Практика

Как эффектно и убедительно убить героя

Смерть — мощный элемент любой истории. Несмотря не стереотип , что голливудское кино наполнено хэппи-эндами, практически во всех фильмах, составляющих нынешний топ-20 IMDb, умирает хотя бы один из центральных персонажей

  • 9 декабря 2017
  • 5543
Станислав Мытаров

«Истории, связанные со смертью, это безопасное убежище для зрителей, в котором они могут переживать эмоции относительно себя и своих близких, — считает автор сценарного блога Go Into The Story Скотт Майерс. — Однако мы должны быть осторожны, чтобы не сделать подобные истории излишне надуманными».

Как же определить, кто из героев действительно должен умереть? И как при этом написать яркую и запоминающуюся сцену смерти?
 

Три вопроса к смерти


«300 спартанцев» (2006)
Кадр из фильма «300 спартанцев» (2006) 

Сценарист и автор ресурса Scriptmag Брэд Джонсон считает, что перед написанием сцены смерти автор должен ответить себе на три вопроса:

1. Необходима ли смерть для арки персонажа?

2. Необходима ли смерть для сюжета всей истории?

3. Связана ли смерть с центральной темой фильма?

Утвердительный ответ на все три вопроса говорит, что сцена смерти действительно нужна и с ее помощью вы увеличите эмоциональную глубину истории. В качестве примера Джонсон разбирает одну из самых известных сцен смерти в мировом кино — гибель репликанта Роя из фантастического фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию».
 

Сцена из фильма «Бегущий по лезвию»

Арка персонажа

Рой — репликант, восставший против своих создателей. Он хочет продолжать жить, несмотря на то, что его срок подходит к концу. В финальной сцене Рой спасает жизнь Декарту, доказав, что он, созданный как убийца, гораздо больше ценит человеческую жизнь. Он смиряется со своей смертью, понимая, что не сможет ничего изменить.

Сюжет истории

Смерть Роя напрямую влияет на сюжет истории. Рой — главный антагонист картины. Единственно возможный результат его противостояния с Декартом — смерть одного из героев. Эта сцена — кульминация всего фильма.

Тема фильма

Основная тема картины — размышление на тему, что значит быть человеком. История Роя показывает, что репликант может быть более живым, чем человек, который на него охотится. Погрузив Роя в воспоминания, авторы предлагают переосмыслить вопрос, есть ли у существ, созданных человеком, душа.
 

Кто и как должен умереть?


1. Протагонист

Убивать главного героя — рискованное занятие. Такая смерть может вызвать как сильный эмоциональный отклик у аудитории, так и сильно разочаровать ее. Если вы чувствуете, что смерть действительно необходима, попробуйте свести риски к минимуму и воспользоваться несколькими простыми правилами.
 
Создайте группу поддержки героя

Подключите к истории нескольких персонажей, которые способны довести дело главного героя до конца в случае его смерти. Возможно, на развитие этих персонажей уйдет много времени и сил, но к финалу у зрителей не останется чувства незавершенности. Отличным примером такого приема служит фильм «Спасти рядового Райана», в котором выживший рядовой самим фактом своего спасения доводит дело погибшего капитана Миллера до логического финала.
 

Расположите сцену максимально близко к финалу

Слишком ранняя смерть главного героя может оборвать ритм истории и создать у зрителя ложное ощущение завершенности. Это особенно важно для историй, основанных на реальных событиях, в которых необходимо показать реакцию на смерть героя и последующие события. Постарайтесь поместить сцену смерти максимально близко к последнему акту. Например, в биографической картине «Сделано в Америке» герой Тома Круза погибает за несколько минут до финала и уже в последних сценах мы видим, как складывается судьба остальных персонажей фильма.

Используйте смерть для развития арки других персонажей

Смерть героя можно использовать как мощный инструмент воздействия на других персонажей. Смерть Джека в «Титанике» оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь Роуз. Смерть Бена из фильма «Покидая Лас-Вегас» полностью меняет жизнь его девушки Сэры. Гибель главного героя в данных примерах помогает полнее раскрыть арку другого персонажа и сделать историю эмоционально глубже.
 

2. Антагонист

Смерти главного злодея зритель, напротив, ждет гораздо больше. Именно поэтому удивить аудиторию и написать яркую сцену смерти бывает трудно.

Для начала попробуйте ответить на вопросы, кто такой ваш злодей. Какие мотивы побуждают его действовать? Как его линия связана с аркой главного героя? Какими способами он достигает своей цели? И, наконец, какие слабости у него есть? Именно здесь можно найти ответ на вопрос, как ему следует умереть.
 

Одна из наиболее запоминающихся сцен смерти злодея — гибель террориста Ганса Грубера в боевике «Крепкий орешек». Мы знаем, что Ганс — опасный преступник, собирающийся ограбить одну из крупнейших в мире корпораций. Ради этого он не остановится ни перед чем.

Одновременно между ним и главным героем возникает некое подобие соперничества. Ганс не только хочет уйти с деньгами, но и проучить навязчивого полицейского Джона Макклейна. В кульминационной сцене Ганс встречается с главным героем лицом к лицу. И именно здесь проявляется его слабость — излишняя самоуверенность Ганса и желание наказать Макклейна приводит к тому, что герою удается обмануть его самым простым способом — спрятав пистолет у себя за спиной. Умирая, Ганс продолжает цепляться за малейшую возможность выжить, схватив жену Макклейна за руку. Его предсмертные попытки отомстить герою и страшный финал с падением вниз делает эту сцену яркой.

3. Герой второго плана

В кино часто умирают персонажи второго плана, играющие важную роль в жизни протагониста. Это может быть член семьи, друг или наставник главного героя. Обычно сценаристы используют такую смерть для создания мотивации у персонажа. Самый простой пример — гибель дяди Бена в фильме «Человек-паук», после которой Питер Паркер становится супергероем. Чтобы придумать убедительную сцену смерти в этом случае, нужно определиться, почему для арки главного героя она так важна. Неслучайно дядя Бен умирает в нелепой потасовке от руки уличного грабителя. Именно такая смерть помогает осознать Питеру свое предназначение и изменить свою дальнейшую жизнь.
 

Нужно помнить, что смерть героя второго плана не должна происходить слишком рано. Сценарист обязан показать, какую роль герой играет в судьбе протагониста и полностью раскрыть линию их отношений.

4. Несколько персонажей сразу

Иногда история требует смерти сразу нескольких центральных персонажей. Отличным примером может послужить боевик «Хищник», в котором один за другим умирают сразу нескольких протагонистов.

Чтобы все сцены смертей выглядели оригинально, сценаристам потребовалось предварительно сделать образы сразу нескольких персонажей запоминающимися. К началу охоты Хищника зритель уже знает, что, к примеру, Блейн — само олицетворение маскулинности, а Билли — загадочный и невозмутимый парень, который будто бы знает больше других. Эти черты характера проявляются и в сценах смерти: Блейн, уверенный в себе, держит наготове свой пулемёт, а Билли выходит на битву, понимая, что его ждет только гибель.
 

Пример «Хищника» еще раз показывает, что эффектная сцена смерти не получится сама собой, если в сценарии не проработаны арки всех центральных персонажей истории. Только досконально изучив своих героев, сценаристу удастся создать по-настоящему сильную сцену смерти, которая эмоционально усилит историю и запомнится зрителю.
 

Обложка: кадр из фильма «Бегущий по лезвию» 1982 / Warner Bros. 

 


Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 2039
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1706
Практика

Как работают второстепенные сюжетные линии

Раскрытие главной темы, дополнение образа персонажа, создание интриги и функции второстепенных персонажей — разбираемся в особенностях второстепенных сюжетов в кино

  • 8 февраля
  • 1549
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1485
Практика

22 режиссерских совета Алана Паркера

Сэр Алан Паркер, автор «Стены», «Сердца Ангела», «Жизни Дэвида Гейла», в день своего 75-летия делится профессиональными рекомендациями: режиссер похож на поэта, строителя и камикадзе, он не ждет от кинопроизводства романтики, зато творит магию, а также знает, что критики — отстой

  • 14 февраля
  • 1409
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Даррена Аронофски

К недавнему 50-летнему юбилею Даррена Аронофски смотрим его список must see картин. Какие ленты в разное время служили источниками вдохновения автору «Реквиема по мечте», «Рестлера» и «мамы»?

  • 17 февраля
  • 1306
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее