

  • 5 февраля
  • 2833
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее