Практика

Приемы: Точка зрения

Точка зрения, с которой автор ведет повествование, определяет, как зритель будет воспринимать события фильма. Вот несколько способов расставить акценты в повествовании

  • 4 апреля 2017
  • 7949

Точку зрения не стоит путать с видом от первого лица (POV). Он показывает мир глазами персонажа: мы видим то, что видит он. Точка зрения же — это повествовательный ракурс, с которого мы наблюдаем историю. Любой фильм или телешоу раскрывает сюжет с определенной точки зрения, изменив которую, можно перевернуть ход повествования, а также повлиять на отношение зрителя к персонажу или ситуации.

Кадр из сериала «Отчаянные домохозяйки»Кадр из сериала «Отчаянные домохозяйки»

Как пример рассмотрим следующий случай. Мы видим столовую с открытой планировкой, в которой, стоя у раковины, ругаются муж и жена. В это время в глубине комнаты сестра женщины играет с младенцем, а на лестнице стоит молодая девушка, дочь супругов. Причиной конфликта является то, что мужчину могут уволить с работы из-за его небрежного отношения к своим обязанностям. Если в кадре находятся оба актера, то эту сцену можно считать объективной, так как она не вызывает никаких домыслов относительно персонажей. Мы видим, как на ситуацию реагируют все, а камера находится не слишком близко к происходящему.

Но если во время сцены камера будет акцентировать внимание на мужчине, если мы увидим кадры, на которых он смотрит женщину с ребенком, а также его реакцию на происходящее, это будет означать, что съемка стала субъективна, поскольку большая часть экранного времени отведена определенному персонажу — режиссер хочет, чтобы зритель беспокоился о нем, а не о ком-то другом. К субъективной съемке относят кадры от первого лица — в них зритель видит мир глазами персонажа. Этот прием не так широко применяют в художественных фильмах, однако к нему очень часто обращаются видеоблогеры, которые снимают ролики на экшн-камеры, таким образом подражая стилю видеоигр.
 

Разные кадры фильма имеют свою точку зрения, которая часто меняется по ходу действия — иногда с каждой монтажной склейкой. Однако ее смена может сильно повлиять на зрительскую интерпретацию истории.

Например, посмотрите сцену у фонтана из фильма «Искупление»:
 

А теперь взгляните на тот же самый фрагмент, снятый с другой точки зрения (видео без звука):
 

Подумайте, как еще точки зрения можно было использовать в этой сцене и как они повлияли бы на восприятие истории. Определенная точка зрения — это одна из самых значимых вещей, которую режиссер привносит в картину.
 

От первого лица (субъективная точка зрения)



 
Этот подход показывает зрителю происходящее на экране с точки зрения одного из персонажей. Широкое использование подобного приема затрудняет возможность передать эмоции героя, от чьего лица мы видим фильм, поэтому картины, прибегающие к этому методу повествования, в большей степени акцентируют внимание зрителя на персонажах, окружающих его. Тем не менее очень трудно сопереживать герою, лица которого мы даже не видим, поэтому во многих кинокомиксах главные персонажи рано или поздно снимают маску.
 

От третьего лица (объективная точка зрения)

 

Этот способ съемки также называют объективной точкой зрения, в котором камера выполняет роль наблюдающего — такой подход чаще всего используют на телевидении и в кинематографе. Как пример здесь можно привести диалоги героев, снятые «восьмеркой» или же средние планы с двумя героями в кадре одновременно. Довольно часто объективная точка зрения прерывается субъективными вставками, как, например, в описанной выше сцене ссоры мужа и жены. В английском подобная точка зрения называется «ограниченной», поскольку зритель знает эмоции только нескольких персонажей, а не всего ансамбля. Когда мы узнаем больше о других персонажах из уст рассказчика, то повествование получает множественную точку зрения.
 

Множественная точка зрения

 

Этот прием также является объективной точкой зрения, которая помогает понять зрителю, о чем на самом деле думают герой. Подобный подход требует закадрового голоса или же наглядной графики. Рассказчик или множественная точка зрения покажет происходящее на экране, не привязываясь к тем или иным персонажам. Прием этот не слишком популярен, так как зрителю требуется визуальная связь с персонажем, чтобы начать ему сопереживать. Эта точку зрения очень грамотно использовал сериал «Отчаянные домохозяйки», в котором персонаж-рассказчик, Мэри Элис Янг, умирает в самом начале истории. Янг, словно вездесущее божество, в курсе всех происходящих в сериале событий и иногда сообщает зрителям то, что они еще узнать не могли.

Режиссеры могут совмещать и смешивать точки зрения в своих фильмах, чтобы сделать повествование более интригующим. Например, можно сказать, что «Побег из Шоушенка» использует множественную точку зрения, поскольку Ред рассказывает историю так, словно знает о происходящем все. Тем не менее в этой картине нарушен один из главных принципов множественной точки зрения, так как Ред фигурирует в фильме.

Источник: premiumbeat.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

4 базовых техники съемки, которые должен знать даже новичок

Возможно, вы только начинаете свой путь в кино, но вот несколько операторских техник, которые нужно освоить в первую очередь

  • 6 августа
  • 5509
Практика

7 основополагающих элементов киноязыка, которые важны до сих пор

Режиссер и оператор Ноам Кролл выделил несколько техник съемки, которые появились еще в классическом кино, но их можно эффективно использовать и сейчас

  • 7 августа
  • 4443
Практика

Как получить финансирование на фильм в Голливуде

Оператор Егор Поволоцкий делится своими наблюдениями о том, насколько успех фильма зависит от его стоимости, и как 150 тысяч долларов бюджета можно растянуть до 2 миллионов, чтобы картину было легче продать

  • 5 августа
  • 2311
Практика

«Патрик Мелроуз»: как монтаж и саундтрек помогли придать каждой серии индивидуальность

Для композитора Фолькера Бертельмана и монтажера Тима Мюррела каждый из пяти эпизодов становился новым испытанием — это и сделало проект интересным

  • 4 августа
  • 1629
Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 1541
Слова

«Попросите драматического актера сделать то, что делает Джим Керри. Ничего не получится»

Сценарист, режиссер и продюсер Пол Лазарус (сериалы «Друзья», «Она написала убийство», «Дурнушка» и другие) в рамках тренинга в МШК поделился с нами секретами кухни американских сериалов, мыслями, почему комедия — самый трудный киножанр, и способами работы с актерами

  • 10 августа
  • 1487
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее