Мне довелось поработать на нескольких независимых кинопроектах, организация которых была чересчур хаотична. В итоге это приводило к тому, что вся команда работала долго и сильно уставала.

В то же время актерский состав одного из моих недавних фильмов, где я работал с режиссером-дебютантом Клэр Чун, был приятно удивлен: съемочный период прошел гладко и в результате все были довольны качеством производства. Вот несколько советов продюсерам и режиссерам, которые хотят так же грамотно организовать свои съемки.
 

1. Привлекайте оператора к работе как можно раньше


Фото: Jakob Owens
Фото: Jakob Owens 

Выбирайте оператора и актеров примерно в одно и то же время. Поскольку оператор-постановщик — это ключевая фигура, ответственная за визуальный стиль картины, найти подходящего кандидата на эту роль не менее важно, чем провести кастинг, особенно если вы хотите, чтобы актеры выглядели на все сто.
 

2. Определитесь со своим видением и делитесь им


Фото: Keap Media
Фото: Keap Media

Некоторые режиссеры понятия не имеют, как собираются снимать свой фильм. Сценарий — это схема, которую можно интерпретировать множеством различных способов. Без должного планирования актеры и съемочная группа на площадке будут ждать, пока режиссер и оператор определяться с тем, что нужно было решить еще до съемок.

Когда Клэр обратилась ко мне с просьбой снять ее дебютную картину, у нее был только сценарий. На первой же встрече я объяснил, что ей нужно подумать, каким она видит фильм, а также о вещах, вроде Match Cut’ов, поскольку их довольно легко воплотить, когда все спланировано заранее, но очень сложно — если захотеть сделать что-то подобное постфактум.
Она прислушалась к моему совету со всей серьезностью и, пока я снимал другой проект в Гималаях, составила простой монтажный лист, где описала все монтажные переходы, которые хотела сделать, а также отправила мне набор визуальных референсов, которые дополняли текстовые описания.
 

3. Задействуйте оператора-постановщика в поисках локаций


Фото: Soren Rickards
Фото: Soren Rickards

У этого подхода несколько преимуществ. Во-первых, у вас с оператором будет возможность обсудить блокировку сцены или нескольких сцен, которые вы собираетесь снять в данной локации. Во-вторых, оператор-постановщик увидит предполагаемую среду для съемок и сможет подумать, как правильно ее осветить. Также полезно будет подключить на этом этапе звукооператора, поскольку иначе вы можете не учесть каких-то проблем с записью аудиодорожки. Художник-постановщик, в свою очередь, сможет спланировать декорирование локации.
 

4. Выбор съемочной группы


Фото: Skinfly
Фото: Skinfly

У вашего оператора-постановщика, скорее всего, будет своя команда, с которой он работал раньше. Лучше задействовать эти связи, а не пытаться собрать группу заново. У этого могут быть неприятные последствия: я работал с продюсерами, которые собирали команду, члены которой не обладали навыками, о которых они заявляли. Соответственно, и съемки получались весьма сложными, поскольку у некоторых появлялась дополнительная работа.

Клэр собрала группу, основываясь на моих рекомендациях, и поэтому у команды уже были крепкие рабочие отношения. Я был уверен в способностях моего гафера, а он хорошо знал мой стиль освещения. В итоге мы сработали быстро, а поскольку я уже знал локации и пробежался по мизансценам, то мог расставлять осветительные приборы, как только мы приезжали на площадку, экономя всем время.

В результате мы смогли приготовить дополнительное освещение, подсветив одного персонажа сверху, выделив его на фоне остальных. Если бы мы пытались сделать все как можно быстрее, на подобный трюк у нас просто бы не осталось времени.
 

5. Планирование


Фото: Jenerik Film
Фото: Jenerik Film

Когда планы меняются — это нормально. Блокировка сцены может показаться убедительной поначалу, но она может измениться, ожив вместе с актерами. В изменении мизансцены нет ничего страшного, если вы рассказываете об этом оператору, который, в свою очередь, должен поменять освещение. В противном случае образуется путаница, и команда будет пытаться что-то сделать в самый последний момент.

Особенно это важно для кадров с эффектами. Изменения могут повлиять как на съемки, так и на постпродакшн, так что вы можете создать людям лишнюю работу даже маленькой перестановкой на площадке.
 

6. Оборудование на препродакшне


Фото: Kino Flo Lighting Systems
Фото: Kino Flo Lighting Systems

Не зацикливайтесь на оборудовании, пусть ваш оператор внесет свои предложения. Узнайте, что вы можете купить и взять в аренду. На одном проекте, к примеру, продюсер и режиссер сказал, что на площадке будут три осветителя Kino Flo Diva. Я планировал осветить ими амбар снаружи, чтобы создать ощущение вечернего света. На съемках же я обнаружил, что три Kino Flo таинственным образом превратились в три компактные люминесцентные лампы гораздо меньшей мощности. Ими мы осветить амбар не могли. В итоге мне пришлось переносить освещение внутрь, по очереди освещая участки поменьше, что привело к серьезным изменениям в планах.

На фильме Клэр у нас было ровно то, что и планировалось, так что нам удалось снимать целые сцены динамично, а менять освещение пришлось только для финала. На это повлияло общее настроение картины, а не техническое решение. Мы могли вообще ничего не менять, но понимали, что можем сделать фильм эмоционально сильнее.
 

7. Оборудование на съемках


Фото: Jakob Owens
Фото: Jakob Owens

Самый простой совет: забудьте про него. Обязанность режиссера — работать с актерами, а не оборудованием.

Правильно выбрав оператора и наладив с ним отношения, вы можете доверить ему все технические аспекты производства и сконцентрироваться на персонажах. Да, вам нужно смотреть в монитор, пока оператор с командой выстраивают кадр. На некоторых проектах у вас может быть даже отдельный экран. В любом случае, не волнуйтесь о настройках камеры и расположении света — только о том, правильно ли выглядит кадр и соответствует ли вашему видению.

Хороший оператор-постановщик проследит, правильно ли настроена экспозиция, подсвечены ли тени и передает ли цвет и свет нужное настроение.
 

Заключение


Надеюсь, эти советы помогут режиссерам, особенно новичкам, выстроить отношения с операторами. Часто режиссеры работают с одними и теми же операторами на нескольких проектах подряд, поскольку уже успели наладить продуктивное сотрудничество, а значит и сэкономить время в будущем.

Источник: redsharknews.com
 

Обложка: на съемках фильма «Возвращение Супермена» (2006) / Warner Bros.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 19772
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 17646
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2967
Практика

Как это снято: «Бездна»

30 лет назад на экраны вышла одна из самых сложных и опасных в производстве картин в истории кино. Вспоминаем, как Джеймс Кэмерон затащил на дно целую съемочную группу: морская бездна на атомной электростанции, сложности подводных съемок, революция в CGI и крысы-герои

9 августа 2875
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее