Майский ПрактикУм

Как вести себя в прямом эфире: правила радиоведущего

О 19 правилах, которым нужно следовать, чтобы удачно и интересно вести прямые эфиры, рассказывает Константин Михайлов, ведущий радио MAXIMUM и преподаватель школы Umaker

  • 5 мая 2017
  • 3244

Каждый радиоведущий должен знать, что, где и когда нажать, чтобы не просто объявлять остановки между песнями, а уметь представить треки в красивой «подарочной» обертке и при этом успеть сбегать за кофе и вернуться в звучащий эфир, а не в тишину. 

 Константин Михайлов, ведущий радио MAXIMUM и преподаватель школы UmakerКонстантин Михайлов, ведущий радио MAXIMUM и преподаватель школы Umaker

Для начала вспомним, что у нас есть помощники. Речь не о Google или ленте, а, скорее, об умных программах автоматизации эфира. Среди них — RSC Mastercontrol или отечественный Djin. Последний, на мой взгляд, превзошел RCS. Эти программы сильно облегчают радиоведущим жизнь, давая возможность «склеить» эфир не только на час, но и на целые сутки вперед. В этих программах вы можете готовить эфир заранее, планируя все его составляющие: от точных миксов песен с правильными джинглами и укомплектованными рекламными блоками до записанных выпусков новостей и так далее. Стоит помнить, что качество эфира будет зависеть от того, насколько хорошо вы продумали все детали — вплоть до каждой «склейки», джингла, звука и сказанного в эфире слова. 
Интерфейс RSC Mastercontrol

Интерфейс RSC Mastercontrol

Интерфейс Djin

Интерфейс Djin

Кстати о словах. Ваша речь должна быть не просто понятной по смыслу и содержанию, но и членораздельной, четкой, динамичной. Никто не говорит, что нужно прыгать выше головы и «бежать» голосом, пародируя сотни одинаковых ведущих, страдающих стандартным штаммом хронического «бодрита», но и нарочито затягивать свои «глубокие размышлизмы» тоже не стоит. Найдите золотую середину, она точно где-то рядом. Главное — чтобы вам было, что сказать.




Специально для тех, кто уже изучил какие-то азы ведения эфира, но не против повторения — 19 простых способов сделать так, чтобы вам не было мучительно стыдно за время, проведенное на радио.

1. Склейка. Хорошая тройная склейка с нужным джинглом посередине решает все (в DJin это окошко открывается кнопкой «N» на клавиатуре). 

2. Если меняете что-то сразу после звучащей песни, не забывайте переносить измененный элемент во вторую строку плеера, иначе он просто не прозвучит.

3. Сначала начните говорить, потом уводите бэк (подложку) вниз.




4. Всегда следите за статусом микрофона: вкл. или выкл. Включили. Поговорили. Отбились джинглом, выключили микрофон. Сразу!

5. Держите руку на пульсе. Точнее, на пульте — на кнопке On дорожки, которую вы запустите после своего выхода в эфир. Иначе пары секунд неловкой тишины не избежать.

6. Всегда возвращайте фейдер вверх. 

7. Выключайте микрофон на «покашлять и чихнуть».

8. Постарайтесь постепенно уходить от читки своих выходов в эфир или читайте так, чтобы только вы знали, что вы их читаете.




9. Если надо говорить на intro или outro — не ленитесь и разметьте. Если это не сделал тот, кто должен это делать, забивая песни в эфир.

10. Хотите что-то сказать? Есть мысли, которые взорвут эфир? Запишите, отредактируйте текст и не меняйте его, выдавая в эфир. А главное — запишите панчлайн. Не факт, что вы вспомните, чем хотели закончить выход. 

11. Продумайте структуру и текстуру своих выходов: смысл, текст, подложка, эффекты, звуки, панчлайн и закрывашка. Чем круче вы сможете оформить и реализовать свой выход, тем круче вы в данную секунду и тем больше вероятность, что вас захотят услышать завтра. Каждый выход в эфир — это возможность показать себя. А вот в каком свете — уже зависит только от вас самих.




12. Больше читайте действительно стоящую художественную литературу, особенно вслух и в быстром темпе. Это развивает правильную разговорную речь.

13. Говорите о том, что есть и важно для всех, но помните, у каждого это что-то свое. 

14. Будьте внимательными и собранными в эфире. А еще — научитесь расслабляться так, как будто от вас ничего не зависит.

15. Забудьте про стереотипы и будьте самим собой. Но все технические моменты выполняйте по жестким правилам. Тут важна не индивидуальность, а эфирная дисциплина.




16. Научитесь получать кайф от собственного голоса. Это важно. То, как мы сами себя слышим, и то, как звучит наш голос в эфире — две абсолютно разные вещи.

17. Любите необычные новости? Тогда самое время научиться их разгонять, одному или вместе с соведущим. Прочитайте только заголовок и придумайте продолжение сами. Найдите аналогию, проведите параллель, используйте свой багаж знаний и словарный запас. Именно так родится та история, которую ваши слушатели захотят рассказать своим друзьям и знакомым, а не та, которую они уже читали в Интернете.




18. Не обязательно извиняться перед слушателями, если вы ошиблись, неправильно объявили песню и так далее. По крайней мере, можно один раз, в шуточной форме, но никак не больше. Люди у приемника постоянно меняются, и все вновь пришедшие вообще не в курсе что три минуты назад у вас что-то пошло не так — пусть так и остается.

19. Говорите о том, что слышите и видите каждый день. Научитесь подмечать детали. Не старайтесь быть типичными ведущими, заполняя паузы и пространство эфира стандартным, уже ставшим очень скучным эфирным весельем и шутками из Интернета. Если вы научитесь присматриваться к обычным вещам, находить в них что-то необычное и в виртуозной форме транслировать это вашим слушателям, поверьте — вы станете легендой.




Записала Анастасия Сафонова, PR-менеджер школы Umaker, ведущая культурных новостей на радио 2 Сapitales.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 3919
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 3347
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2462
Практика

Как это снято: «Крепкий орешек»

Тридцать лет назад «Крепкий орешек» открыл эру «голливудских боевиков с человеческим лицом». Разбираем, как создавалась картина и в чем заключается ее новаторство: принцип триединства, герой из народа, «дефекты» изображения, а также причем тут Шекспир и Бетховен

  • 12 июля
  • 2457
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Ингмара Бергмана

К 100-летнему юбилею Ингмара Бергмана публикуем список его любимых картин. Какие фильмы высоко ценил один из самых значительных режиссеров в истории кино: от немой классики через Тарковского и Скорсезе к началу XXI века

  • 14 июля
  • 2239
Практика

Бюджета нет, вот тебе фонарик

Что делать, если нет возможности арендовать дорогой свет? Открывать для себя новые бренды и экспериментировать — оператор-постановщик Егор Поволоцкий составил список доступных и качественных осветительных приборов, с которыми ему довелось работать в Голливуде

  • 12 июля
  • 2065
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее