Слова

«Во “Времени первых” важным было не портретное сходство, а правдоподобность характеров»

Режиссер «Времени первых» Дмитрий Киселев — о смене постановщика на середине производства, важности характеров в биографическом фильме и роли спецэффектов в истории о космосе


— Вы известны как режиссер, работавший над развлекательными проектами: «Ёлки», «Черная молния» и так далее. Вы не боитесь, что эта репутация может принести вред драматическому фильму «Время первых»?

— Да, меня спрашивали об этом несколько раз. Я этого не боюсь. Я надеюсь, что есть аудитория, которая любит те фильмы, которые я снимал до «Времени первых». Имя режиссера — не показатель категоричного мнения по поводу того или иного фильма. Есть, конечно, изначально критически относящаяся аудитория, но, как мне кажется, большинство зрителей — это люди, которые прислушиваются к мнению профессионалов, коллег, критиков, друзей и знакомых. В этом смысле, я надеюсь, что все будет хорошо. Для меня, наоборот, важно, что «Время первых» поможет скорректировать мнение обо мне как режиссере.

Дмитрий Киселев, режиссер «Времени первых» ​/ Фото: Виктор Вытольский​Дмитрий Киселев, режиссер «Времени первых» ​/ Фото: Виктор Вытольский​

— Евгений Миронов выступил в этом проекте не только в качестве актера, но и как продюсер. Как вам работалось под таким начальством?

— У него было, скорее, творческое продюсирование. Он участвовал в обсуждении сценария, в нюансах, касающихся стилистики фильма. Мы потратили много времени на обсуждение степени зрелищности и документальной достоверности. Мы вообще очень долго говорили об этом балансе. Я вот всегда считаю, что кино должно быть для зрителя: очень важно ритмически выстраивать картину так, чтобы у людей, сидящих в зале, не пропадал интерес.

Евгений Миронов / Фото: Виктор ВытольскийЕвгений Миронов / Фото: Виктор Вытольский​

— Но ведь ни для кого не секрет, что вы начали работать над фильмом на середине процесса.

— Это очень сложный вопрос. Да, продюсеры решили сменить режиссера (изначально режиссером «Времени первых» был назначен Юрий Быков, но в какой-то момент его кандидатура не устроила продюсеров. — прим. ред), когда уже точно сняли примерно половину фильма. Сначала меня пригласили для съемки нескольких сцен. Но в дальнейшем, когда я начал активно работать над фильмом, для меня стало очевидным, что надо переснимать то, что было снято до меня, потому что там была совершенно другая стилистика, другие характеры, другая картина. Поэтому я переснял все это практически с нуля. Сценарий переписали, а в итоге получился новый фильм. От прежней ленты остались единичные кадры и небольшие сцены.

Кадр из фильма «Время первых»​Кадр из фильма «Время первых»​

— Насколько важным для биографической картины является похожесть актеров на реальных прототипов?

— Конечно, это очень важно. Мы потратили довольно много времени на подбор актеров. При этом мы руководствовались не только физическими данными, но и внутренними качествами. Я провел много времени с Алексеем Архиповичем Леоновым, много изучал историю и образ мышления Павла Беляева. И это дало мне ответы на многие вопросы: например, почему они действовали именно так и почему этот полет удался.

Алексей Архипович Леонов / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Архипович Леонов / Фото: Виктор Вытольский​

— И образ Королева у вас отличается от канонического.

— Да. Мы привыкли к тому, что Королев — это такой статный высокий мужчина, а у нас он вышел… более человечным. Изначально представители Роскосмоса скептически относились к тому, что Королева будет играть Владимир Ильин, но когда они посмотрели наш фильм, то сказали: «Да. Это Королев! Характер передан идеально!» Вы же понимаете, что в Королеве важнее характер, чем физическое сходство. И вообще, в какие-то моменты именно характер персонажей, а не портретное правдоподобие, выходит на первый план.

Владимир Ильин (слева). Кад из фильма «Время первых»​Владимир Ильин (слева). Кадр из фильма «Время первых»​

— Во «Времени первых» много CGI-графики. Я, кажется, раньше не видел столько спецэффектов в российском кино.

— Я не признаю спецэффекты ради спецэффектов. Это не развлечение. Если нам нужно передать невесомость — то нам нужно снять человека, парящего в невесомости. В этом фильме мне гораздо важнее были эмоциональные кадры с настоящими актерами. Представьте себе: два человека в закрытой капсуле, у них заканчивается топливо. Чтобы снять посадку в тайге в трехметровый слой снега, мы решили не прибегать к эффектам, а сняли все именно там, где все происходило на самом деле. Это был один из самых трудных моментов в картине, но мы добились максимальной достоверности.

Кадр из фильма «Время первых»Кадр из фильма «Время первых»​

Мой любимый спецэффект в фильме — это не невесомость. Больше всего мне нравится момент, когда Леонов выходит в открытый космос и мы видим, как Земля отражается у него в шлеме. Как мне кажется, он вышел отлично. Это серьезная графика, которая эмоционально захватывает.

Съемочная команда фильма «Время первых»​ / Фото: Виктор ВытольскийКоманда фильма «Время первых»​ / Фото: Виктор Вытольский

Я работаю с компьютерной графикой довольно давно, поэтому у меня не вызывало боязни использование спецэффектов в таком большом объеме. Я достаточно легко контролирую степень присутствия VFX в кадре. Если другому режиссеру трудно с этим справиться, то я могу приблизительно оценить, в том числе и с экономической точки зрения, количество требующейся CGI-графики. В этом фильме у нас около полутора тысяч шотов с визуальными эффектами. Но в «Черной молнии» было порядка тысячи — согласитесь, это не радикальная разница. Я также отвечал за графику в «Особо опасен», и там тоже было примерно полторы тысячи шотов. Так что я не вижу особенных проблем с VFX во «Времени первых». Тем более, что фильм про космос сегодня, по факту, невозможен без графики. 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 19105
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 17285
Практика

Как это снято: «Бездна»

30 лет назад на экраны вышла одна из самых сложных и опасных в производстве картин в истории кино. Вспоминаем, как Джеймс Кэмерон затащил на дно целую съемочную группу: морская бездна на атомной электростанции, сложности подводных съемок, революция в CGI и крысы-герои

9 августа 2840
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2863
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее