Осенний ПрактикУм

4 шага к созданию успешного сценария

Мастер курсов школы сценаристов «ПишуКино» Алла Дамскер дает пошаговую инструкцию к поиску и развитию интересной истории

  • 10 октября 2017
  • 8742


Говоря о неком алгоритме написания сценария, мы должны понимать, что систематизированный подход основан на схемах. В действительно хорошей истории всегда есть собственный опыт и личная боль. Но, понаблюдав за учениками на протяжении многих лет преподавания в школе «ПишуКино», я поняла, как студенты любят пошаговые инструкции, сулящие скорое достижение цели. Сегодня я предложу вам мою проверенную инструкцию по созданию хорошего сценария. Первые четыре шага. Должна сделать оговорку — этот пошаговый план действительно работает, только если его наполнить собой.

Я очень люблю творчество Чарли Кауфмана. Фильмы по его сценариям — это образец мастерского конструирования истории. Мне близок его подход к схемам и инструкциям.
 

«Если твой фильм по сути бессмысленный, бесполезный и вторичный, то ты можешь просто скрыть это за профессионализмом. Но мне кажется, что, занимаясь кино или любым другим видом творчества, человек должен быть готов обнажить душу, потому что иначе вся его работа превращается в маркетинг».
 
Чарли Кауфман
 

Помня об этом, давайте все же перейдем к четырем шагам. Я уверена, что следуя или проверяя себя по этому плану, вам легче будет сочинить классную захватывающую историю.
 

Шаг 1: Найдите идею сценария


Кадры из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)
Кадры из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)

а) Найдите свою тему

Чтобы определиться с темой, придется позаниматься саморефлексией — понять, что вас так сильно волнует и тревожит. Тема — это вопрос, о котором хотелось бы порассуждать и на который у вас пока нет ответа. Тема должна вас полностью захватывать, вдохновлять и мотивировать на протяжении всей работы. А путь предстоит длинный!
 
б) Используйте любые источники идей

Где брать идеи? Ищите их повсюду! Обратитесь к своему прошлому и настоящему, поворошите болезненные воспоминания, откройте свои глаза, уши, разум. Станьте наблюдательны, проявите внимание к миру вокруг вас. Подслушивайте и подсматривайте! Жизнь многообразна и сама подкидывает всевозможные сюжеты. А люди обожают говорить о себе. Книги, газеты, журналы, интернет — все это кладези информации и всевозможных идей. Поэтому больше читайте, слушайте, смотрите и обязательно все интересное заносите в блокнот идей. Никогда заранее невозможно предсказать, в какой момент в голове сложится пазл идеи.
 
в) Определите жанр

Каждый из нас отдает предпочтение тому или иному жанру. Кто-то любит ужастики, кто-то — слезливые мелодрамы, кто-то обожает хохотать над комедиями положений, а кто-то — следить за расследованием страшного преступления. Беритесь за те жанры, которые вам близки и в конвенциях которых вы разбираетесь лучше всего. Насмотренность будет вам помогать в создании вашей истории.
 
г) Сформулируйте и протестируйте идею

Когда идея сложится в голове, сформулируйте ее на бумаге в виде одного или нескольких предложений из 25-30 слов. Расскажите свою идею друзьям, знакомым и близким людям как анекдот, который случился с кем-то из ваших приятелей или даже с вами. Проследите за их реакцией. Интересно ли им вас слушать? Захватывает их внимание ваш рассказ или они отвлекаются? Поинтересуйтесь их мнением: какие мысли и эмоции вызывает у них рассказанное?

Чем больше людей вы опросите, тем более объективными будут результаты. Помните, что из хорошей идеи успешного сценария может и не выйти, но из плохой он точно никогда не получится. Поэтому без сожаления отметайте никому не интересные задумки и ищите ту, которая понравится не только вам.

4 шага к созданию успешного сценария. Мастер-класс школы "ПишуКино"

 
д) ) Придумайте логлайн, который заинтересует вашего будущего редактора

Это краткий и информативный пересказ сюжета, умещающийся в одно-два предложения из 20-25 слов. Он сообщает о протагонисте, его цели и конфликте, а также об антагонисте. Иными словами, отвечает на вопросы «Кто главный герой?», «За что он борется?», «Что он делает?» и «Что и кто стоит на его пути к цели?». Логлайн — это вовлекающее описание фильма, умещающееся в один твит.
 
е) Придумайте название

Название — это первое, что попадает на глаза читателю. Оно может вызвать у него желание внимательно прочитать весь текст или, наоборот, — поскорее избавиться от него. Напишите несколько вариантов названия. Протестируйте на целевой аудитории. Выберите одно. Если долго ничего не можете придумать, используйте рабочий вариант. Возможно, в процессе работы идея придет к вам сама.
 

Шаг 2: Создайте героя и антагониста, определитесь с их ценностями


Кадры из фильма «Дэдпул» (2016)
Кадры из фильма «Дэдпул» (2016)
 
а) Создайте главное действующее лицо истории

Герой — это персонаж, к которому приковано зрительское внимание. Чем он интересен? Что с ним не так? Почему мы за него переживаем? В чем его сильные и слабые стороны? Как складывалась его жизнь до момента начала истории? Будет здорово, если вы напишите его биографию и разберетесь, кто его семья, в каких условиях он вырос, живет, кого любит, что ест на завтрак и т.д. Все это поможет сделать образ героя ярче и правдоподобнее.
 
б) Определите доминирующие ценности протагониста

Что для него важно? К чему он стремится? Помните, что слишком «правильный» герой может быть неинтересен людям, ведь в каждом из нас кроется и темная сторона. Современные герои противоречивы и не всегда попадают под определение «хороший». У них должны быть свои недостатки, они делают их живыми, непохожими на картонную схему. Ваш протагонист должен вызывать симпатию у аудитории, несмотря на все его теневые качества.
 
в) Придумайте второго по значимости героя истории  антагониста

Главное, что характеризует интересного антагониста — это достойный вызов, который он бросает главному герою. Должен ли быть антагонист обязательно «плохим»? Вовсе нет. Но именно он лучше всего умеет использовать слабости и недостатки героя. Герой его, конечно же, боится, ведь антагонист всегда сильнее.
 
г) Распишите доминирующие ценности антагониста

История — это конфликт ценностей. Герой представляет одни, антагонист — другие. Когда побеждает кто-то из них — побеждают те или иные ценности, идеи. Например, если в сказке о Красной шапочке волк съел бабушку и внучку и его не наказали за это — победили ценности злого волка: жри всех, кто плохо лежит, зло безнаказанно. Если же Красная шапочка вызвала по мобильнику подмогу, а сама заговаривала зубы злодею до прихода доблестных охотников, то победили ценности Красной шапочки: ради спасения бабушки полезу в постель даже к кровожадному волку.

Шайа ЛаБаф во время акции #allmymovies
Шайа ЛаБаф во время акции #allmymovies
 
д) Определите целевую аудиторию

У каждой истории свой зритель. Нельзя написать сценарий, который будет одинаково интересен и четырехлетнему малышу и восемнадцатилетнему юноше, пожилой даме из маленького провинциального городка и тридцатилетнему олигарху. То, что интересно одним, безразлично другим. Если вы хотите написать сценарий, который будет в дальнейшем реализован, вы должны четко представлять, для кого вы пишете.
 
е) Определите ценности и потребности аудитории

Создайте вымышленного виртуального человека (или двух-трех), которых мы назовем «аватар(ы)». С вашей точки зрения, это — идеальные представители целевой аудитории. Каждому аватару присвойте имя и детально пропишите его пол, возраст, образование, социальное положение, профессию, место работы, должность, доход, наличие квартир, дач, машин, бизнеса, левых заработков, возраст родителей, место жительства, семейное положение, имя и возраст его жены (мужа), сколько лет в браке, количество детей, их возраст и имена, друзей, пристрастия, увлечения, черты характера, ценности, принципы, мечты, страхи, боли. Опишите типовой рабочий и выходной день и отпуск.

При появлении нескольких готовых аватаров, сравнив их мечты, страхи, боли, принципы и черты характера, вы сможете определить ключевые ценности вашей аудитории. А главное — кого именно они хотят видеть в качестве главного героя.
 

Шаг 3: Разберитесь со структурой


Кадры из фильма «Призрак» (2009)
Кадры из фильма «Призрак» (2009)
 
а) Продумайте структуру

Начните разработку структуры с использования классической трехактной схемы. Эта структура проверена временем и лежит в основе множества успешных сценариев. Кстати, если еще не читали, то прочтите «Поэтику» Аристотеля — все современные теории драматургии базируются на ней. Но современный кинематограф использует трехчастную структуру в сильно «прокачанной» версии. Никого уже не устроит фильм, в котором есть всего два поворотных пункта. Вам придется отыскать как минимум 10-15 поворотных точек.
 
б) Сделайте структуру наглядной

Нарисуйте лесенку, где первая ступенька — это первый акт, вторая — второй, а третья — третий. Учтите, что продолжительность первого и третьего актов составляет примерно по 25% от всего сценария, а второго — 50% .

В каждой ступеньке-акте найдите все поворотные точки: основные сцены переходов от «счастью к несчастью» в процессе движения героя к цели. То есть найдите сюжетообразующие перипетии. Кстати, перипетия — это термин, введенный Аристотелем. Помните, я вам советовала его почитать? Тут он снова вам пригодится.

Трехчастная структура создания сценария
Трехактная структура 
 
в) Углубляйтесь в проработку структуры и найдите точку без возврата

Основное, что вам нужно знать — сценарий имеет начало, развитие и кульминацию.

Где первый акт — это презентация основных действующих лиц, мира, в который нас приглашает автор и, собственно, завязка истории.

Второй акт — это самая большая, основная часть истории. Здесь вызов, брошенный антагонистом, заставляет героя действовать. К середине второго акта он уже не может повернуть назад, как бы ему этого ни хотелось. С ним случилось нечто такое, после чего вернуться к прежнему состоянию — неидеальному, но комфортному — уже невозможно. Теперь у героя есть только один путь — путь к цели. Во второй половине второго акта многократно возрастают ставки и риски. И к концу второго акта герой терпит большое поражение, оказываясь в максимальной опасности, практически в безвыходной ситуации.

Третий акт — это момент осознания героем себя. Как птица Феникс, он восстает из пепла и стремится к кульминации. В ней герой вступает в отчаянную схватку с антагонистом, достигает (или не достигает) своей цели и далее происходит финал — т.е. развязка истории.
 
г) Придумайте кульминацию

То, что автор хочет сказать своей историей, находится именно тут. Кульминация — это самая важная точка, место победы или поражения главного героя, торжество или полное фиаско его ценностей. В зависимости от того, достигает или не достигает главный герой своей цели, происходит счастливый или несчастливый финал — т.е. развязка истории.
 

Шаг 4: Пропишите конфликты и создайте сабплоты


Кадры из сериала «Твин Пикс»
Кадры из сериала «Твин Пикс»
 
а) Продумайте и опишите центральный драматический вопрос

ЦДВ — это вопрос, который будет держать зрителя в напряжении до самого конца. Это вопрос, который обеспечивает саспенс и заставляет мучиться в загадках. Например, ЦДВ сериала «Твин Пикс» — «Кто убил Лору Палмер?». А в известном фильме Роберта Земекиса мы можем прочитать его уже в названии — «Кто подставил кролика Роджера?».
 
б) Определите основное противоречие

ОП — главный конфликт вашего сценария, противоречие между героем и антагонистом. Чего хочет каждый из них? Совпадают ли эти желания? Насколько их достижение жизненно необходимо одному и другому? Имеет ли конфликт постоянную подпитку и развитие? Лучше всего, когда в основе конфликта заложено то, что близко и дорого вашей аудитории. Конфликт — это двигатель драмы. Без его определения, понимания и динамики невозможно выстроить ни один сценарий.
 
в) Создайте карточки на всех персонажей

На каждой карточке напишите имя и характеристики персонажа. Вписывайте туда от руки все идеи и находки. Все карточки можно расположить на информационной доске или флипчарте, что позволит визуализировать работу с персонажами и облегчит ее впоследствии со сценами и эпизодами.

4 шага к созданию успешного сценария / Создайте карточки на всех персонажей

 
г) Конфликты с второстепенными персонажами

Подумайте о том, что ваш герой и антагонист существуют не в вакууме. Чаще всего, помимо этих двоих, в истории действуют и другие персонажи, так называемые второстепеннные герои. У них тоже есть конфликты с главным героем. Почему? Потому что в драме у всех есть конфликт со всеми.
 
д) Пропишите линии второстепенных персонажей

У каждого героя есть точка входа в историю, есть своя дуга и своя кульминация. Второстепенные персонажи служат, чтобы раскрывать скрытые стороны главного героя и по-новому освещать выбранную автором тему. Чем менее значителен персонаж, тем меньшей степени авторской проработки он заслуживает. Но не стоит плодить схематичных, взятых с первой полки персонажей.
 
е) Вспомните про внутренний конфликт главного героя

Какие противоречия его раздирают? С какими внутренними демонами он сражается? Как это отражается на ходе истории? Как влияет на его отношения с другими персонажами? Насколько внутренний конфликт силен? Может ли герой его преодолеть без помощи ментора? Связан ли этот внутренний конфликт с его детской травмой или случаем из прошлого?




Мы прошли первые четыре шага. Точнее пока мы их просто перечислили. Но если вдумчиво, последовательно и упорно совершать поступательное движение, то цель становится ближе и ближе. И насколько легче идти к ней, когда точно знаешь как, куда и зачем.
 

Обложка: кадр из фильма «Призрак» (2009)

 


Комментарии

Комментариев: 2

Супер! Оказывается интуитивно, я на 90% всё выполнила, только в театральном сценарии.

Спасибо большое Вам. Очень очень нужно. Ничто так не подталкивает как внезапно появившаяся статья "как создать". И за все статьи тоже. Может быть я, а может другой парень или девушка станет крутейшим создателем кино.

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Сам себе каскадер: 10 актеров, самостоятельно выполняющих трюки

Том Круз продолжает удивлять исполнением трюков в новом фильме «Миссия: невыполнима», а мы вспоминаем десяток отчаянных актеров, предпочитающих обходиться без каскадеров: от Бастера Китона до Джеки Чана

  • 11 августа
  • 3414
Практика

10 актерских советов Роберта Де Ниро

Публикуем порцию творческих советов, нажитых на собственном опыте великим Робертом Де Ниро, которому сегодня исполняется 75 лет: о подготовке, ограничениях, умении слушать и не беспокоиться о славе.  Рекомендации, кстати, применимы не только в актерской практике

  • 17 августа
  • 3132
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 2464
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 2155
Практика

Как это снято: «Последнее искушение Христа»

На фоне волны дел об оскорблении чувств верующих очень кстати пришелся юбилей «Последнего искушения Христа», самого скандального фильма на библейский сюжет. Чем примечательна картина, помимо возмущенной реакции на нее: гуманизация образа Христа, Израиль в Марокко, съемки в «аварийном режиме» и эмбиент

  • 13 августа
  • 1688
Практика

Художник по костюмам. Работа над эскизами

Необходимо ли художнику по костюмам рисовать эскизы, и если да, то какие? Требуют ли этого продюсеры и режиссеры? 

  • 12 августа
  • 1677
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее