«VR 360° — это рай для оператора-постановщика»
На площади Сити открылся первый в России VR-кинотеатр. Это серебряный куб с креслами, шлемами виртуальной реальности и единственным российским VR-фильмом, вышедшим в прокат — антиутопией Максима Диденко «Клетка с попугаями». Продюсеры проекта Сергей Корнихин («Как меня зовут», «Тряпичный союз») и Кирилл Алёхин («Добрый вечер», «q [джи]») рассказали, как снимать художественное кино в 360°.
Мода и жизнь
Если модные журналы начнут писать о съемочных технологиях, то VR 360° назовут «новым черным» — главным трендом сезона. Всем любопытен новый формат. Но мало кто понимает, как он работает. Да, очки можно собрать из смартфона и коробки для пиццы, а на рынке появились маленькие аккуратные камеры для съемки 360°: стоят дешево, выглядят как робот Валли. Но в YouTube сотни панорамных клипов, документальных фильмов, рекламных роликов. Включите почти любой. Через минуту вам станет скучно.
Почему? Киношколы учат управлять вниманием зрителя. Рамка кадра, перевод фокуса, монтаж. Смотри сюда, запомни это, склейка, крупный план, сверхкрупный, не отвлекайся! В 360° все эти манипуляции бесполезны. Зритель вертит головой, смотрит не куда нужно, а куда ему хочется. В итоге пропускает целые сцены и выпадает из сюжета. Для VR 360° многое нужно изобрести заново. Столетний опыт кинопроизводства здесь применим только отчасти.
«Сбербанк» и машина времени
Первый VR-фильм мы сняли прошлой осенью для проекта «1917. Свободная история» и «Сбербанка». Банк открывал исторический филиал на Арбате, и Герману Грефу пришла идея телепорта: заходите в отделение, надеваете шлем и перемещаетесь в эту же сберкассу в 1916 год. Главный герой короткометражки — конечно, вы. Вокруг разыгрывается история с участием Станиславского, Ахматовой, Маяковского, Шаляпина, царского офицера, попа и других вполне вероятных клиентов дореволюционного «Сбербанка» (все стоят в очереди за деньгами). Кто сможет развести семиминутную сцену без монтажа и киношных приемов? Мы перебрали десятки фамилий и предложили проект театральному режиссеру Юрию Квятковскому. Для него съемочная площадка — не кино, а подмостки.
На момент съемок никакого исторического отделения не было. В банке шел ремонт, старинная мебель лежала на складе, и прошлое можно было только нафантазировать. Мы выбрали просторный, 400 м², хромакейный павильон R-Studios. Построили декорацию: двери, конторки, большие напольные часы. Предполагалось, что за спиной у зрителя будет стена. А значит, реальный угол обзора — не 360°, а только 180°. Снимать планировали на два RED Dragon с широкоугольной оптикой. Но провели тесты и нашли такую комбинацию объектива и точки съемки, которая позволила работать одной камерой. Все важное попадало в кадр, остальное — потолки с богатыми люстрами, стены и Арбат за окнами, — дорисовали наши партнеры из Interactive Lab.
Правила и исключения
VR 360° — это рай для оператора-постановщика. У него две задачи: выставить свет и жать REC. Камера статична. Фокус крутить не надо. Править свет между сценами или переставляться — тоже. На съемке «Сбербанка» оператор Марк Зисельсон смеялся, мол, впервые ему платят за то, чтобы просто давить на кнопку. Хотя, конечно, есть масса нюансов. Как спрятать приборы, чтобы они не попали в кадр? Как бесшовно склеить кадры с нескольких камер? Как организовать плэйбэк? Многое приходилось придумывать на площадке.
Справочник «VR-кино для чайников» еще не написан, поэтому правила съемки мы составляли сами. Все важные события происходят рядом с камерой, в радиусе метр-полтора. Актеры должны взаимодействовать со зрителем: обращаться к нему с вопросами, заглядывать в лицо, предлагать подержать газету или зонт — именно это создает эффект погружения. В обычном сценарии действия и реплики пишутся только для действующих лиц. В сценарии для VR — для всех: куда бы вы ни повернулись, там должен быть экшн. Несколько сюжетных линий развиваются внахлест, каждый персонаж проживает за фильм свою маленькую жизнь. Если событий мало и заполнить ими все пространство не удается, можно слегка ограничить зрителя — стеной, препятствием или любым неинтересным для разглядывания крупным объектом. Лучше снять насыщенные 200°, чем вялые 360°. Наконец, фильм не может быть длинным. Предел — пять-семь минут. Кого-то в очках укачивает, кто-то просто устанет. Тянуть нельзя.
Фантастика и попугаи
Второй VR-фильм — «Клетка с попугаями» Максима Диденко, — нам заказали Москва-Сити и Lexus Dome. Это антиутопия о первых эмигрантах на Марс. Ночь, башни Сити буравят звездное небо, суетятся люди в халатах, а зритель сидит на кресле вроде пыточного и не сразу понимает, что с ним происходит. Хороший VR позволяет получить новый опыт, какое-то невозможное, но впечатляющее переживание. Поэтому лучше всего в 360° себя чувствуют документальное кино и фантастика. Очутиться на Северном полюсе или на арене во время боя быков, стать главным героем «Звездных войн» или сайфай-триллера — сегодня VR 360° это прежде всего аттракцион.
«Клетку с попугаями» тоже снимали в хромакее. Максим Диденко собрал прекрасный актерский состав (Риналя Мухаметова и почти всю мастерскую Брусникина). Было немного реквизита — криогенный гроб, шприц, электрошокер, волнистые попугайчики. Но все фоны, мерцающие башни Сити, звезды и нависающий кроваво-красный Марс (то есть примерно 80% фильма) нарисовали на постпродакшне. Вышло эффектно.
Порно и будущее
Мы продолжаем осваиваться в виртуальной реальности. В июле разработали тест-драйв для большого автобренда. К осени готовим большой VR-аттракцион. Написали сценарий короткометражного хоррора 360° и ищем партнеров.
На съемках VR-фильма «Клетка с попугаями» / Фото: Роман Галасун
По хайпу может сложиться впечатление, что VR — это огромный и сложившийся рынок. Десятками выходят проекты, в 360° снимают порно (вяло!) и полеты орлов (здорово!), каждые выходные здесь и там проходят показы. На самом деле почти все фестивали и курсы в России делает один человек — документалист и подвижник Георгий Молодцов. Есть десяток VR-студий, и все они еще учатся, тестируют, обкатывают технологии под каждый следующий проект. Новые камеры для 360° появляются каждые полгода (хотя для серьезных съемок по-прежнему собирают риги на базе Sony A7S ii или RED), постпродакшн становится проще — платформа развивается с космической скоростью. Но на орбиту пока не вышла. Первые игровые этюды в 360° сняли прошлым летом студенты одной киношколы. Первые коммерческие художественные фильмы — мы. Все только начинается.