Главная / Практика / Приемы: Сплит скрин

Приемы: Сплит скрин

Сплит скрин (от англ. Split screen – «разделенный экран») – это прием, позволяющий соединять в одних декорациях объекты, которые не могут быть сняты одновременно. Например, если один актер играет близнецов, и должен появиться в одном кадре в нескольких ролях. Создание эффекта заключается в том, чтобы снять изображение только на одной части кадра, закрыв другую маской или каше. Потом кинематографист делает вторую маску, которая закрывает уже экспонированную часть кадра, и снимает вторую часть изображения на ранее неэкспонированной площади пленки. При проявлении изображения сливаются в единое целое. 

Сегодня это делается на этапе композитинга, что позволяет легко подбирать маски, но в прошлом операторам приходилось делать это практически вслепую, а любая ошибка означала, что съемку придется начать заново. 

Таким трюком баловались еще на заре кинематографа. Например, в 1900 году Жорж Мельес снял фильм «Человек-оркестр», в котором сыграл всех семерых участников музыкального коллектива.

Чуть позже – уже в 1921 году – Бастер Китон повторил и усложнил этот прием в своем фильме «Театр», где сделал пять двойных сплитов, пять тройных и одну сцену на девять экспозиций. Для этого он построил практически герметичную черную коробку для камеры, прорезав для объектива девять крошечных окошек. Проблема, как всегда, лежала в синхронизации «вслепую». Если вы помните, в те времена камера работала на «ручной тяге». Оператор вращал ручку аппарата, обеспечивая движение механизма. Задача состояла в том, чтобы снять одну девятую кадра, потом смотать пленку обратно на исходную позицию. После чего предстояло снова отснять одну девятую кадра, открыв другое окошечко маски и закрыв предыдущее. А потом снова отмотать пленку обратно. В синхронности этих движений туда-сюда и крылся успех всего предприятия.

Оператор Китона Элджин Лессли был «ходячим метрономом», а вот самому Китону требовались какие-то ориентиры, по которым он бы отмерял свои действия. Поэтому за кадром сидел музыкант и наигрывал на банджо ритмичную музыку.
 

Иногда кинематографисты использовали этот прием исключительно из эстетических соображений. Например, первый спецэффектник Голливуда Норман О. Доун запросто «двигал» горы с помощью сплит скрина, просто впечатывая в кадр нужное изображение. Или заставлял актрису целовать саму себя за три года до более известного случая в фильме «Два претендента»  (в оригинале «Маленький лорд Фаунтлерой»). Ниже – его комментарии к созданию сцены в фильме «Право на счастье» (1917), в которой Дороти Филлипс целует сама себя в двух ролях. Подобный сплит скрин позволил Любови Орловой сыграть две роли в фильме «Весна», а Майклу Джей Фоксу – три в фильме «Назад в будущее 2». 

Описание спецэффектов фильма «Право на счастье», автор Норман О. Доун​
 

Норман О. Доун разработал (и оставил описания) около 800 эффектов для 80 фильмов. Сегодня его «панели» с описаниями хранятся в Университете Техаса в Остине.

Еще один пример применения сплит скрина в художественном кино – совмещение живых актеров с миниатюрными монстрами. Например, в фильме «Затерянный мир» Уиллис О`Брайен снимал своих кукол-динозавров методом покадровой анимации, а актеров нужно было снимать с нормальной скоростью. Не говоря уже о том, что актеров нужно было сделать маленькими на фоне огромных динозавров. В павильоне строили кусок полноразмерной декорации, полностью повторявшей декорацию макета, в котором проходила съемка ящеров. Во время съемки динозавров ту часть кадра, где потом будут люди, закрывали маской. В финальном композите полноразмерная декорация сливалась с миниатрюрной, и два изображения становились единым целым. Третьей экспозицией О`Брайен иногда вставлял в кадр реальные локации, например, текущую реку.

Кадр из фильма «Затерянный мир» (1925)Кадр из фильма «Затерянный мир» (1925)

Голливуд использовал этот прием для совмещения людей в одном кадре с опасными животными, а в советском кино таким образом «размножали» массовку. Например, в фильме «Илья Муромец».

Массовка в фильме «Илья Муромец» (1956) «собиралась» из одних и тех же статистовМассовка в фильме «Илья Муромец» (1956) «собиралась» из одних и тех же статистов

Чтобы одновременно показать одного человека в двух ролях, совсем необязательно статично делить кадр на две части. Можно применять движущуюся маску, когда линия деления двух экранов все время перемещается в зависимости от движения персонажей. 

Кстати, в «Гражданине Кейне» часть знаменитых кадров с глубоким фокусом – это сплит скрины с двумя или даже тремя соединенными вместе частями: передний план, средний и дальний снимались отдельно с наведенным именно на них фокусом, другие объекты в кадре в это время просто не освещали.

Тройной горизонтальный сплит скрин в фильме «Гражданин Кейн»: отдельно снимались натюрморт на переднем плане, Орсон Уэллс на среднем и интерьер на заднемТройной горизонтальный сплит скрин в фильме «Гражданин Кейн»: отдельно снимались натюрморт на переднем плане, Орсон Уэллс на среднем и интерьер на заднем

И конечно, все знают не менее знаменитый финальный кадр из хичкоковских «Птиц», состоящий из 32-х экспозиций! Просто птиц в тот день на площадке было мало, и они не смогли бы за один раз покрыть всю требуемую площадь, поэтому их перемещали по декорации и снимали частями. Небо на этом кадре – это дорисовка. Последние солнечные лучи, красиво пронизывающие облака, тоже сняты отдельно.

32 экспозиции в одном кадре в фильме «Птицы» (1963)32 экспозиции в одном кадре в фильме «Птицы» (1963)

Если вы думаете, что это прием сегодня ушел в прошлое, вы глубоко заблуждаетесь. Сплит скрин живее всех живых. С его помощью по-прежнему «размножают» массовку, например, в фильме «Пен: Путешествие в Нетландию» (2015), или дают одному актеру возможность сыграть сразу две роли, как, например, Тому Харди в фильме «Легенда» (2015).

Массовка в фильме «Пен: Путешествие в Нетландию» (2015) снималась в несколько этапов

Кадр из фильма «Легенда» (2015)Том Харди в двойной роли в фильме «Легенда» (2015), 80% кадров с близнецами снято с помощью сплит скрина
 

Еще по теме

5 базовых композиционных правил и как их нарушить
Наверняка многие из нас считают, что полны творчества. Мы рискуем, пользуемся нашей...
Фильмы похожие на Дрянные девчонки
10 комедий, похожих на «Дрянные девчонки»
Если есть желание повеселиться, ощутить бесконечный позитив, то лучшим выбором...
Как это снято: «Грязные танцы»
Драматургия: низкобюджетная феминистская ретро-мелодрама, основанная на реальных событиях Писательница Элеонор...
сериалы апреля 2025
10 новых сериалов апреля 2025: от комедий до антиутопий
Абсурдные комедии, мистические триллеры, антиутопии, драмы, экшен-хорроры — сериалы апреля...
Надо видеть: любимые фильмы Джеймса Кэмерона
1«Волшебник страны Оз» (Виктор Флеминг, 1939) Трейлер фильма «Волшебник страны...
Якутские фильмы
Магия якутского кино: 10 фильмов, которые стоит посмотреть
Киноработы, созданные в Якутии, являются особым пластом российского кинематографа. Якутские...
Как это снято: «Скромное обаяние буржуазии»
Драматургия: сатирическая притча-матрешка После выхода «Тристаны» в 1970 году испанский отец...