Практика

Как снять большую толпу с минимальной массовкой

Можно ли из 30 человек в кадре сделать 300? В арсенале современного кино для этих целей есть множество приемов, как новых, так и с давней историей. Каких именно — узнаете в нашей статье

  • 2 апреля 2017
  • 5808
Надежда Маркалова

Сегодня в кино и даже на телевидении часто можно увидеть масштабные батальные сцены, в которых сотни и тысячи воинов сражаются друг другом на поле боя. Да и почему обязательно воинов. Это могут быть армии зомби или, скажем, орков. Как же создаются такие масштабные сцены, в которых, казалось бы, должно участвовать непозволительно много людей?

Кадр из сериала «Игра престолов» Кадр из сериала «Игра престолов» 

Обратившись к истории, мы узнаем, что раньше для съемок действительно нанимали большую массовку. Например, для «Клеопатры» 1963 года наняли 5 тысяч статистов! Конечно, такое себе могут позволить далеко не все. 

Очень часто в условиях недостачи людей кинематографисты пользовались сплит-скрином: просто переодевали людей, которые уже были в кадре, ставили их в разные места съемочной декорации и снимали сцену еще раз. Затем разные части изображения соединяли на этапе постпродакшна и получалась толпа. На самом деле этим приемом пользуются и сегодня: например, на съемках фильмов «Авиатор» Мартина Скорсезе и «Пэн: Путешествие в Нетландию» действовали именно так. 

Кадр из фильма «Пэн: Путешествие в Нетландию» Кадр из фильма «Пэн: Путешествие в Нетландию» 

Наши кинематографисты в советские времена использовали систему зеркал, которые «множили» одну и ту же группу людей и соединяли изображение на одном большом зеркале, с которого камера и брала законченную композицию. Получалось смешно.
Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Кадры из фильма «Илья Муромец» Александра Птушко

Почему-то считалось, что зритель не заметит исчезновение голов всадников. 

Еще один интересный и очень простой способ создания толпы придумал А. Арнольд Гиллеспи — он снимал макеты, в которые вставлял специально подогнанный по форме противень со слоем воды. Сверху на воде плавали крошки пробкового дерева. Они создавали иллюзию живой движущейся толпы, но использовать такой эффект можно было только для сцен на заднем плане, где мы все равно не различали бы отдельных людей в толпе.

Кадр из фильма «Атлантида, погибший континент» (1961)

Подобным приемом воспользовались и модельмейкеры ILM, когда делали макеты для фильма «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999). Они разместили на миниатюрных трибунах стадиона… крашеные палочки для чистки ушей. Да, на крупном плане они выглядят забавно, но на экране нам показывают только общий план стадиона — увидеть отдельных «персонажей» в таких условиях невозможно. Так что эффект удачно срабатывает. 
Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» 

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» 

Крупный план трибун из макета стадиона

Крупный план трибун из макета стадиона

Но сегодня технологии перешли на новый уровень, и кинематографистам совсем не нужно придумывать что-то новое. Всех спасает специальная программа под названием Massive, написанная в WETA Digital специально для трилогии «Властелин колец». Впрочем, идея давно витала в воздухе, и на разных VFX-студиях уже делали подобные разработки. Например, для картины «Война миров Z» в компании MPC написали свой собственный софт, делающий абсолютно то же самое.
 

Так на что же способна Massive? Она создает любое число «агентов», наделенных своеобразным искусственным интеллектом. Эти агенты могут представлять собой что угодно: хоть косяк летающих рыб для фильма «Жизнь Пи», хоть тучу крыс из картины «Особо опасен», хоть атакующих зомби из последних частей франшизы «Обитель зла», хоть горящих солдат из исторического боевика «Сталинград» . 

Кадр из фильма «Жизнь Пи»Кадр из фильма «Жизнь Пи»

Агентов можно запрограммировать, указав им, как они должны вести себя, сталкиваясь с объектами окружающего мира и другими агентами. Их можно одеть согласно эпохе, при этом наделив неким разнообразием вариантов по росту и весу, дать им оружие. А дальше — все в руках VFX-программиста.  

Используя Massive, можно заставить армию рыцарей сражаться с другой армией рыцарей, как, например, в боевых сценах сериала «Игра престолов». И делать это они будут без дальнейшего вмешательства со стороны людей. А при необходимости все их движения можно дополнительно запрограммировать, взяв за основу мокап-данные и не только. Этим VFX художники сегодня занимаются, практически «не вставая с рабочих мест».  

Да, на словах все просто, а в реальности, как и в любом сложном деле, имеется много нюансов и ограничений. Все потому, что кнопки «Сделайте мне красиво» нет ни в одной программе, и то, как солдаты побегут по полю, какими группами и в каких количествах, — все-таки зависит от рук и головы, располагающихся между стулом и клавиатурой.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9047
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4728
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3859
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2069
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1822
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1668
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее