Техника

Зачем снимать современное кино на объективы ЛОМО

Не стоит сбрасывать со счетов старые советские анаморфотные объективы: с их помощью можно добиться уникального изображения, как это сделал оператор серии американских докуметалок «Очевидцы»

  • 13 марта 2017
  • 13133

Фрилансер Бен Гаскелл выступил в роли оператора-постановщика в проекте «Очевидцы» — серии короткометражных документальных фильмов об угнетаемых людях. Последний эпизод, героиней которого стала Анастасия Лин, «Мисс Вселенная-2015» из Канады, снят на Blackmagic URSA Mini 4.6K с применением анаморфотных объективов ЛОМО.

Бен ГаскеллБен Гаскелл

— Как ты попал в этот проект?

— Режиссером «Очевидцев» был Хоук Дженсен, занимавшийся монтажом другого документального фильма, в котором я тоже принимал участие. Он знал, что я люблю привносить художественность в документальные работы. Когда мы заговорили о сериале, то очень быстро нашли общий язык. Ему также очень понравились мои идеи, которые позже мы осуществили вместе. 

— Сколько времени заняла вся работа?

— В течение трех месяцев мы занимались разработкой проекта, еще три недели ушло на подготовку к съемкам, а также два с половиной дня занял съемочный процесс. Мы снимали практически все в Лос-Анджелесе, кроме одной локации в городе Санта-Кларита. 

Съемки для проекта «Очевидцы»Кадр из фильма «Очевидцы»

— Формат съемки проекта ближе к интервью, или он совмещает различные виды съемок?

— «Очевидцы» чем-то похожи на литературные произведения, в которых персонажи рассказывают, через что им пришлось пройти. Для нас было очень важно находиться вместе с героями на всем протяжении их историй.

— Как ты смог добиться такого результата?

— У меня появились идеи с точки зрения стиля, когда мы с Анастасией поговорили перед началом производства: например, блики в объективе, а также воссоздание реальных событий прошлого на экране. Она рассказывала, как в молодости занималась китайской каллиграфией, и мне захотелось это показать, а продюсеры меня поддержали, выделив бюджет на подобные эпизоды. 

Во многих сценах мне не нравилась смена повествовательной части на интервью — это слишком несочетаемые вещи. Обычно мы снимаем интервью на локации, однако в этот раз я добился, чтобы для съемок построили небольшие декорации гостиной в павильоне, чтобы достигнуть гармонии между разными частями проекта. 

Съемки для проекта «Очевидцы»Съемки для проекта «Очевидцы»

— Ты снимал до этого на URSA Mini?

— Полгода назад я делал тестовые съемки на эту камеру, общался с представителями производителя на различных выставках. Фильмы, которые снимали на URSA, выгодно выделяются качеством изображения. Я работал гафером на съемках рекламы, которую снимали при помощи URSA Mini 4k: это был первый раз, когда я мог поподробнее ознакомиться с ней. Мне было интересно узнать о возможностях сенсора камеры, ее динамического диапазона, качестве цветопередачи и экспозиции. У меня не было трудностей с URSA Mini, поскольку я уже работал с ней, несмотря на то, что это моя первая профессиональная съемка с использованием модели 4.6k. 

— Ты отстаивал свой выбор перед создателями проекта?

— Режиссеры и продюсеры обычно не любят, когда их втягивают в подобные вещи. Когда начинаешь уходить в технические подробности, их взгляд стекленеет, и они начинают соглашаться со всем, что бы ты ни сказал.

Blackmagic URSA Mini 4.6KBlackmagic URSA Mini 4.6K

— Чем отличается URSA Mini от других камер?

— Прежде всего это прекрасная камера. Помимо цены, здесь можно переключать RAW-формат на ProRes 4:2:2. За такие деньги ты получаешь огромное количество возможностей. Это очень удобная камера благодаря небольшому весу и легкости фиксации. Также мне очень понравилось качество отображения цветов, так как многие модели, которыми я пользовался, зачастую перевирали цвет кожи. Но мне кажется, это во многом зависит от опыта работы с выставлением экспозиции, а также от стремления снимать.

Однажды нам пришлось снимать Анастасию в сумерках. Я выставил светочувствительность на 1600 ISO и подумал, что сейчас съемки проводить не стоит, так как гистограмма показывала серьезную недодержку. Однако это документальный фильм, поэтому многие проблемы приходится решать на месте. Я был уверен, что изображение получится слишком шумным, и уже был готов к тому, что сцену вырежут во время монтажа, но все обошлось. В моменты, когда качество изображения находится под большой угрозой, у любого оператора-постановщика срабатывает сигнал тревоги, но на этот раз я мог быть спокоен. 

— Ты ведь использовал нестандартные объективы для съемок?

— Да, у нас были анаморфотые квадратные объективы ЛОМО, произведенные в Советском Союзе. Они великолепны. 

Объективы LOMO AnamorphicОбъективы LOMO Anamorphic​

— Где ты их нашел и как они тебе пригодились?

— Предыдущие два эпизода «Очевидцев» снимали в городах, где жили главные герои. В этот раз я попросил привезти героиню в Лос-Анджелес, чтобы можно было осуществить все творческие задумки и повысить качество съемок. Я хотел сделать художественную часть как можно интереснее, однако она противоречила бы вставкам из интервью. Канадская кинозвезда, королева красоты, богатый внутренний мир — это все про Анастасию, поэтому я точно решил снимать на анаморфотный объектив. 

На Каннском кинофестивале я встретил режиссера, у которого была целая коллекция этих старых объективов. Было интересно снимать ролик о жертве коммунизма при помощи советской оптики. Можно сказать, иронично. 

После Канн мы с Крисом приступили к пробным съемкам. Перед тем, как начать, он показал мне фильм, который снял при помощи ЛОМО. Из-за особого изображения их нельзя спутать ни с чем: это не современные объективы, которые дают четкий и выверенный результат. ЛОМО придает кадрам винтажный налет, широкоугольный объектив делает края немного размытыми — так вы можете почувствовать в технике человека, а не технологии.

Съемки для проекта «Очевидцы»Съемки для проекта «Очевидцы»

После интервью с Анастасией меня осенило: для съемок художественной части фильма идеально подойдут анаморфотные объективы, особенно для съемки панорамы города, в которой множество вертикальных силуэтов, а также особый визуальный ритм. 

Стоит сказать, что интервью я не снимал на анаморфотные объективы. Я искал минимальное фокусное расстояние для 35 мм, но пришел к выводу, что анаморфотный объектив будет искажать снятое крупным планом лицо. Я этого не хотел, особенно учитывая, что главная героиня — королева красоты. За неделю до начала съемок я попросил у продюсера немного денег, чтобы приобрести пару объективов CP2 производства Zeiss. Насколько я помню, для съемок интервью я использовал 35 мм объектив, однако я сделал ставку на фильтр из стеклянной пластинки для того, чтобы четкость и световая дифракция изображения были похожи на ЛОМО. 

— Повлияло ли использование объективов ЛОМО на работу с камерой?

— Я старался придать изображению больше эмоций, сделать его теплым и солнечным. Мы с гафером приложили немало усилий, чтобы добиться этого результата. Чтобы создать эффект бликов в кадре, мы направили свет в объектив, приложив к прожектору линзу с искажением в 38 градусов. Я всегда знал, где разместить камеру, чтобы поймать свет, постоянно думал, куда бы направить объектив, стоит ли делать эффект бликов или расположить героиню по краю кадра, чтобы добиться хроматической аберрации.

В нашем распоряжении было два диоптра, которые мы использовали для крупных планов каллиграфических рисунков, а также в паре кадров я использовал фильтр, однако не уверен, вошли ли они в финальный монтаж, так как местами они становились слишком стилизованными. 

Съемки для проекта «Очевидцы» / Актриса, сыгравшая молодую Лин

Также в фильме есть сцена, в которой Анастасия рассуждает о титуле королевы красоты и о карьере в кино. Примечательна она тем, что мы создали в ней множество сверкающих бликов для визуализации кадра. Я спросил у участников команды, не будут ли они против, если я добавлю в сцену немного безумия, и никто не был против. Они сказали, что в этом есть изюминка. 

— Насколько трудно раздобыть такие объективы?

— Мы их арендовали. Недавно я видел на Ebay комплект таких объективов за 25000 долларов. Так как их больше не выпускают, объективы ЛОМО сейчас довольно затруднительно найти. Объективы, при помощи которых снимал я, были далеко не в идеальном состоянии: видно, что они прошли через многое, однако это делает их уникальными. Перед началом крупных съемок советую сделать серию пробных кадров, чтобы узнать, как сенсор воспринимает объектив. Также обратите внимание, что объектив несколько искажает изображение, поэтому будьте аккуратнее со съемкой лиц и других предметов, требующих соблюдения пропорций. 
 

Источник: filmmakermagazine.com
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 3892
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2489
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1803
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1577
Практика

Режиссер монтажа фильма «Мы» — о работе с Джорданом Пилом и особенностях хоррора

Николас Мансур («Мы», «Кобра Кай») рассказывает о монтаже фильмов ужасов и невербальных музыкальных сценах

  • 3 июня
  • 1278
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1142
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее