Практика

Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса

Любимый оператор братьев Коэн, также снявший «Побег из Шоушенка», «Бегущий по лезвию 2049» и множество других фильмов, не получил ни одного «Оскара», несмотря на 13 номинаций. Но Роджер Дикинс все равно остается одним из самых заметных профессионалов нашего времени

  • 31 октября 2017
  • 9393

В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать свои навыки, будь то глава департамента, актер или другой персонал съемочной площадки. Все они должны достичь взаимопонимания. Бывает сложно выделить один-единственный аспект фильма и концентрироваться именно на нем. Однако в случае с Роджером Дикинсом с этим все гораздо проще. В тех проектах, где он выступает оператором, камера как будто живет своей жизнью, и визуальную часть можно изучать отдельно.

Видеролик Нельсона Карвахаля ниже призван подчеркнуть абсурдность ситуации, когда всемирно известный оператор не получил еще ни одной статуэтки «Оскар». Кроме того, видеоэссе демонстрирует несколько техник (или, скорее, эстетических особенностей), которые молодые операторы могут позаимствовать у Дикинса.


 

Перспектива макрокосмоса


Очень просто, погрузившись в историю, позволить деталям занять главенствующее место в фильме. Сюжет и визуальный стиль часто оказываются погребены под множеством подробностей: кто, что и с кем сделал, почему, где и как. И все же у Дикинса получается избежать этого каждый раз, когда он оказывается по ту сторону камеры. Как можно заметить в ролике Карвахаля, Дикинс — мастер макрокосма. Он показывает, как каждая отдельная личность ничтожна по сравнению с миром вокруг нее.

Кадр из фильма «Фарго» (1996) / Фото: Gramercy PicturesКадр из фильма «Фарго» (1996) / Фото: Gramercy Pictures

Обратите внимание, к примеру, на знаменитую сцену из «Фарго», в которой полицейский автомобиль едет сквозь просторы штата Миннесота. В ней символ закона, нравственности и справедливости чуть ли не поглощают километры и километры хаоса и пустоты. Посмотрите на трех связанных цепью путешественников из «О, где же ты, брат?», чуть ли не скачущих по огромному полю. Визуальный образ подсказывает, насколько важное приключение им предстоит пережить. Подобное соотношение внешнего и внутреннего можно представить с помощью изобразительных средств, а как это сделать — можно научиться из фильмов Дикинса.
 

Глубина микрокосма


«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Универсальность сюжета переоценить сложно. Однако в работе оператора важна и естественность каждой маленькой детали изображения. В ролике Карвахаля есть короткий отрывок из фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», который может рассказать зрителю о многом, не выдав при этом практически ничего. Мы видим Джеймса, героя Брэда Питта, одного на заднем дворе с сигарой. Кто он: преступник, отошедший от дел; преступник, обдумывающий следующее нападение; преступник, размышляющий о вопросах морали и прикидывающий, кто может его убить? Возможно, все это вместе. Но несмотря на то, что мы как зрители несколько отстранены от Джеймса, мы отлично его видим и можем заглянуть в его микрокосм.

В то же время обратите внимание на одну из многих сцен соблазнения в «Чтеце». Мы видим Ханну Шмиц на груди юного Майкла Берга (Дэвид Кросс) — удовлетворение для нее, обучение для него. При этом камера Дикинса отделяет их друг от друга, чтобы сцена была наиболее эффективной для сюжета.
 

Жизнь — это движение


Оператор-постановщик многое может рассказать, выбрав правильный наблюдательный пункт. Но он также может показать персонажей в движении, когда они наиболее активные и живые. Это напоминает зрителю, что все истории по сути — о наших действиях и о том, какие последствия они за собой влекут.

Персонажи в объективе Дикинса дышат полной грудью, у оператора это получается мастерски. Посмотрите прекрасную сцену драки из «Координаты: „Скайфолл“»: в кадре — одни силуэты, Джеймс Бонд наполовину дерется, наполовину — танцует со своим противником на неоновом фоне. Или обратите внимание на похожее движение Антона Чигура (Хавьер Бардем) в «Старикам здесь не место»: он извивается с одной из своих жертв на полу, медленно перекрывая ей кислород, но прилагая к этому заметные усилия.
 
Отрывок из фильма «007: Координаты: „Скайфолл“»

Дикинсу снова и снова удается донести одну важную мысль: жизнь — это движение. Если вы сможете передать это средствами кинематографа, значит, вы чему-то научились у знаменитого оператора.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Роджер Дикинс на съемках фильма «007: Координаты «Скайфолл» (2012) / Фото: MGM

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не узнаю вас в гриме: 8 актеров, известных ролями в пластическом гриме

Творческая судьба некоторых актеров складывается так, что, несмотря на обилие известных ролей, массовый зритель не знает их в лицо. Вспоминаем артистов, чьим призванием стала игра в пластическом гриме

  • 15 апреля
  • 8881
Практика

Основные этапы и главные ошибки цветокоррекции

Что такое LUT, как оценивать тени и свет, контролировать яркость и не допускать распространенных ошибок: об этом — в новой статье колориста и моушн-дизайнера Олега Шарабанова в рамках спецпрокта «Берем Canon на тест»

  • 12 апреля
  • 5318
Практика

Как это снято: «Такси»

До экранов скоро доберется уже пятое «Такси», а между тем первая часть франшизы вышла ровно двадцать лет назад. Разбираемся, в чем секрет мирового успеха фарнцузской экшн-комедии: драматургическая схема, смелый кастинг и сорок разбитых автомобилей

  • 12 апреля
  • 3831
Слова

«Многим спокойнее работать, когда им говорят, куда идти и что делать»: вторые режиссеры о способах мобилизовать съемочную группу

Правильно поставленные перед группой задачи, знание технологий и особый тон — как второму режиссеру мотивировать съемочную команду работать

  • 11 апреля
  • 2016
Практика

Можно ли считать оригинальные фильмы Netflix «настоящим» кино

Исключение фильмов стримингового сервиса из основного конкурса Каннского кинофестиваля спровоцировало дискуссию о том, как в наше время изменилось понятие кинематографа

  • 17 апреля
  • 1943
Практика

Построить три билборда: создание мира Эббинга, Миссури

Картина Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» уступила на «Оскарах» «Форме воды», но хуже от этого не стала. Ее действие разворачивается в вымышленном городке Эббинг в штате Миссури, и именно его предстояло создать команде фильма

  • 13 апреля
  • 1711
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее