Практика

8 вещей, которым учит фильм «Куб»

Как снять целый фильм в одной декорации, чем привлекательна недосказанность, почему затянувшаяся подготовка — это хорошо, и другие уроки, которые кинематографисты могут вынести из самого минималистичного триллера в истории

  • 9 сентября 2017
  • 6987
Павел Орлов

1. Запуск фильма может занять время. Но оно того стоит


Запуск фильма. Эскиз к фильму «Куб»Запуск фильма. Эскиз к фильму «Куб»

На то, чтобы запустить фильм «Куб» в производство у режиссера Винченцо Натали ушло около пяти лет. Убедить продюсеров поддержать проект удалось только с помощью короткометражки «Застрявшие в лифте». Фильм содержал схожую концепцию, — несколько человек пытаются выбраться из замкнутого пространства, — и должен был дать представление потенциальным инвесторам о будущей полнометражной картине. Так и получилось. «Застрявших в лифте» ждал успех, и режиссер получил финансирование в $350 тысяч. Скромно, но все же.

Интересно, что Натали разочаровали съемки «Куба» и он, в общем-то, считал картину провалом. Каково же было его удивление, когда фильм не просто выиграл ряд наград престижных кинофестивалей, в том числе в Торонто, и попал в широкий прокат, но и обзавелся фанатской базой, а со временем и вовсе получил культовый статус. Не будем забывать и о влиянии картины. Не исключено, что если бы не ее «безбюджетный» формат, другие кинематографисты не отважились бы на съемки «Ведьмы из Блэр». А мотив комнаты-ловушки совершенно явно вдохновил Джеймса Вана на «Пилу».
 

2. Длительная подготовка — качественная подготовка


Раскадровка к фильму «Куб»Раскадровка к фильму «Куб»

Натали долго не мог приступить к съемкам, но это время он благоразумно потратил на подготовку. Во-первых, вместе с соавторами он тщательно продумал сценарий от действия до диалогов. Натали считал важной каждую деталь, потому даже привлек к работе профессионального математика Дэвида Правика, рассчитавшего устройство куба. Во-вторых, картина была полностью раскадрована, а на съемках Натали строго следовал заранее заготовленному плану. Тщательность подготовки при этом развязывала руки, например, помогая справляться с форс-мажорами. По словам Натали, если по какой-то технической причине группа не могла приступить в данный момент к съемкам той или иной сцены, режиссер просто переходил к следующей, не тратя время на решение проблемы. Как итог, весь фильм удалось снять за двадцать дней.
 

3. Кино можно снять в одной декорации


На съемках фильма «Куб»На съемках фильма «Куб»

Пожалуй, самое известное, но при этом и самое невероятное обстоятельство создания «Куба» связано с тем, что весь фильм сняли в одной декорации. Хорошо, если быть точнее, в полутора декорациях. Поскольку бюджет был более чем скромным, авторы смогли позволить себе выстроить только одну целую комнату, а также часть соседней комнаты, для сквозных кадров, в которых требовалось показать сразу два помещения. Более того, рабочей из шести «дверей» комнаты была только одна. Длина, ширина и высота декорации были одинаковые и составляли чуть больше четырех метров. Такой размер показался авторам универсальным: он позволял ощутить давление пространства и одновременно оставлял возможность для действия. Однако с учетом того, что помимо актеров в это пространство необходимо было поместить еще и группу с техникой, помещение было специально сконструировано так, чтобы у него можно было убирать стены.

Но невозможно же полтора часа показывать только одну декорацию, необходимо какое-то разнообразие, тем более, что зрителя нужно убедить в том, что в фильме не одна комната, а более 17,5 тысяч. Решение нашлось простое и эффектное — разные комнаты имеют разный цвет. Добиться этого удалось сменой цветных панелей из плексигласа у декорации. Всего авторы использовали пять цветов (хотели шесть по числу героев, но вновь не позволил бюджет): синий, красный, желтый, зеленый и белый.

И еще одна деталь по поводу декорации, а именно многочисленных геометрических рисунков на ней. Практического значения они имеют, однако выполняют две важных художественных функции. Во-первых, делают пространство чуть более разнообразным. А во-вторых, создают ощущение некого сложного механизма.
 

4. Кино можно снимать по хронологии



Кадр из фильма «Куб»Кадр из фильма «Куб»

Как известно, кино почти невозможно снимать по хронологии из соображений бюджета и логистики. Исключения крайне редки, и условно к их числу можно отнести «Куб». Здесь как раз таки экономически целесообразней было снимать в порядке действия, но с небольшой поправкой. Дело в том, что процесс замены цветовых панелей требовал времени, и чтобы его не тратить, было решено снимать по отдельности все сцены в комнатах определенного цвета. А чтобы актерам было проще переживать эволюцию своих героев, снимали по хронологии действия каждой комнаты. Первыми отсняли сцены в красной комнате, поскольку в ней были самые сложные и напряженные диалоговые фрагменты.
 

5. Мешающие обстоятельства можно использовать в свою пользу


Кадр из фильма «Куб»Кадр из фильма «Куб»

Съемки фильма проходили на складе в промышленном районе Торонто. Только здесь авторам удалось найти свободное помещение, в котором можно было возвести декорацию. Минус состоял в том, что никакой звукоизоляции на складе не было, а рядом пролегали железнодорожные пути. От проходящих рядом поездов было не только шумно, они еще и сотрясали декорацию. Авторы устали с этим бороться и в итоге даже решили использовать эффект тряски в картине — он появляется в конце фильма в «мостовой» комнате.
 

6. Герои должны меняться. Вплоть до противоположности


Кадр из фильма «Куб»Кадр из фильма «Куб»

Любой фильм делают герои. Это Натали хорошо усвоил и преуспел, как минимум, в двух важных вещах. Во-первых, он наделил персонажей такими чертами, что конфликты между ними кажутся естественными проявлениями их характеров. Во-вторых, его герои на протяжении всего экранного времени развиваются, причем некоторые в непредсказуемом направлении, становясь буквально своей противоположностью. Например, если Квентин в начале воспринимается как протагонист, ближе к финалу это ярко выраженный злодей. А мизантропичный антагонист Уорт наоборот в конце совершает самопожертвование.
 

7. Непредсказуемость — залог успеха

 
Сцена из фильма «Куб»

Вообще именно непредсказуемость во многом обеспечила «Кубу» любовь публики. Это также хорошо проявляется в героях: самый приспособленный к экстремальным ситуациям «Крапивник» погибает первым, а беспомощный аутист Казан спасается. Собственно эта непредсказуемость мастерски заявлена Натали уже в хрестоматийной открывающей сцене с бессловесной демонстрацией трагической судьбы самого первого «заключенного».
 

8. Чем больше загадок, тем лучше


Кадр из фильма «Куб»Кадр из фильма «Куб»

Еще одна важная драматургическая особенность «Куба» — авторы подают зрителю информацию об экранной вселенной очень дозировано. Мы так и не получаем ответы на многие волнующие вопросы. Кто спроектировал куб? Для чего? Почему в него попали именно эти люди? Наконец, что находится за пределами куба? Например, согласно изначальной задумке герои должны были найти остатки некой инопланетной еды. Однако Натали отказался от этой идеи, так как она бы давала прямой намек на создателей куба. Интересно также, что для финала отсняли сцену, показывающую куб со стороны, но на монтажном столе именно от нее Натали избавился в первую очередь. И правильно сделал. Ощущение загадки, недосказанности рождает интригу и заставляет зрителя возвращаться к картине вновь и вновь в поисках ответов. Более того, зритель становится своего рода соавтором — вскоре после выхода фильм оброс огромным количеством фанатских теорий, да и продолжения снимались без участия Натали людьми, которые находились под впечатлением от его первоначальной задумки.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 7002
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 3678
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3341
Обзоры

Программы для монтажа видео: от приложений для начинающих до профессиональных систем

Монтаж — это ключевая часть постпродакшна видео. Именно на этом этапе рождается фильм. Рассказываем о том, какие программы для видеомонтажа существуют сегодня, чем они отличаются друг от друга и как выбрать подходящую для решения ваших задач

  • 4 июля
  • 2571
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 2564
Слова

«Самый важный вопрос: как я могу влиять на поведение актера?»: Джереми Каган о подготовке к съемочному процессу

Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии прочитал в Московской школе кино интенсивный курс по работе с актерами и поделился с нами секретами своего мастерства

  • 3 июля
  • 1551
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее