8 режиссеров авторского кино в Голливуде: от Фрица Ланга до Йоргоса Лантимоса

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

 

1Фриц Ланг

Фриц Ланг и его жена Теа фон Харбоу / Фото: Waldemar Titzenthaler
Фриц Ланг и его жена Теа фон Харбоу / Фото: Waldemar Titzenthaler

Фриц Ланг, главный режиссер немецкого кино немого и раннего звукового периодов, половину своей карьеры не без трудностей, но в целом весьма успешно провел в Голливуде. Эмигрировав в США после прихода нацистов к власти, он за двадцать два года снял двадцать два фильма, причем успел поработать почти на всех крупных студиях, а также как независимый продюсер.
Успешнее всего Ланг был в нуаре, который во многом сформировал, и в вестерне, который «научился любить». Но вот иные жанры, например комедии, давались туго, а неудачные опыты в этом направлении едва не стоили карьеры. Среди ключевых его голливудских картин стоит отметить «Ярость», «Женщину в окне» и «Большую жару». К середине 50-х студийное производство все-таки стало Ланга тяготить, так что он вернулся в Германию, где поставил еще два фильма.
 

2Жан Ренуар

На съемках фильма «Болотная вода» (1941) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Болотная вода» (1941) / Фото: 20th Century Fox

Имя Жана Ренуара часто можно обнаружить в списках ключевых режиссеров мирового кино, а его картины «Великая иллюзия» и «Правила игры» неизменно оказываются на вершине топов лучших фильмов всех времен. В 30-е годы во Франции он был одним из ведущих кинематографистов, однако в Голливуде, куда режиссер перебрался после оккупации страны нацистами, все равно пришлось крайне тяжело.

Ренуар долгое время не мог найти подходящие проекты, а также столкнулся с тотальным диктатом продюсеров. Например, Дэррил Ф. Занук, неудовлетворенный финалом картины «Мутная вода», выгнал Ренуара и нанял другого режиссера для пересъемок части фильма. В целом же шесть картин, снятых автором в Голливуде за десять лет, считаются самой неудачной страницей в его творчестве. Что характерно, как только Ренуар вышел из голливудской системы, он снял «Реку», один из своих шедевров.
 

3Роман Полански

Роман Полански на съемках фильма «Пианист» (2002) / Фото: Focus Features
Роман Полански на съемках фильма «Пианист» (2002) / Фото: Focus Features

Романа Полански за долгую жизнь куда только ни заносило. Благодаря этому он стал неотъемлемой частью польского, британского, французского, а также голливудского кино. В США он снял всего две, но зато самые важные свои картины: «Ребенка Розмари» и «Китайский квартал». Первая стала важной вехой в истории жанра хоррора, а вторая — возродила моду на нуар.
Увы, с США связаны и наиболее мрачные эпизоды биографии Полански. В 1969 году банда Мэнсона убила жену режиссера актрису Шэрон Тейт, а 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании несовершеннолетней и после суда бежал из страны. Тем не менее до сих пор режиссер продолжает работать с крупными голливудскими актерами.
 

4Пол Верховен

На съемках фильма «Она» (2016) / Фото: SBS Distribution
На съемках фильма «Она» (2016) / Фото: SBS Distribution

Уроженец Нидерландов Пол Верховен любопытен своим ироничным подходом к работе в Голливуде. Режиссер получил признание в Европе благодаря полуэротическим драмам, вроде «Турецких наслаждений». Переехав в США в середине 80-х, Верховен стал снимать фантастические боевики («Робокоп», «Вспомнить все», «Звездный десант»), триллеры («Основной инстинкт») и драмы («Шоугелз»). Каждую из этих картин можно охарактеризовать как лютый китч, потому как Верховен заостряет голливудские штампы и клише, но делает это намеренно.
В то время как одни принимают такой стиль за чистую монету, другие улавливают хитрый прищур режиссера и вместе с ним посмеиваются над Голливудом. В 2000-х Верховен вернулся в Европу, и после этого его творчество стало заметно серьезней.
 

5Андрей Кончаловский

Кадр из фильма «Рай» (2016) / Фото: DRIFE Productions
Кадр из фильма «Рай» (2016) / Фото: DRIFE Productions

Отечественных режиссеров, кому довелось поработать в Голливуде, не так много. Выделим Андрея Кончаловского, проведшего в эмиграции в США все 1980-е годы. За десятилетие он успел поставить на разных киностудиях шесть полнометражных картин: четыре малобюджетных драмы и боевики «Поезд-беглец» с Джоном Войтом и Эриком Робертсом и «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом. Правда, с последнего проекта Кончаловский со скандалом ушел прямо во время съемок, не выдержав давления продюсеров и окончательно разочаровавшись в голливудской системе кинопроизводства. То, над чем Верховен смеялся, Кончаловский не мог терпеть. Так или иначе, зарубежный опыт работы закрепил за Кончаловским статус одного из главных русских режиссеров в мире.
 

6Энг Ли

На съемках фильма «Халк» (2003) / Фото: Universal Studios
На съемках фильма «Халк» (2003) / Фото: Universal Studios

Тайваньца Энга Ли можно назвать, с одной стороны, режиссером-хамелеоном, поскольку у него нет собственного ярко выраженного стиля и он комфортно чувствует себя с любым материалом и в любом жанре, будь то психологическая драма или супергеройский экшн. Вместе с тем, он — один из тех режиссеров (подобных, например, Джеймсу Кэмерону), кто активно работает с новейшими достижениями технологий, добиваясь подчас фантастических творческих результатов. Вспомним его «Жизнь Пи» (прорывная картина по масштабу и уровню использования визуальных эффектов) или «Долгую прогулку Билли Линна в перерыве футбольного матча» (снятую с кадровой частотой в 120 кадров в секунду; фильм, правда, с треском провалился).

Между тем, любопытно, как Ли закрепился в Голливуде. Сначала он отправился в США для изучения режиссуры (среди его сокурсников был Спайк Ли), затем вернулся в Тайвань, где работал над семейными драмами и комедиями. Они-то и сделали ему имя — Ли два года подряд номинировался на «Оскар» в категории лучших иностранных картин с комедиями «Свадебный банкет» и «Ешь, пей, мужчина, женщина». Такой успех вкупе с обучением в США и пониманием голливудской системы обеспечили режиссеру приглашения крупных студий.
 

7Алехандро Гонсалес Иньярриту

На съемках фильма «Выживший» (2015) / Фото:  20th Century Fox
На съемках фильма «Выживший» (2015) / Фото:  20th Century Fox

Выходец из Мексики Алехандро Гонсалес Иньярриту начал режиссерскую деятельность, сразу утвердив собственный мощный и уникальный стиль: размашистое драматичное кино с большим количеством героев, сюжетных линий и серьезным экзистенциальным посылом. Первой же картиной, «Сука-любовь», Иньярриту удалось привлечь к себе внимание, и дальше режиссер работал в Голливуде, причем каждый раз делая свои проекты все более и более амбициозными.

В «21 грамме» и «Вавилоне» он развил концепцию нелинейной драматургии и переплетения сюжетных линий. «Бердмэн» стал грандиозным опытом по имитации однокадрового кино. А монументальность постановки «Выжившего» потрясает до сих пор и, в общем-то, заслуженно сделала Иньярриту одним из главных героев 2016 года. Ждем новых, наверняка еще более грандиозных проектов, а в этом году следим за другом и земляком Иньярриту Альфонсо Куароном, тоже своим и очень успешным человеком в Голливуде.
 

8Йоргос Лантимос

На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures
На съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Йоргос Лантимос — один из самых специфических режиссеров, когда-либо работавших в Голливуде. Настолько нетрадиционным кажется подход грека к драматургии, выбору тем, визуальному стилю, работе с актерами. Сотрудничает он, правда, с не очень большими студиями, зато с большими голливудскими звездами, вроде Колина Фаррелла, Николь Кидман, Эммы Стоун и Рэйчел Вайс. И в США это ценят. Об этом говорят целых десять номинаций «Фаворитки» на «Оскар», в том числе за «Лучший фильм».
 


Обложка: на съемках фильма «Фаворитка» (2018) / Fox Searchlight Pictures

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.