Главная / Подборки / Надо видеть: любимые фильмы Стивена Спилберга

Надо видеть: любимые фильмы Стивена Спилберга

01. «Величайшее шоу мира» (Сесил Б. ДеМилль, 1952)

Это самый первый фильм, который я увидел. Мне было около пяти лет. Тогда  запомнилось лишь то, что там были слоны и крушение поезда, но вовсе не отношения героев Чарлтона Хестона и Бетти Хаттон или великолепное воплощение клоуна Джеймсом Стюартом. То есть я был впечатлен зрелищем, а не характерами, что для ребенка нормально. Но, возможно, это ключ к пониманию разницы между моими ранними фильмами, вроде «Челюстей», «Близких контактов третьей степени», и более поздними картинами.

02. «Война миров» (Байрон Хэскин, 1953)

Главное переживание, которое вызвал этот фильм в далеком 1953 году, — сильнейшее чувство ужаса. Именно так, напряжения и ужаса. Если не ошибаюсь, никогда прежде научная фантастика не добивалась такого эффекта.

03. «Годзилла, король монстров!» (Исиро Хонда, Терри О. Морс, 1956)

Долгое время это был самый мастерский фильм о монстрах, благодаря абсолютной убедительности того, что происходит на экране.

04. «Парень по имени Джо» (Виктор Флеминг, 1943)

Это был второй художественный фильм, заставивший меня плакать (если не считать историй о животных). Он вдохновляет, потому что говорит: пока ты живешь, ты должен делать все, что можешь, чтобы жить достойно!

05. «Лоуренс Аравийский» (Дэвид Лин, 1962)

«Лоуренс Аравийский» вдохновил меня заняться кино. Для меня это не столько фильм, сколько чудо. Все иллюзии, которые мы видим там, подлинны, созданы не спецэффектами, а с помощью оптики. Например, появление Омара Шарифа из миража было снято специально разработанным телефотообъективом. Многие подобные вещи из этой картины, которые были непонятны мне с технической стороны, подтолкнули меня углубиться в изучение кинопроизводства. Не менее удивительно, как Лину удалось соединить эпический масштаб истории и камерность.

06. «Маньчжурский кандидат» (Джон Франкенхаймер, 1962)

У Франкенхаймера монтаж доминирует над содержанием истории. Зато благодаря этому, посмотрев «Маньчжурского кандидата», я впервые понял, что такое монтаж. После этой картины я сделал несколько любительских 8-мм фильмов и принялся экспериментировать со склейками, удалением и соединением кадров, пробуя сделать всякие монтажные трюки.

07. «2001 год: Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)

Кубрик создавал нечто большее, чем фильмы. По сути, он создал среду существования моего поколения режиссеров. При этом он никого не копировал, а вот мы были обречены подражать ему. «Космическая одиссея» была своего рода Большим взрывом, вдохновившим наше поколение на космические гонки.

08. «Крестный отец» (Фрэнсис Форд Коппола, 1972)

После того, как впервые увидел «Крестного отца», я захотел оставить кинорежиссуру. Я почувствовал, что нет никакого смысла снимать дальше, потому что мне никогда не удастся достигнуть той степени достоверности, что была у Копполы.

09. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)

«Гражданин Кейн» для меня — это всё. И прежде всего — это символ смелости. Я имею ввиду смелость в подходе к созданию кино. Орсон Уэллс словно бы говорит этим фильмом: «Ты можешь добиться своей цели несмотря ни на что». Великое кино и одно из главных достижений американского кинематографа.

10. «Эта замечательная жизнь» (Фрэнк Капра, 1946)

Во всех моих фильмах есть доля гуманизма, необходимая для того, чтобы зритель мог ассоциировать себя с экранным героем. Я, правда, не снял свою «Эту замечательную жизнь». Пока что не снял. Но когда-нибудь обязательно это сделаю.

11. «Фантазия» (Бен Шарпстин и другие, 1940)

В «Фантазии» есть сцена, где Мать Ночь пролетает над мысом, закрывая дневное небо. Когда я был ребенком, я был уверен, что именно так и выглядит ночь — прекрасная женщина в плаще с темно-синими волосами и руками, простирающимися на многие мили в стороны. Она приходит из-за горизонта, накрывая вас черно-синим куполом. А потом происходит взрыв, и внезапно появляются звезды. Начало «Инопланетянина» я делал, задумывая его похожим на эту сцену в «Фантазии».

12. «Психо» (Альфред Хичкок, 1960)

После Хичкока никому не удалось достичь такого же уровня в умении рассказывать историю визуальными образами. Он создавал изображение, которое заменяло диалог или закадровые объяснения.

13. «Американская ночь» (Франсуа Трюффо, 1973)

Самый близкий мне фильм из всех, снятых Трюффо. «Американская ночь» лучше всего даёт понять, кем он был. А он был воплощением кинематографа.

14. «Русский ковчег» (Александр Сокуров, 2002)

«Русский ковчег» — один из моих любимых фильмов. Это 95-минутная картина, снятая одним кадром в музее Санкт-Петербурга. Не знаю, видели ли вы её, но к ней обязательно надо обратиться. Один кадр! Всего три дубля! Два первых были остановлены где-то на двадцатой минуте, но третий удался до конца. Полагаю, оператор чуть не умер там, пока держал стедикам. Зато какой уникальный опыт!

15. «Летят журавли» (Михаил Калатозов, 1957)

Один из моих самых любимых русских фильмов — «Летят журавли». Великое качество русского кино — мастерство в показе чего-то малого, глубоко личного, на фоне невероятной, огромной деятельности вокруг. Русские рассказывают историю одной любви, но окружают ее тысячами человек, лошадьми, артиллерией, взрывы сотрясают воздух. И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна. И вот еще: когда я вспоминаю русские фильмы, первое, что приходит мне в голову, — это даже не столько простор и зрелищность, но — поцелуи. Русские делают великие поцелуи в кино. И великие кадры, когда летят журавли, и крики в небе. Малая частность, но всегда окруженная простором, армиями и всем тем чрезвычайным, огромным, что и мне так нравится делать в кино.

Источники: AFI, CHUD, Filmmaker IQ, From Director Steven Spielberg, IMDb, Los Angeles Times, Patrick Wilfert, Scruffles, Steven Spielberg: A Biography, Steven Spielberg: Interviews, tvkinoradio.ru, Юрченко Е.С. — «Стивен Спилберг. Биография, составленная по работам американских писателей и журналистов»