«Что? Где? Когда?»: 40 лет прямого эфира

Аукцион авторской песни

По профессии создатель «Что? Где? Когда?» Владимир Яковлевич Ворошилов был театральным художником. В 1966 году его впервые пригласили на телевидение режиссером документального кино, но документалистика его не очень заинтересовала – Ворошилову всю жизнь нравилась игра. 

Владимир Ворошилов, автор и ведущий телевикторины "Что? Где? Когда?"
Владимир Ворошилов (в центре), автор и ведущий телевикторины «Что? Где? Когда?»

В 1968 году на телевизионные экраны страны вышла первая, придуманная им игровая программа – «Аукцион». Суть программы заключалась в ответах на вопросы о товарах народного потребления: пушнине, чае и прочем. Победители получали неплохие призы, вроде телевизора. Роль аукциониста-ведущего исполнял сам Ворошилов. 

Передача выходила в прямом эфире, записи Ворошилов не признавал. Он считал прямой эфир единственной формой существования настоящего телевидения. Именно это и сделало возможным ситуацию, с которой связано закрытие «Аукциона».

На шестом выпуске передачи ведущий пустил с молотка авторскую песню, открыв бардовскому движению дорогу на ТВ. После этого программу закрыли, а ее создателя перевели в разряд внештатников. Он получил практически запрет на работу на ТВ, и мог работать только инкогнито. Эта пауза и дала ему возможность придумать главную игру своей жизни – «Что? Где? Когда?».

Установка правил 

 

Первый выпуск игры вышел в эфир 4 сентября 1975 года «Что? Где? Когда?», к сожалению, его запись не сохранилась. Он представлял собой викторину, в которую играли две семьи – ни знатоков, ни круглого стола не было. Поиск формы продолжался несколько выпусков, и уже к 78 году шоу стало таким, каким привыкли его видеть современные зрители.

Ворошилов так и не простил телевизионному начальству своего изгнания из «Останкино» и никогда не снимал игру там. Сначала ее приютил маленький особнячок на улице Герцена, принадлежавший Райкому комсомола, затем – Совинцентр (ныне – Центр международной торговли), а с 1995 года «Что? Где? Когда?» снимается в Охотничьем домике в Нескучном саду. 

  

Ворошилов вспоминал: «Павильон, где снимается сегодня наша игра, когда-то был Охотничьим домиком. Здесь попивали чаёк, коньячок, поигрывали в карты, сама Пиковая дама – прообраз пушкинской героини – здесь бывала, на Висячем мостике неподалёку Тургенев написал «Первую любовь», Пушкин и Натали сюда захаживали, но в тот зимний вечер, когда я наткнулся на этот заколоченный павильон, – ничего этого я не знал. В то время там был негласный туалет, но при всём этом домик так торжественно стоял на мысу, и у меня ёкнуло сердце. Видимо, я почувствовал: это святое». 

 

Площадь зала в Охотничьем домике составляет приблизительно 30 метров, на которых во время игры умещаются 80-85 человек. Он кажется больше благодаря зеркальным поверхностям ниш, потолка, стола. Это идея художника игры «Что? Где? Когда?» Татьяны Сергеевны Беляевой. Она начинала работать над программой еще с Ворошиловым и продолжает отвечать за ее визуальный стиль до сих пор.

«Что? Где? Когда?» в деталях

Символ передачи

Символом интеллектуальной программы стала мудрая сова. В заставке передачи снималась, правда, не сова, а филин по кличке Филя. 

Девиз

Фраза «Что наша жизнь? Игра!» – цитата из «Пиковой дамы» Александра Пушкина.  

Игровой стол и количество игроков

Круглый стол создатели передачи выбрали по совету психологов — это удачная форма для  того, чтобы устраивать мозговые штурмы и находить правильные решения. Из тех же соображений было выбрано и число игроков – 6 человек.  

Волчок

Волчок

Одним из первых традиционных атрибутов в игре появился волчок «Скачущий всадник», выпускающийся на московском заводе «Красный пролетарий» с середины 1950-х годов. В первые годы существования игры его стрелка указывала не на конверт с вопросом, а на игрока, который должен был давать на него ответ.

Сейчас волчок почти не изменен: только утяжелено основание и приделана стрелка. Кстати, на самом деле волчок во время вращения не издает мелодию, которую слышат телезрители.
 

Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй — себе. Играл, не выходя из дома, дней десять.
В. Я. Ворошилов

Вопросы 

Вопросы

После первых выпусков вопросы знатокам, которые изначально Ворошилов придумывал сам, стали приниматься только от телезрителей. Периодически это вызывало немалые сложности: до развития электронной почты в редакцию передачи приходило до 50 000 бумажных писем в месяц, которые требовали огромного количества времени на обработку. 

Черный ящик 

Всего у создателей игры 4 черных ящика разного размера, которые находятся в редакторской комнате за игровым залом. Обычно их готовят заранее, но, к примеру, змею или живого утёнка в ящик загодя не положишь, поэтому иногда у редакторов игры есть всего 15-20 секунд на то, чтобы положить в него предмет вопроса, и отдать ящик распорядителю зала. 

Голос за кадром

Голос за кадром

Дикторская, откуда вещает господин ведущий, в Охотничьем домике находится напротив редакторской. Вход в нее запрещен даже сотрудникам телекомпании «Игра-ТВ», особенно – во время прямого эфира. 

Привычный всем голос за кадром изначально был придуман Ворошиловым как вынужденная мера – сам он не мог появляться на экране. Первые годы в титрах игры «Что? Где? Когда?» даже не было его имени. 

Сектор «Зеро»

Сектор "зеро"

Рассказывают, что однажды Владимир Ворошилов с Эльдаром Рязановым, который в то время вел популярную «Кинопанораму», – обедали вместе и заказали одинаковый суп. Рязанову подали суп с петрушкой, а Ворошилову – без. На что Рязанов сказал: «Володя, ну я же тебе говорил: появляйся в кадре – хоть траву будешь получать». Ворошилов в итоге придумал сектор «Зеро». Когда он выпадал, в зал выносился небольшой стульчик, на который садился Ворошилов и сам задавал вопросы знатокам. Сектора «Зеро» теперь в игре нет, зато есть 13-й сектор, в котором задаются вопросы, присланные телезрителями по Интернету во время прямого эфира.
 

Музыкальные паузы

Музыкальные паузы

Первое время музыкальные паузы в игре «Что? Где? Когда?» выходили в записи – это был единственный фрагмент передачи, который шел не в прямом эфире. Зато это были зарубежные клипы, которые в то время можно было увидеть только в двух передачах — в «Мелодиях и ритмах зарубежной эстрады» 1 января в 4 часа утра и в «Что? Где? Когда?». 

Живые музыкальные паузы появились в 1980-х годах. Более 20 лет их снимал оператор-постановщик «Что? Где? Когда?» Александр Фукс, получивший в 2001 году посмертно премию «ТЭФИ» как «Лучший оператор». Его называли «танцующей камерой», потому что когда на игре выступали артисты, Александр подходил к ним с камерой и начинал в ритм песни с ними вместе танцевать. Он был первым, кто снял со штатива пятнадцатикилограммовую камеру и взял ее на плечо.

 

Конец прекрасной эпохи

30 декабря 2000 года состоялся юбилейный эфир передачи, отмечавшей 25-летие. Он же стал последним выпуском с Владимиром Ворошиловым, который в прямом эфире поставил на кон существование «Что? Где? Когда?». 

 

У нас же с вами девиз: «Что наша жизнь? Игра!», давайте сыграем на жизнь. Если вы выиграете – программа остается в эфире, если вы проиграете – я закрываю программу и ухожу.  
В. Я. Ворошилов

 

Знатоки выиграли эту игру и спасли судьбу передачи, но Владимир Ворошилов из эфира все-таки ушел – в марте 2001 года его не стало.

Дальнейшее существование игры

В мае-июне 2001 года было решено провести летнюю серию игр, посвященную памяти Владимира Ворошилова. В ней участвовали лучшие игроки 1970-х, 1980-х и 1990-х годов. Главный вопрос серии игр был: «Быть или не быть программе «Что? Где? Когда?» без Владимира Ворошилова?». Для того чтобы игра продолжалась, знатоки должны были выиграть финальную игру серии, а телезрители должны были большинством голосов проголосовать за продолжение игры. Результат: финал знатоки выиграли со счетом 6:4, а телезрители проголосовали так: «Игре быть» – 74 819 человек (91 %), «Не быть» – 6 678 человек (9 %).

Борис Крюк

С мая 2001 года и по сей день игры  ведет пасынок Владимира Ворошилова, Борис Крюк. Соблюдая традицию, он уже 15 лет остается голосом за кадром и выходит из дикторской только в очень редких случаях.
 

Игра сопровождает человека от первых его дней и до последних. Игра делает нас добрее, лучше, а самое главное – она делает всех нас детьми, она делает всех нас моложе. Может в этом и есть феномен игры. 
В. Я. Ворошилов, «Феномен игры»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.