Майский ПрактикУм

Как вести себя в прямом эфире: правила радиоведущего

О 19 правилах, которым нужно следовать, чтобы удачно и интересно вести прямые эфиры, рассказывает Константин Михайлов, ведущий радио MAXIMUM и преподаватель школы Umaker

  • 5 мая 2017
  • 4356

Каждый радиоведущий должен знать, что, где и когда нажать, чтобы не просто объявлять остановки между песнями, а уметь представить треки в красивой «подарочной» обертке и при этом успеть сбегать за кофе и вернуться в звучащий эфир, а не в тишину. 

 Константин Михайлов, ведущий радио MAXIMUM и преподаватель школы UmakerКонстантин Михайлов, ведущий радио MAXIMUM и преподаватель школы Umaker

Для начала вспомним, что у нас есть помощники. Речь не о Google или ленте, а, скорее, об умных программах автоматизации эфира. Среди них — RSC Mastercontrol или отечественный Djin. Последний, на мой взгляд, превзошел RCS. Эти программы сильно облегчают радиоведущим жизнь, давая возможность «склеить» эфир не только на час, но и на целые сутки вперед. В этих программах вы можете готовить эфир заранее, планируя все его составляющие: от точных миксов песен с правильными джинглами и укомплектованными рекламными блоками до записанных выпусков новостей и так далее. Стоит помнить, что качество эфира будет зависеть от того, насколько хорошо вы продумали все детали — вплоть до каждой «склейки», джингла, звука и сказанного в эфире слова. 
Интерфейс RSC Mastercontrol

Интерфейс RSC Mastercontrol

Интерфейс Djin

Интерфейс Djin

Кстати о словах. Ваша речь должна быть не просто понятной по смыслу и содержанию, но и членораздельной, четкой, динамичной. Никто не говорит, что нужно прыгать выше головы и «бежать» голосом, пародируя сотни одинаковых ведущих, страдающих стандартным штаммом хронического «бодрита», но и нарочито затягивать свои «глубокие размышлизмы» тоже не стоит. Найдите золотую середину, она точно где-то рядом. Главное — чтобы вам было, что сказать.




Специально для тех, кто уже изучил какие-то азы ведения эфира, но не против повторения — 19 простых способов сделать так, чтобы вам не было мучительно стыдно за время, проведенное на радио.

1. Склейка. Хорошая тройная склейка с нужным джинглом посередине решает все (в DJin это окошко открывается кнопкой «N» на клавиатуре). 

2. Если меняете что-то сразу после звучащей песни, не забывайте переносить измененный элемент во вторую строку плеера, иначе он просто не прозвучит.

3. Сначала начните говорить, потом уводите бэк (подложку) вниз.




4. Всегда следите за статусом микрофона: вкл. или выкл. Включили. Поговорили. Отбились джинглом, выключили микрофон. Сразу!

5. Держите руку на пульсе. Точнее, на пульте — на кнопке On дорожки, которую вы запустите после своего выхода в эфир. Иначе пары секунд неловкой тишины не избежать.

6. Всегда возвращайте фейдер вверх. 

7. Выключайте микрофон на «покашлять и чихнуть».

8. Постарайтесь постепенно уходить от читки своих выходов в эфир или читайте так, чтобы только вы знали, что вы их читаете.




9. Если надо говорить на intro или outro — не ленитесь и разметьте. Если это не сделал тот, кто должен это делать, забивая песни в эфир.

10. Хотите что-то сказать? Есть мысли, которые взорвут эфир? Запишите, отредактируйте текст и не меняйте его, выдавая в эфир. А главное — запишите панчлайн. Не факт, что вы вспомните, чем хотели закончить выход. 

11. Продумайте структуру и текстуру своих выходов: смысл, текст, подложка, эффекты, звуки, панчлайн и закрывашка. Чем круче вы сможете оформить и реализовать свой выход, тем круче вы в данную секунду и тем больше вероятность, что вас захотят услышать завтра. Каждый выход в эфир — это возможность показать себя. А вот в каком свете — уже зависит только от вас самих.




12. Больше читайте действительно стоящую художественную литературу, особенно вслух и в быстром темпе. Это развивает правильную разговорную речь.

13. Говорите о том, что есть и важно для всех, но помните, у каждого это что-то свое. 

14. Будьте внимательными и собранными в эфире. А еще — научитесь расслабляться так, как будто от вас ничего не зависит.

15. Забудьте про стереотипы и будьте самим собой. Но все технические моменты выполняйте по жестким правилам. Тут важна не индивидуальность, а эфирная дисциплина.




16. Научитесь получать кайф от собственного голоса. Это важно. То, как мы сами себя слышим, и то, как звучит наш голос в эфире — две абсолютно разные вещи.

17. Любите необычные новости? Тогда самое время научиться их разгонять, одному или вместе с соведущим. Прочитайте только заголовок и придумайте продолжение сами. Найдите аналогию, проведите параллель, используйте свой багаж знаний и словарный запас. Именно так родится та история, которую ваши слушатели захотят рассказать своим друзьям и знакомым, а не та, которую они уже читали в Интернете.




18. Не обязательно извиняться перед слушателями, если вы ошиблись, неправильно объявили песню и так далее. По крайней мере, можно один раз, в шуточной форме, но никак не больше. Люди у приемника постоянно меняются, и все вновь пришедшие вообще не в курсе что три минуты назад у вас что-то пошло не так — пусть так и остается.

19. Говорите о том, что слышите и видите каждый день. Научитесь подмечать детали. Не старайтесь быть типичными ведущими, заполняя паузы и пространство эфира стандартным, уже ставшим очень скучным эфирным весельем и шутками из Интернета. Если вы научитесь присматриваться к обычным вещам, находить в них что-то необычное и в виртуозной форме транслировать это вашим слушателям, поверьте — вы станете легендой.




Записала Анастасия Сафонова, PR-менеджер школы Umaker, ведущая культурных новостей на радио 2 Сapitales.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 7053
Практика

Как это снято: «Карты, деньги, два ствола»

Вспоминаем, с какими усилиями двадцать лет назад Гай Ричи ворвался в мировой кинематограф, вдохнув новую жизнь в криминально-гангстерский жанр: минимальный бюджет, клиповая эстетика, актеры-уголовники, злачные места Лондона и параллели с Тарантино

  • 11 марта
  • 5260
Практика

Как начать снимать видео: 10 советов начинающим

Чтобы попробовать себя в мире видеосъемки, вам понадобится не только камера и микрофон. Рассказываем об основных принципах кадрирования, освещения и других аспектах хорошего ролика

  • 9 марта
  • 2956
Обзоры

Главные сериалы этой весны

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте)

  • 10 марта
  • 2538
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 2264
Практика

Четыре совета, как снять успешный документальный фильм 

Хороший документальный фильм — это, прежде всего, сильная история. Режиссер Зак Рамелан рассказывает о способах, которые помогут вам выйти из трудной ситуации

  • 11 марта
  • 1721
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее