Практика

Как создавались практические эффекты в фильме Терренса Малика «Путешествие времени»

Хотя новый фильм известного режиссера и является документальным, большая часть картины не обошлась без олдскульных практических эффектов и компьютерной графики. Посмотрим, как команде проекта удалось совместить красоту и достоверность

  • 17 марта 2017
  • 2868
Надежда Маркалова

В фильме зритель увидит как микрожизнь, так и огромные космические объекты. Какую-то часть этих видов можно было снять вживую, но большинство сцен — нет. Хотя бы потому, что, например, космические процессы разворачиваются на протяжении даже не лет, а веков и тысячелетий. Именно поэтому кое-что пришлось воссоздавать с помощью олдскульных эффектов и даже компьютерной графики.

«Путешествие времени» снимали в разных локациях. Чтобы получить некоторые кадры, съемочной группе пришлось прибегнуть к помощи телескопов. Но за теми фрагментами, которые нельзя было снять вживую, Терренс Малик обратился к VFX-супервайзеру Дэну Глассу и его команде специалистов, с которыми работал на предыдущем большом проекте — «Древо жизни».

Терренс Малик Терренс Малик

Однако все знают, что Терренс Малик предпочитает аналоговые эффекты компьютерным, поэтому при создании нужных кадров команда сделала упор на практические технологии. В частности, для создания макрокадров и видов Вселенной использовался так называемый cloud tank. Cloud tank (дословно: «аквариум с облаками») — это съемочный аквариум, в котором с помощью различных жидкостей снимают всякие «текучие» процессы, чаще всего — да, именно облака. Если в фильмах докомпьютерной эры вы видите какие-либо движущиеся облачные формации, например, в фильме «День независимости» или «Близкие контакты третьей степени», то их наверняка делали именно там. 
 
 

Как это работает? 


Для создания горизонтально распространяющейся облачной массы в ILM делали «слоеную» воду. Для этого в емкость сначала наливали слой соленой воды, клали сверху полиэтилен, а сверху добавляли обычную чистую воду. Потом полиэтилен аккуратно вытаскивали и давали сему этому немного отстояться. Затем между двумя слоями воды впрыскивали краску или какие-то другие жидкости: молоко, глицерин, чай, кофе — все, что могло подойти для определенной задачи. Если немного придать потоку горизонтальную скорость при впрыскивании, то получатся грозовые облака, которые угрожающе приближаются к камере. Разряды молний внутри тучи создавали, опустив в смесь лампочки от фотовспышек. 
Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

Примеры формаций, полученных с помощью съемочного аквариума

С помощью cloud tank также создавали рои насекомых, например, для фильмов «Хорошая земля» и «Африканская королева».  В первом случае это были тучи саранчи, созданные с помощью кофейной гущи, а во втором роль комариного роя исполняла чайная заварка.

Нужных формаций достигали методом проб и ошибок. Причем после каждого дубля воду, естественно, приходилось менять, заново повторяя процесс создания слоев разной плотности. Так что подбор жидкостей в таком аквариуме — это очень длительный процесс.
Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

Создание облачных формаций в студии ILM в 80-е годы

«Мы много экспериментировали с изображением, чтобы добиться нужного результата, — рассказывает Гласс. — Часто мы просто пытались создать какой-то интересный визуал, так что искомое не всегда получалось намеренно. Иногда это было чистое везение. Иногда мы просто снимали все подряд, полагаясь на текучие процессы». 




Например, это изображение, показывающее работу солнца, снимали в аквариуме снизу вверх, а в воду добавляли краску и химикаты. 

Также в аквариуме воссоздавали и сцены микромира. Часто материал из реального мира не использовался, но подсказывал кинематографистам, в каком направлении стоит двигаться. Например, для сцены, в которой одна клетка поглощает другую, потребовалась компьютерная графика, потому что реальная микросъемка оказалась слишком «плоской» для киноэкрана. Поэтому ее пересняли так, будто она получена с помощью электронного микроскопа, который дает более объемную картинку. 

Изображение выше создано с помощью глицерина и яичного желткаИзображение создано с помощью глицерина и яичного желтка

«Эта сцена — ключевая в понимании развития эволюции в сторону все более сложных организмов, — говорит Гласс. — Мы нашли пример этого процесса, снятый через микроскоп, и оцифровали этот фрагмент как референс. Чтобы понять, как все это выглядит в трехмерном пространстве, мы обратились за помощью к команде, обслуживающей электронный микроскоп. С его помощью можно увидеть очень красивый и зрелищный трехмерный микромир, однако снимать его в движении в таком виде еще нельзя. Так что все эти картинки неподвижны и мертвы.  Мы взяли фотографии как референсы и на их основе воссоздали движение».

Процесс создания сверхновойПроцесс создания сверхновой

Кроме аквариума в таких случаях применяют также дым-машины, модели, нагретую глину, поведение насыщенных железом жидкостей в магнитном поле, а кристаллы соли на вращающихся дисках служат для имитации поля астероидов. В ход идут и другие подручные средства. Сегодня отснятые изображения можно модифицировать на компьютере, но изначально их все-таки снимают «живьем». 

В фильме можно увидеть  и более традиционные сегодня цифровые эффекты. С их помощью созданы, например, рептилии, которые существовали до динозавров. Фоновые изображения снимали в пустыне Атакама в Чили, а потом выстраивали трехмерные модели животных, накладывали на них текстуры и анимировали.

Кадр из фильма «Путешествие времени»Кадр из фильма «Путешествие времени»

Даже для сцен с цифровыми созданиями Малик снимал кадры, освещенные сзади. Это значит, зритель увидит только силуэты животных. «При этом мы не всегда старались снимать так, чтобы в центре внимания было предполагаемое существо, — говорит Гласс, — Мы просто снимали, как нам казалось естественным, а потом думали, куда поставить животное, чтобы не казалось, что все искусственно выстроено из-за компьютерной зверушки. Мы пытались снимать в документальном ключе, будто нам просто повезло запечатлеть что-то». 

«Фильм потребовал использования всех технологий, которые накопились за все это время, — продолжает он, — и, понимая, чего Терренс хочет добиться, мы могли жонглировать ими».

За визуальные эффекты в «Путешествии времени» отвечают студии Method Studios, One of Us и Locktix, но почти все VFX-сцены фильма изначально отсняли «в реале».


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2507
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2178
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 2095
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1879
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1865
Практика

Сотрудничество художника по костюмам и режиссера

Зачем Эйзенштейн учился искусству кройки, как долго братья Коэны сотрудничают со своим художником по костюмам и с какой профессии начинал свою карьеру Джоэл Шумахер, рассказывает Ирина Жигмунд

  • 11 июля
  • 1662
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее