
Колобаева Второй режиссер («ЧБ», сериалы «Осколки» и «Семейный альбом»)
Каримова Второй режиссер (фильмы «Про Любовь» и «Донбасс. Окраина»)
Драгунский Режиссер рекламы (рекламы «Comic in town» для телеканала ТНТ и «Superhero» для МЦД)
Ковалева Бригадир массовки (сериалы «Молодежка» и «Мамы чемпионов»)
Лера
Оксюта Второй режиссер (сериалы «Универ», «Проклятие спящих» и «Следствие любви»)
Сергей
Савчук Второй режиссер («Подбросы», «Т-34» и сериал «90-е. Весело и громко»)
Вячеслав
Падалка Режиссер и ассистент по массовым сценам (фильмы «Адмирал» и «Братство»)
Надежда
Колобаева Второй режиссер («ЧБ», сериалы «Осколки» и «Семейный альбом»)
Вам нужен толковый бригадир массовки: у него в базе опытные люди, которым не нужно по десять раз ставить одни и те же задачи. Важно громко и четко давать команды в мегафон, чтобы услышали все актеры массовых сцен, а не только их половина. После команды «стоп» все сразу должны вернуться на исходную позицию: дисциплина превыше всего.
Я не считаю, что в массовке снимаются люди второго сорта, люмпены и маргиналы, поэтому стараюсь не повышать голос и не менять им задачи часто: люди работают лучше в спокойствии. Я бы посоветовала всем вторым режиссерам избегать пренебрежительного отношения к людям. Также я против панибратства: дистанция, на мой взгляд — залог успеха.
Самая сложная ситуация с массовкой у меня была на фильме «Все включено», когда надо было в действующем турецком отеле заставить простых отдыхающих не смотреть в камеру и бесплатно выполнять минимальные задачи. Объясняться приходилось на русском, английском и немецком языках. На проекте «SOS, Дед Мороз, или Все сбудется» по ночам в ГУМе я расставляла 150 человек, чтобы сымитировать рабочее состояние магазина.
Сцена из фильма «SOS, Дед Мороз, или Все сбудется» (2015)
Каримова Второй режиссер (фильмы «Про Любовь» и «Донбасс. Окраина»)
У актеров массовки не должно складываться ощущения, что на площадке они последние по значимости. На самом деле, второй план и массовка часто решают сцену.
Я делю массовку на группы, так ей удобнее управлять. Группы делятся в зависимости от задач, например, по цвету одежды или по половым признакам. В этом смысле у меня своя система, и она корректируется в зависимости от задач.
Главное — это хорошее отношение. Нужно уметь разговаривать с людьми, четко понимать, чего ты от них хочешь, избегать собственной неподготовленности и неорганизованности. Поэтому вам нужны хорошая коммуникация с актерами массовых сцен и четкие команды. Остальное решается на месте.
Артемий
Драгунский
Режиссер рекламы (рекламы «Comic in town» для телеканала ТНТ и «Superhero» для МЦД)
Массовки бывают разных категорий. Чтобы заполнить людьми площадь или вокзал, нужна одна категория массовки, для создания батальной сцены — несколько другая, потому что люди должны хоть немного знать основы боя.
Тем не менее сегодня любое приличное кастинг-агентство, работающее в кино, без труда организует процесс подбора массовки согласно техническому заданию.
Реклама «Superhero» для МЦД
Немаловажный фактор — это бригадир. Во многом от него зависит, как будет работать массовка. Обычно бригадиры лично знают людей, которых привозят на площадку, и регулярно с ними работают. Бригадир поддерживает хорошее настроение у актеров массовых сцен, всегда находится среди них, фактически он в одном рукопожатии от режиссера, поэтому все тянутся к нему.
Общаться с массовкой не такое уж и сложное дело. Самое главное — понимать, что это такие же люди, как и мы: они читают те же газеты, смотрят те же сериалы и фильмы. Чтобы найти общий язык, достаточно изъясняться понятными для всех категориями и шутить на понятные темы.
Реклама «Comic in town» для телеканала «ТНТ»
Среди массовки обязательно находятся те, кто готов проявлять инициативу, кто хочет понравиться режиссеру, добавив свое, в, казалось бы, простейшую задачу. Частенько это бывает уместно, но случается, что действия актера массовки настолько яркие, что отвлекают от происходящего на первом плане. Я стараюсь поощрять инициативу, чтобы не задевать актерских амбиций исполнителя. Но важно соблюдать при этом и основную задачу.
Славина
Ковалева Бригадир массовки (сериалы «Молодежка» и «Мамы чемпионов»)
Собрать актеров массовых сцен — достаточно непростая задача. Особенно если их много. Очень важно никого не потерять! Чаще всего сбор происходит в метро: это самый удобный вариант. Если съемочная площадка находится не в пешей доступности от места сбора, администрация организовывает транспорт до места проведения съемок.
Еще один нюанс — это опоздания. К сожалению, не все так пунктуальны, как этого бы хотелось. Поэтому лучше попросить массовку приехать на съемки чуть раньше, чем ждать, пока она опаздывает.
Трейлер сериала «Мамы чемпионов»
Все люди абсолютно разные, и к каждому нужен особенный подход. Бывают скромные и наоборот, конфликтные и бесконфликтные. Важно донести до человека, что он пришел работать, и в связи с этим обязан выполнять правила поведения на съемочной площадке.
Необходимо выстраивать с актерами массовых сцен хорошие взаимоотношения, но в тоже время не стоит набиваться им в друзья. Близкие дружеские отношения могут отрицательно сказаться на поведении актера массовки на съемочной площадке. Ни в коем случае не стоит повышать на своих подопечных голос, дабы избежать конфликтов. Также нельзя позволять им повышать голос на вас: должна быть исполнена субординация.
На сериале «Мамы чемпионов» у меня был опыт организации актеров массовки при съемке в 360 градусов, и это — бешеный адреналин! Когда все вокруг находится в кадре, хочется, чтобы твоя работа выглядела максимально качественно.
Лера
Оксюта Второй режиссер (сериалы «Универ», «Проклятие спящих» и «Следствие любви»)
В начале съемочного дня я собираю актеров массовых сцен, мы знакомимся, я рассказываю им о правилах поведения на площадке, а также желаю всем хорошего рабочего дня. Такое «вступительное слово» помогает расположить актеров к себе, а также заключить словесный договор, к которому можно апеллировать при возникновении любого рода проблем.
Чтобы съемочные сцены проходили организованно, надо знать, чего ты хочешь как режиссер второго плана и понимать, как работает кадр. В зависимости от этого ставить конкретные задачи, простые и понятные в исполнении.
Я всегда стараюсь общаться на площадке уважительно и не повышать голос, я никогда во всеуслышание не называю артистов массовых сцен «массовкой» (считаю это не очень профессиональным), и таким образом зарабатываю еще одно очко в свою пользу в процессе общения с ними.
Самое главное — сохранять ваш авторитет. Это сложно, но возможно: при большом количестве незнакомых людей можно столкнуться с бестактностью или невоспитанностью, но очень важно выходить из таких ситуаций с достоинством.
Савчук Второй режиссер («Подбросы», «Т-34» и сериал «90-е. Весело и громко»)
До распространения интернета, у бригадиров была своя база, которую они нарабатывали годами; они лично знали почти каждого человека. Сейчас все и проще, и сложнее. Когда набираешь людей по объявлениям, всегда есть риск, что кто-то не дойдет, или же придет кто-то не совсем адекватный. Здесь многое зависит от личного опыта.
Зачастую из-за недостатка финансирования студенты или дебютанты вынуждены набирать второй план самостоятельно. Они размещают объявления в социальных сетях, или на сайте «массовки.ру». В лучшем случае на объявления никто не откликается, в худшем — откликаются, но не приходят. Чтобы такого не случалось, собирайте второй план из своих друзей и знакомых или в специализированных группах.
Мотивация у каждого актера массовых сцен своя. У кого-то она больше финансовая, у кого-то — творческая. Это две ваши точки опоры, используйте их правильно. С финансовой мотивацией проще: нет работы — нет оплаты, нет дисциплины — нет оплаты. С творческой мотивацией сложнее. Здесь важно, чтобы каждый включился в процесс. Поставьте перед ними творческие задачи, предложите им придумать себе маленькую роль, создать своего персонажа.
Трейлер сериала «90-е. Весело и громко»
Но здесь есть и минусы: все вышеперечисленное требует времени. Зачастую, чтобы объяснить задачу одному артисту второго плана, может уйти десять минут. Это непозволительно много. Как здесь справляться? Ставьте общую задачу, а уже на дублях поправляйте индивидуально. Планирование — основа основ. Учитывайте любые мелочи. Сколько времени человек будет идти на площадку, сколько в туалет — все это влияет на съемочный график. Поэтому составьте подробный, продуманный и согласованный со всеми цехами план.
Среди актеров массовых сцен всегда есть люди, замотивированные на творчество. Найдите их и сделайте своими помощниками. Поставьте им задачу, и они будут держать всех остальных. Сложно запомнить каждого из трехсот человек по имени. Но есть уникальное обращение на «вы», и есть ваши помощники.
Приведу пару примеров из своей практики. В военной драме «Коридор бессмертия» мы каждый день в течение недели снимали по 200 актеров массовых сцен. Озеро Ильмень, холод, лед… Эти люди вставали в 4 утра и возвращались домой в 9 вечера. Они делали все абсолютно бескорыстно, в память предков, переживших блокаду. Вот это мотивация!
На «Т-34» мы подбирали типажей даже на второй план, и нам повезло: среди них было большое количество профессиональных актеров. Да, не удивляйтесь: среди вашей «массовки» может быть кто угодно, от артиста до академика. Даже ваш будущий работодатель. Помните про это, общаясь с ними.
Вместе с тем, на этом проекте нам пришлось объяснять, что такое, например, взрыв гранаты и какая в такие моменты рождается физика. Если бы у меня был выбор, я бы набирал на военные проекты только людей с реальной военной подготовкой. Спасибо постановщику трюков Александру Самохвалову, нашедшему время, чтобы объяснить задачу каждому артисту второго плана.
Закладывайте время на работу с артистами массовых сцен, ставьте перед ними простые задачи, отнеситесь к ним как к значимым участникам событий. Не скупитесь на комплименты, делайте замечания по делу. И тогда в кадре у вас будет второй план, поддерживающий основную линию сюжета.
Падалка Режиссер и ассистент по массовым сценам (фильмы «Адмирал» и «Братство»)
Чтобы смены прошли организованно, вам необходимо найти качественную массовку. Ведь бывает такое, что в массовку попадают наркоманы, алкоголики и те, кто просто не понимают, что происходит вокруг и не осознают, что съемки — это работа, а не развлечение.
Людям в массовке важно понимать, что им делать в каждый конкретный момент. Когда это доведено не до всех, и при этом на съемочной площадке слишком много народа, многие начинают делать не то, что нужно, а то, что им удобнее. Например, бегут, когда надо идти не торопясь.
Вообще, массовка бывает очень разная. Двести солдат — одна история, двести «гражданских» — другая. Если кино снимается на Кавказе — совсем третья. Поэтому, отличается и взаимодействие с актерами массовых сцен.
На Кавказе всегда надо очень тщательно фильтровать речь, не разговаривать эмоционально и не использовать ругань. Это объясняется особенностями местного менталитета. Если же речь идет, например, о солдатах, вести себя с ними можно прямо противоположным образом. Правда, солдаты приходят на съемки со своими командирами, которые сами доводят задачи до личного состава.
На «Адмирале» передо мной стояла задача объяснить солдатам, чем они отличаются от собратьев по оружию столетней давности, чтобы сделать их поведение в кадре достоверным. Мне не нужно было объяснять массовке все исторические нюансы (хотя без этого тоже не обошлось), от меня требовалось, чтобы они правильно действовали в кадре.
Обложка: кадр из сериала «90-е. Весело и громко» / пресс-служба СТС