Как снять большую толпу с минимальной массовкой
Кадр из сериала «Игра престолов»
Обратившись к истории, мы узнаем, что раньше для съемок действительно нанимали большую массовку. Например, для «Клеопатры» 1963 года наняли 5 тысяч статистов! Конечно, такое себе могут позволить далеко не все.
Очень часто в условиях недостачи людей кинематографисты пользовались сплит-скрином: просто переодевали людей, которые уже были в кадре, ставили их в разные места съемочной декорации и снимали сцену еще раз. Затем разные части изображения соединяли на этапе постпродакшна и получалась толпа. На самом деле этим приемом пользуются и сегодня: например, на съемках фильмов «Авиатор» Мартина Скорсезе и «Пэн: Путешествие в Нетландию» действовали именно так.
Кадр из фильма «Пэн: Путешествие в Нетландию»
Наши кинематографисты в советские времена использовали систему зеркал, которые «множили» одну и ту же группу людей и соединяли изображение на одном большом зеркале, с которого камера и брала законченную композицию. Получалось смешно.
Еще один интересный и очень простой способ создания толпы придумал А. Арнольд Гиллеспи — он снимал макеты, в которые вставлял специально подогнанный по форме противень со слоем воды. Сверху на воде плавали крошки пробкового дерева. Они создавали иллюзию живой движущейся толпы, но использовать такой эффект можно было только для сцен на заднем плане, где мы все равно не различали бы отдельных людей в толпе.
Кадр из фильма «Атлантида, погибший континент» (1961)
Подобным приемом воспользовались и модельмейкеры ILM, когда делали макеты для фильма «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999). Они разместили на миниатюрных трибунах стадиона… крашеные палочки для чистки ушей. Да, на крупном плане они выглядят забавно, но на экране нам показывают только общий план стадиона — увидеть отдельных «персонажей» в таких условиях невозможно. Так что эффект удачно срабатывает.
Так на что же способна Massive? Она создает любое число «агентов», наделенных своеобразным искусственным интеллектом. Эти агенты могут представлять собой что угодно: хоть косяк летающих рыб для фильма «Жизнь Пи», хоть тучу крыс из картины «Особо опасен», хоть атакующих зомби из последних частей франшизы «Обитель зла», хоть горящих солдат из исторического боевика «Сталинград» .
Кадр из фильма «Жизнь Пи»
Агентов можно запрограммировать, указав им, как они должны вести себя, сталкиваясь с объектами окружающего мира и другими агентами. Их можно одеть согласно эпохе, при этом наделив неким разнообразием вариантов по росту и весу, дать им оружие. А дальше — все в руках VFX-программиста.
Используя Massive, можно заставить армию рыцарей сражаться с другой армией рыцарей, как, например, в боевых сценах сериала «Игра престолов». И делать это они будут без дальнейшего вмешательства со стороны людей. А при необходимости все их движения можно дополнительно запрограммировать, взяв за основу мокап-данные и не только. Этим VFX художники сегодня занимаются, практически «не вставая с рабочих мест».