Тенденция

«VR 360° — это рай для оператора-постановщика»

«VR-кино для чайников» от продюсеров Сергея Корнихина и Кирилла Алёхина: особенности сценария, задача оператора-постановщика, взаимодействие со зрителем и экшн

  • 26 июля
  • 2202

На площади Сити открылся первый в России VR-кинотеатр. Это серебряный куб с креслами, шлемами виртуальной реальности и единственным российским VR-фильмом, вышедшим в прокат — антиутопией Максима Диденко «Клетка с попугаями». Продюсеры проекта Сергей Корнихин («Как меня зовут», «Тряпичный союз») и Кирилл Алёхин («Добрый вечер», «q [джи]») рассказали, как снимать художественное кино в 360°.
 

Мода и жизнь

Сергей Корнихин и Кирилл Алёхин на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Сергей Корнихин и Кирилл Алёхин на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Сергей Корнихин на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Сергей Корнихин на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Кирилл Алёхин на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Кирилл Алёхин на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Если модные журналы начнут писать о съемочных технологиях, то VR 360° назовут «новым черным» — главным трендом сезона. Всем любопытен новый формат. Но мало кто понимает, как он работает. Да, очки можно собрать из смартфона и коробки для пиццы, а на рынке появились маленькие аккуратные камеры для съемки 360°: стоят дешево, выглядят как робот Валли. Но в YouTube сотни панорамных клипов, документальных фильмов, рекламных роликов. Включите почти любой. Через минуту вам станет скучно.
На съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

На съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

На съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

На съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Режиссер Максим Диденко на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Режиссер Максим Диденко на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

На съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

На съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

Почему? Киношколы учат управлять вниманием зрителя. Рамка кадра, перевод фокуса, монтаж. Смотри сюда, запомни это, склейка, крупный план, сверхкрупный, не отвлекайся! В 360° все эти манипуляции бесполезны. Зритель вертит головой, смотрит не куда нужно, а куда ему хочется. В итоге пропускает целые сцены и выпадает из сюжета. Для VR 360° многое нужно изобрести заново. Столетний опыт кинопроизводства здесь применим только отчасти.
 

«Сбербанк» и машина времени

 
 
Первый VR-фильм мы сняли прошлой осенью для проекта «1917. Свободная история» и «Сбербанка». Банк открывал исторический филиал на Арбате, и Герману Грефу пришла идея телепорта: заходите в отделение, надеваете шлем и перемещаетесь в эту же сберкассу в 1916 год. Главный герой короткометражки — конечно, вы. Вокруг разыгрывается история с участием Станиславского, Ахматовой, Маяковского, Шаляпина, царского офицера, попа и других вполне вероятных клиентов дореволюционного «Сбербанка» (все стоят в очереди за деньгами). Кто сможет развести семиминутную сцену без монтажа и киношных приемов? Мы перебрали десятки фамилий и предложили проект театральному режиссеру Юрию Квятковскому. Для него съемочная площадка — не кино, а подмостки.
На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

На момент съемок никакого исторического отделения не было. В банке шел ремонт, старинная мебель лежала на складе, и прошлое можно было только нафантазировать. Мы выбрали просторный, 400 м², хромакейный павильон R-Studios. Построили декорацию: двери, конторки, большие напольные часы. Предполагалось, что за спиной у зрителя будет стена. А значит, реальный угол обзора — не 360°, а только 180°. Снимать планировали на два RED Dragon с широкоугольной оптикой. Но провели тесты и нашли такую комбинацию объектива и точки съемки, которая позволила работать одной камерой. Все важное попадало в кадр, остальное — потолки с богатыми люстрами, стены и Арбат за окнами, — дорисовали наши партнеры из Interactive Lab.
 

Правила и исключения


VR 360° — это рай для оператора-постановщика. У него две задачи: выставить свет и жать REC. Камера статична. Фокус крутить не надо. Править свет между сценами или переставляться — тоже. На съемке «Сбербанка» оператор Марк Зисельсон смеялся, мол, впервые ему платят за то, чтобы просто давить на кнопку. Хотя, конечно, есть масса нюансов. Как спрятать приборы, чтобы они не попали в кадр? Как бесшовно склеить кадры с нескольких камер? Как организовать плэйбэк? Многое приходилось придумывать на площадке.
Оператор Марк Зисельсон на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото:  Роман Галасун

Оператор Марк Зисельсон на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото:  Роман Галасун

Оператор Марк Зисельсон на съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

Оператор Марк Зисельсон на съемках VR-фильма «Сбербанк» / Фото: Дмитрий Новиков

Справочник «VR-кино для чайников» еще не написан, поэтому правила съемки мы составляли сами. Все важные события происходят рядом с камерой, в радиусе метр-полтора. Актеры должны взаимодействовать со зрителем: обращаться к нему с вопросами, заглядывать в лицо, предлагать подержать газету или зонт — именно это создает эффект погружения. В обычном сценарии действия и реплики пишутся только для действующих лиц. В сценарии для VR — для всех: куда бы вы ни повернулись, там должен быть экшн. Несколько сюжетных линий развиваются внахлест, каждый персонаж проживает за фильм свою маленькую жизнь. Если событий мало и заполнить ими все пространство не удается, можно слегка ограничить зрителя — стеной, препятствием или любым неинтересным для разглядывания крупным объектом. Лучше снять насыщенные 200°, чем вялые 360°. Наконец, фильм не может быть длинным. Предел — пять-семь минут. Кого-то в очках укачивает, кто-то просто устанет. Тянуть нельзя.
 

Фантастика и попугаи

 
 
Второй VR-фильм — «Клетка с попугаями» Максима Диденко, — нам заказали Москва-Сити и Lexus Dome. Это антиутопия о первых эмигрантах на Марс. Ночь, башни Сити буравят звездное небо, суетятся люди в халатах, а зритель сидит на кресле вроде пыточного и не сразу понимает, что с ним происходит. Хороший VR позволяет получить новый опыт, какое-то невозможное, но впечатляющее переживание. Поэтому лучше всего в 360° себя чувствуют документальное кино и фантастика. Очутиться на Северном полюсе или на арене во время боя быков, стать главным героем «Звездных войн» или сайфай-триллера — сегодня VR 360° это прежде всего аттракцион.
Режиссер Максим Диденко на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Кирилл Алёхин

Режиссер Максим Диденко на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Кирилл Алёхин

Режиссер Максим Диденко на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Кирилл Алёхин

Режиссер Максим Диденко на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Кирилл Алёхин

Продюсеры Светлана Доля и Сергей Корнихин / Фото: Кирилл Алёхин

Продюсеры Светлана Доля и Сергей Корнихин / Фото: Кирилл Алёхин

Риналь Мухаметов на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Кирилл Алёхин

Риналь Мухаметов на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Кирилл Алёхин

Риналь Мухаметов на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото:  Роман Галасун

Риналь Мухаметов на съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

«Клетку с попугаями» тоже снимали в хромакее. Максим Диденко собрал прекрасный актерский состав (Риналя Мухаметова и почти всю мастерскую Брусникина). Было немного реквизита — криогенный гроб, шприц, электрошокер, волнистые попугайчики. Но все фоны, мерцающие башни Сити, звезды и нависающий кроваво-красный Марс (то есть примерно 80% фильма) нарисовали на постпродакшне. Вышло эффектно.
 

Порно и будущее


Мы продолжаем осваиваться в виртуальной реальности. В июле разработали тест-драйв для большого автобренда. К осени готовим большой VR-аттракцион. Написали сценарий короткометражного хоррора 360° и ищем партнеров.

На съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман ГаласунНа съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун

По хайпу может сложиться впечатление, что VR — это огромный и сложившийся рынок. Десятками выходят проекты, в 360° снимают порно (вяло!) и полеты орлов (здорово!), каждые выходные здесь и там проходят показы. На самом деле почти все фестивали и курсы в России делает один человек — документалист и подвижник Георгий Молодцов. Есть десяток VR-студий, и все они еще учатся, тестируют, обкатывают технологии под каждый следующий проект. Новые камеры для 360° появляются каждые полгода (хотя для серьезных съемок по-прежнему собирают риги на базе Sony A7S ii или RED), постпродакшн становится проще — платформа развивается с космической скоростью. Но на орбиту пока не вышла. Первые игровые этюды в 360° сняли прошлым летом студенты одной киношколы. Первые коммерческие художественные фильмы — мы. Все только начинается.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6163
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5094
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4398
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4281
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4108
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3922
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее