Обзоры

10 фильмов, снятых в хронологическом порядке

Сцены фильмов, как известно, снимаются совсем не в том порядке, который мы потом видим на экране. Но бывают и редкие исключения. Смотрим, какие плюсы (а также минусы) находили в съемках по хронологии Кубрик, Спилберг, Климов и другие отважные режиссеры

  • 16 декабря 2017
  • 12223
Павел Орлов

01. «Окно во двор» (США, 1954)


Режиссер: Альфред Хичкок
 

Съемки культового «Окна во двор» — случай, в общем-то, уникальный в истории Голливуда. Картина создавалась в одной декорации, зато какой. На студии Paramount почти в натуральную величину возвели двор манхэттенского дома с тремя десятками квартир. К тому же декорация имела разные системы освещения для имитации утра, полудня, вечера и ночи. Отсутствие необходимости смены интерьеров и локаций, а также ожидания погодных условий позволило Альфреду Хичкоку осуществить давнюю мечту — снять историю в том порядке, в каком она написана в сценарии. Это, безусловно, помогло актерам глубже прочувствовать своих героев, однако удлинило съемочный период — вместо ожидаемых двух месяцев он занял три.
 

02. «Пролетая над гнездом кукушки» (США, 1975)


Режиссер: Милош Форман
 

Если «Окно во двор» снималось в одной декорации, то самый известный фильм Милоша Формана создавался в одной локации — в реальной клинике для душевнобольных. А раз так, то режиссер настоял на съемках по хронологии. Оба фактора обеспечили достоверное проживание актерами своих ролей, тем более что среди них было много непрофессионалов, в том числе и пациентов клиники. Единственная сцена, сделанная вне хронологии — рыбалка, для которой понадобился выезд группы. Ее снимали самой последней.
 

03. «Сияние» (США, 1980)


Режиссер: Стэнли Кубрик
 

За Стэнли Кубриком навсегда закрепилась слава трудного режиссера, работать с которым можно только на пределе возможностей. Его перфекционизм достиг апогея на фильме «Сияние». Кубрик постоянно вносил изменения в сценарий и действие, и, чтобы делать это ему было проще, съемки проводились в хронологическом порядке. Прибавим к этому любовь к дублям (один из диалогов снимался 127 раз, что вроде как мировой рекорд), и уже не кажется удивительным, что съемки ленты заняли почти год вместо изначально запланированных трех месяцев.
 

04. «Инопланетянин» (США, 1982)


Режиссер: Стивен Спилберг
 

В фильме Стивена Спилберга «Инопланетянин» основные действующие персонажи — это дети (взрослые и вовсе почти не появляются вплоть до второй половины истории). Но, как известно, к юным актерам нужен особый подход, и он, отчасти, состоял в том, что съемки велись последовательно. Так режиссеру удавалось добиваться максимально реалистичных эмоций у детей. Особенно это оправдалось при съемке финальной сцены прощания, ведь съемочная группа и актеры прощались по-настоящему.
 

05. «Без свидетелей» (СССР, 1983)


Режиссер: Никита Михалков

Кадр из фильма «Без свидетелей» (1983) / Фото: Мосфильм
Кадр из фильма «Без свидетелей» (1983) / Фото: Мосфильм 

Этот фильм Никиты Михалкова о жестоком конфликте экс-супругов находится в тени как его классических ранних картин, так поздних эксцентричных эпопей. А зря. «Без свидетелей» — эталон минимализма в кинематографе: единственных героев зовут просто Он и Она, место действия ограничивается скупым пространством малогабаритной квартиры, а время действия совпадает с экранным временем. Все максимально достоверно, так что съемки в хронологическом порядке казались решением абсолютно закономерным.
 

06. «Девять с половиной недель» (США, 1985)


Режиссер: Эдриан Лайн
 

Съемки в «Девяти с половиной неделях» стали настоящим испытанием для Ким Бейсингер. Актриса, по сути, пережила тот же эмоциональный стресс, что и ее героиня. А все из-за режиссера Эдриана Лайна, всеми средствами добивавшегося достоверности. Он решил работать по хронологии, по мере съемок провоцируя различные неприятные ситуации: запрещал Бэйсингер общаться с партнером Микки Рурком вне площадки, распускал про актера сплетни, чтобы спровоцировать негативное к нему отношение, игнорировал вопросы актрисы о своем образе и так далее. В итоге Бейсингер сыграла одну из своих лучших ролей, но опыт съемок она называет травматичным.
 

07. «Иди и смотри» (СССР, 1985)


Режиссер: Элем Климов

Кадр из фильма «Иди и смотри» (1985) / Фото: Мосфильм
Кадр из фильма «Иди и смотри» (1985) / Фото: Мосфильм

Съемки одной из самых тяжелых и жестоких картин в истории заняли долгих девять месяцев, что тоже было связано с хронологическим порядком создания сцен. Как и в случае «Инопланетянина», работать по-другому было нельзя из-за исполнителя главной роли, 14-летнего Алексея Кравченко. Вот только задачи перед ним стояли совсем иные, нежели у Генри Томаса и Дрю Бэрримор. Юному актеру необходимо было показать драматичную «эволюцию» человека, попавшего в жернова войны, воссоздать сверхсложные, пограничные состояния, а чтобы сделать это достоверно, как рассудил режиссер Элем Климов, нельзя было перескочить в съемках ни одного шага. В итоге группа выбилась из графика, последние сцены снимали уже зимой, из-за чего приходилось использовать специальные турбины, чтобы растопить снег на площадке. Более того, не успели снять и сцену-кульминацию, которую авторы называли «последним боем на земле». Зато на экране родился, возможно, самый сложный и трагический детский образ из когда-либо созданных.
 

08. «Игры разума» (США, 2001)


Режиссер: Рон Ховард
 

Чтобы снимать по хронологии «Игры разума», у Рона Ховарда было две основных причины. Главная, конечно, связана со сложностью образа математика Джона Нэша. Последовательный порядок помогал Расселу Кроу убедительно воспроизвести прогрессирующую шизофрению. Вторая причина — грим. Действие охватывает почти полувековой период, так что постепенное создание все более «взрослого» грима помогло во внешней правдоподобности.
 

09. «Выживший» (США, 2016)


Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
 

Истории о том, какими подвижническими трудами дался «Выживший» впечатляют едва ли не больше, чем сам фильм. Сложности для работы группы во многом вызвало принципиальное решение Алехандро Гонсалеса Иньярриту снимать в хронологическом порядке. Тем самым режиссер помогал не только актерам, но и себе. По его словам, только снимая по хронологии, он «понимал историю и героев, и мог заставить их развиваться». Это, правда, не избавило картину от упреков как раз в том, что главному герою не хватает того самого развития.
 

10. «Коллектор» (Россия, 2016)


Режиссер: Алексей Красовский
 

Один из самых интересных отечественных фильмов прошлого года был снят всего за семь ночных смен. И это при том, что работа велась по хронологии, что, как уже понятно, не способствует ускорению съемок. Но идти последовательно от сцены к сцене было тем более важно, что в кадре находится один только Константин Хабенский. Режиссер Алексей Красовский говорит о преимуществах этого решения так: «Актер проживает историю вместе с героем. Когда вы снимаете по точкам, вы экономите на перестановках, но можете наврать в эмоциях, если актер не попал».
 

Обложка: на съемках фильма «Выживший» (2015) / 20th Century Fox

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 15691
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2151
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1999
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1587
Практика

Как снять кино на смартфон: первые шаги

Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева

  • 11 мая
  • 1519
Практика

Спецэффекты «Птиц»: несуществующая дверь, намагниченные пернатые и 32 экспозиции в одном кадре

Картина Альфреда Хичкока «Птицы», вышедшая на экраны 56 лет назад — одна из самых насыщенных спецэффектами лент Мастера. Казалось бы совершенно обычные сцены здесь сделаны с применением спецэффектов: с ними здесь 371 шот (по другим данным – более 400). Это больше, чем в «Звездных войнах», выпущенных 14-ю годами позже

  • 15 мая
  • 1219
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее