Практика

Приемы: Точка зрения

Точка зрения, с которой автор ведет повествование, определяет, как зритель будет воспринимать события фильма. Вот несколько способов расставить акценты в повествовании

  • 4 апреля
  • 6040

Точку зрения не стоит путать с видом от первого лица (POV). Он показывает мир глазами персонажа: мы видим то, что видит он. Точка зрения же — это повествовательный ракурс, с которого мы наблюдаем историю. Любой фильм или телешоу раскрывает сюжет с определенной точки зрения, изменив которую, можно перевернуть ход повествования, а также повлиять на отношение зрителя к персонажу или ситуации.

Кадр из сериала «Отчаянные домохозяйки»Кадр из сериала «Отчаянные домохозяйки»

Как пример рассмотрим следующий случай. Мы видим столовую с открытой планировкой, в которой, стоя у раковины, ругаются муж и жена. В это время в глубине комнаты сестра женщины играет с младенцем, а на лестнице стоит молодая девушка, дочь супругов. Причиной конфликта является то, что мужчину могут уволить с работы из-за его небрежного отношения к своим обязанностям. Если в кадре находятся оба актера, то эту сцену можно считать объективной, так как она не вызывает никаких домыслов относительно персонажей. Мы видим, как на ситуацию реагируют все, а камера находится не слишком близко к происходящему.

Но если во время сцены камера будет акцентировать внимание на мужчине, если мы увидим кадры, на которых он смотрит женщину с ребенком, а также его реакцию на происходящее, это будет означать, что съемка стала субъективна, поскольку большая часть экранного времени отведена определенному персонажу — режиссер хочет, чтобы зритель беспокоился о нем, а не о ком-то другом. К субъективной съемке относят кадры от первого лица — в них зритель видит мир глазами персонажа. Этот прием не так широко применяют в художественных фильмах, однако к нему очень часто обращаются видеоблогеры, которые снимают ролики на экшн-камеры, таким образом подражая стилю видеоигр.
 

Разные кадры фильма имеют свою точку зрения, которая часто меняется по ходу действия — иногда с каждой монтажной склейкой. Однако ее смена может сильно повлиять на зрительскую интерпретацию истории.

Например, посмотрите сцену у фонтана из фильма «Искупление»:
 

А теперь взгляните на тот же самый фрагмент, снятый с другой точки зрения (видео без звука):
 

Подумайте, как еще точки зрения можно было использовать в этой сцене и как они повлияли бы на восприятие истории. Определенная точка зрения — это одна из самых значимых вещей, которую режиссер привносит в картину.
 

От первого лица (субъективная точка зрения)



 
Этот подход показывает зрителю происходящее на экране с точки зрения одного из персонажей. Широкое использование подобного приема затрудняет возможность передать эмоции героя, от чьего лица мы видим фильм, поэтому картины, прибегающие к этому методу повествования, в большей степени акцентируют внимание зрителя на персонажах, окружающих его. Тем не менее очень трудно сопереживать герою, лица которого мы даже не видим, поэтому во многих кинокомиксах главные персонажи рано или поздно снимают маску.
 

От третьего лица (объективная точка зрения)

 

Этот способ съемки также называют объективной точкой зрения, в котором камера выполняет роль наблюдающего — такой подход чаще всего используют на телевидении и в кинематографе. Как пример здесь можно привести диалоги героев, снятые «восьмеркой» или же средние планы с двумя героями в кадре одновременно. Довольно часто объективная точка зрения прерывается субъективными вставками, как, например, в описанной выше сцене ссоры мужа и жены. В английском подобная точка зрения называется «ограниченной», поскольку зритель знает эмоции только нескольких персонажей, а не всего ансамбля. Когда мы узнаем больше о других персонажах из уст рассказчика, то повествование получает множественную точку зрения.
 

Множественная точка зрения

 

Этот прием также является объективной точкой зрения, которая помогает понять зрителю, о чем на самом деле думают герой. Подобный подход требует закадрового голоса или же наглядной графики. Рассказчик или множественная точка зрения покажет происходящее на экране, не привязываясь к тем или иным персонажам. Прием этот не слишком популярен, так как зрителю требуется визуальная связь с персонажем, чтобы начать ему сопереживать. Эта точку зрения очень грамотно использовал сериал «Отчаянные домохозяйки», в котором персонаж-рассказчик, Мэри Элис Янг, умирает в самом начале истории. Янг, словно вездесущее божество, в курсе всех происходящих в сериале событий и иногда сообщает зрителям то, что они еще узнать не могли.

Режиссеры могут совмещать и смешивать точки зрения в своих фильмах, чтобы сделать повествование более интригующим. Например, можно сказать, что «Побег из Шоушенка» использует множественную точку зрения, поскольку Ред рассказывает историю так, словно знает о происходящем все. Тем не менее в этой картине нарушен один из главных принципов множественной точки зрения, так как Ред фигурирует в фильме.

Источник: premiumbeat.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 6306
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 5340
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4481
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 4425
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 4289
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3978
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее