Применима ли система Станиславского в кино в наши дни?


Роман
Языков


Режиссер (короткометражные фильмы «Геном», «Царапина» и «Лимб»)

Станислав
Либин


Режиссер (сериалы «Акушерка», «Без следа» и «Хорошая жена»)

Андрей
Канивченко


Режиссер (сериалы «Проба», «Разорванные нити» и «Сводная сестра»)

Илья
Шерстобитов


Режиссер ( фильм «Каникулы президента»)

Дмитрий
Файнштейн


Актер и режиссер-педагог («Мой лучший друг», «Моисей Коля» и «Кровь»)

Система Станиславского для актера — это как дисплей Retina для человеческого глаза. В теории можно придумать более сложную технологию или, наоборот, ее упростить, но глаз человека неспособен воспринимать большее качество картинки, а при ухудшении качества он видит ее дефекты.

Правду все ощущают одинаково, независимо от социального статуса, интеллекта или чувственного опыта. Система Станиславского — то, что помогает этой правды достичь. Поэтому лично для меня вопрос о ее полезности в кино даже не стоит.

Достоверное и осознанное переживание, включающее в себя знание прошлого персонажа, его целей, мелких проблем и особенностей, которые могут быть не включены в финальный монтаж, просто не сняты, а то и вовсе не написаны в сценарии, создадут ту самую чистую правдивую эмоцию. И эта эмоция станет мощным оружием самого актера и одной из чистых красок на палитре, которыми творится кино.

Достаточно посмотреть на подготовку Джека Николсона, одного из известнейших приверженцев системы Станиславского, к знаменитой сцене в «Сиянии». Сцена снималась не с помощью сложных приемов, в ней не было ярко выраженного светового состояния, сильно отличающегося от остального фильма. Но она стала легендарной, при том, что целиком держится на потрясающей актерской игре.
 

На съемках фильма «Сияние» (1980)

Применимы ли другие системы? Конечно. Система Чаббак и методика «замен» прекрасно подходят для рекламы, когда нужна ни к чему не привязанная слепая эмоция, либо эмоция, привязанная к товару, к которому, какие бы предлагаемые обстоятельства актеру ни были заданы, он не выработает особого честного отношения (к слову, большинство крупных брендов в своей рекламе отходят от того, чтобы персонаж реагировал непосредственно на товар, они делают товар источником человеческого взаимодействия).

Эпическая система Брехта или биомеханика Мейерхольда могут создать фильму совершенно неожиданный и непредсказуемый стиль. Но актера, который в полной мере реализовал бы этот подход, найти будет непросто. Поэтому, перефразируя замечательное высказывание про гельветику: «Станиславский — как воздух. Вы можете делать, что угодно, и выражаться, как хотите, но если собираетесь жить — он вам понадобится».

Наверх

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 


Обложка: Kyle Loftus

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.