Снимается кино: «Курчатов»

Королёв снимает «Курчатова». Или наоборот

Мы идем по длинным пустынным коридорам НИИЯФ МГУ (об этой смешной аббревиатуре ниже) с режиссером фильма «Курчатов» Александром Королёвым. Для того, чтобы как-то избавиться от раздражающего эха наших шагов, я делаю попытку завязать разговор:

— Тебя, наверное, уже достали шуткой «Королёв снимает Курчатова» или «Курчатова снимает Королёв»?

— Да нет, — ухмыляется Саша. — Ты первый.

Режиссер улыбается до боли знакомой улыбкой и, наконец, смеется: «Действительно, смешно». Попытка начать разговор удалась.

Режиссер Александр Королев на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Александр Королёв на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Итак, за окном осень в самом своем наилучшем виде. Никогда не умел расписывать яркие пейзажи, поэтому скажу так: солнце, желтая листва, «роняет лес багряный что-то там». Короче, все красиво. Мы с режиссером шагаем по страшному пустому (наберите в грудь побольше воздуха) Научно-исследовательскому институту ядерной физики имени Д.В. Скобельцына Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Выдохнули: так и расшифровывается, как будто вышедшая из книжек братьев Стругацких, аббревиатура НИИЯФ МГУ.

Что мы забыли в этом странном месте? Все просто. Мы делаем то, что умеем лучше всех, — снимаем кино! Короткометражное, но уже на уровне названия («Курчатов») предполагающее масштаб и таинство.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Фильм, несмотря на небольшой хронометраж, снимается давно и с большими перерывами, которые объясняются тем, что отчасти деньги на него собирались с помощью одной из краудфандинговых платформ. В его основе — не самый известный рассказ Айзека Азимова. Да-да, мы и сами в шоке: как из новеллы классика современной литературной фантастики может вырасти фигура легендарного отца советской атомной бомбы Игоря Васильевича Курчатова? Рассказывает сам режиссер, генеральный продюсер и соавтор сценария Александр Игоревич Королёв:

— Это был конец 2018 года, я сидел и думал: ну, блин, 2018-й год, я же поставил себе цель снять фильм в этом году. У меня случилась неприятная история с несостоявшимся полным метром, я готовился к нему несколько месяцев, меня уволили, заплатили деньги, но об этом позже.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Так что я не стал заморачиваться, размышлять о сверхидее. А решил взять первую же короткую историю, которая мне понравится, и в этот же момент чихнул. Это хороший знак! (смеется) Дальше стал думать, какой автор? Пришел в голову Айзек Азимов. Почему он, откуда? Я сроду никогда не считал его своим любимым автором. Он есть у меня на полке, но я больше Брэдбери читал. И тут опять чихнул! Выбрал одну короткую историю, которую я потянул бы по бюджету, собрал команду, месяц на подготовку и понеслось.

— Правда, что этот рассказ — «Выведение человека»?

— Нет. Я не буду называть, какой рассказ я взял, иначе будет неинтересно. Скажу лишь, что это не самый известный рассказ Азимова. Он абсолютно не хайповый, очень старый, его мало кто знает.

— Ну хотя бы вкратце сюжет можешь рассказать? Хотя бы завязку…

— Да, конечно, это нужно. В секретном научно-исследовательском институте, где работает Курчатов, счетчики радиации перестают регистрировать радиационный фон. Отказывает сначала один счетчик, потом другой и так далее, пока не отказывают абсолютно все во всем здании. И Курчатов начинает подозревать, что это заговор западных шпионов.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Насколько я помню творчество Азимова, там много диалогов и размышлений о человечестве, о морали.

— Да, совершенно верно. Мы с отцом написали сценарий, адаптировали его под Советский Союз, потому что то, что там происходит, могло случиться с Курчатовым. Причем Курчатов у меня абсолютно не такой, как мы привыкли его видеть на картинах, он без бороды, в очках, но курит. Оно происходит без привязки ко времени, но стилистически мы понимаем, что это некое советское прошлое.

 

Достойный сын достойного отца

Теперь о том, почему улыбка и даже голос Королёва нам так кажутся знакомыми: отец начинающего режиссера — не кто иной, как музыкант, поэт и тоже кинематографист Гарик Сукачев.

— Я читаю твой послужной список на одной из баз данных в интернете. Там указано, что ты и режиссер, и монтажер, и актер.

— Да ну! Какой я актер! По профессии я режиссер монтажа, а как актер я… Ну, снялся у отца в его фильмах «Праздник» и «Дом Солнца», в сериале каком-то и несколько раз у Саши Котта. Поэтому я никакой не актер, я парень, который мимо проходил.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Профессионально я учился на режиссера монтажа в AFI (The American Film Institute), это очень известный институт в Калифорнии, где учились Даррен Аронофски, Дэвид Линч, мой любимый Терренс Малик и много других известных людей.

— То есть ты сознательно выбрал американское высшее образование?

— А как по-другому? Родители сказали: «Хочешь? Езжай поступай». Глупо было бы отказываться. Как нормальные родители, они дали высшее образование своему (посмеивается) чаду.

— Почему, отучившись в США, ты не сразу пошел в большое кино, а довольствуешься короткометражками?

— У меня не сросся полный метр, и, если быть с тобой полностью откровенным, я разругался с продюсерами за неделю до съемок и уволился.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Это можно использовать в репортаже?

— Не только можно, а нужно. Просто не хочется делать плохо, чтобы потом тебя обсуждал Bad Comedian. Продюсеры, вероятно, очень сильно хотели этого, и они непременно попадут в его разбор. Я не буду называть имена и фамилии, назовем это «творческими разногласиями», тем более что картина уже снята, но я ее не видел. Возможно, получилось хорошо, ее снял в итоге весьма приличный режиссер. Но продюсеров я считаю непрофессионалами, а они, наверное, считают меня непрофессионалом. Таких историй много.

— Чему тебя научили в США?

— Это очень большой и непростой разговор. Просто если сравнить их индустрию и нашу — разница колоссальная. У них она в разы больше. Эта такая огромная махина, которая работает, как часы.

Возвращаясь к моему увольнению из полнометражного проекта: я прекрасно знаю, как должны работать все департаменты, кто за что должен отвечать. Что можно требовать от режиссера и что можно требовать от самого себя. Поэтому когда люди спрашивают у меня о той работе, которой я не должен заниматься, которая не входит в зону моей ответственности, я посылаю их на три буквы. Продюсеры по своей неопытности очень часто пытаются свалить свои косяки на режиссера и на всех остальных.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Непрофессионализм — большая беда для всей нашей страны. И не только в кино, а везде. Я учился среди лучших, среди будущего Голливуда. Мне читали лекции Спилберг, Содерберг, Херцог и так далее, поэтому я прекрасно знаю, как должна работать махина под названием кинопроизводство. Сейчас я пытаюсь научить этому наших ребят, развивая индустрию в нашей стране. Мне плевать на Америку, я люблю Родину, мне нравятся наши люди, я делаю истории про наших людей.

— Да ты крут!

— Я на самом деле считаю, что наша нация, наша страна — самая великая на Земле.

Актер Юрий Анпилогов на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Актер Юрий Анпилогов и исполнительный продюсер Марина Головина на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

О том, что Королёв действительно крут, нам расскажет исполнитель заглавной роли Юрий Анпилогов, для которого «Курчатов» — уже второй опыт сотрудничества с Александром: «Мне было интересно еще раз поработать с Сашей Королёвым. Это сейчас большая редкость в кино, когда режиссер очень ответственно подходит к работе, выверяет каждый кадр, долго выставляет свет на актера. Для Саши важен каждый поворот головы. Кино получается очень красивым».

 

Циклотроны, физики-ядерщики и счетчики Гейгера

Само помещение НИИ пугает своей фактурой, как сцены из американского сериала «Чернобыль». Даже сторож кажется «облученным», что уж говорить об аппаратуре. Рассказывает художник-постановщик Павел Яновицкий: «Мы не только используем помещение НИИЯФ МГУ для воссоздания эпохи, но и ищем реквизит, привозим его с собой. Печатные приборы, счетчики Гейгера и другие предметы того времени.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

У нас фильм про ученых, но и фантастический тоже. Отсыл к фильмам 1960-х годов, поэтому было принято решение сделать изображение черно-белым. Оно получается более графичным. Отчасти это даже напоминает нуар».

Ему вторит Юрий Анпилогов:

— Мы пришли сегодня в научно-исследовательский институт ядерной физики, и здесь ремонта давно не было! Стены еще держат этот дух. Сейчас, когда везде запрещено курить, даже на балконах, здесь я вижу рабочие пепельницы! Ими пользовались еще вчера! Это же физики, люди, живущие в другом мире.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Мы, конечно, смотрели старые наши фильмы с Баталовым, Смоктуновским. Идея ведь не в том, что мы изобрели что-то новое. Физики не думают о материальном, им важнее совершить какое-то открытие.

— Почему мы так часто сегодня смотрим назад, в 1950-е и 1960-е годы?

— Потому что тогда было хорошее кино. А сейчас оно стало сдавать свои позиции. Поэтому так часто обращаемся к великим мастерам. У нас замечательный оператор, который не допустит, чтобы кадр был плох по картинке. Сейчас ведь как снимают: задымляют по фонам и все. (смеется)

Художник-постановщик Павел Яновицкий на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Художник-постановщик Павел Яновицкий на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Здесь же еще важен формат короткого метра, сериальная история не пройдет. Здесь все емко и выпукло. С Сашей Королёвым соглашаются с радостью работать очень серьезные актеры: Василий Мищенко, Михаил Горевой, Яна Сексте. Наша история же не только про опыты, она еще и про отношения в семье, как жена Курчатова поддерживает мужа.

— При подготовке к съемкам вам было важно сходство с реально существовавшим Курчатовым?

— Нет. Такой задачи режиссер не ставил. Нам было важно показать внутренний мир ученого. Курчатов — это некий обобщенный образ физика. Мы старались изобразить увлеченность этих людей. Физики же отличаются от математиков, а те, в свою очередь, — от биологов и так далее. Это разные миры. Мне, в каком-то смысле, было легче — я закончил физико-математическую школу с золотой медалью.

По поводу возможных ляпов в этом чуть ли не научном фильме мы снова подходим к Королёву, сидящему за плейбэком.

Режиссер Александр Королев на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Александр Королёв на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Ты сам разбираешься во всех этих циклотронах и прочих непонятных простому земному человеку словах?

— «Домашку» свою я выполнил, как любой нормальный режиссер. Подготовился, тем более что у меня для этого было много времени.

Сегодня мы снимаем первую сцену, начало фильма. Для меня важно, чтобы все научные термины были точными. Физика имеет много подкатегорий, у нас же тема фильма связана с ядерной физикой, очень важно достоверно воссоздать быт ученых-ядерщиков.

— Есть ли консультанты на съемках?

— У нас сегодня присутствуют люди, которые помогают с локациями. Надо еще поблагодарить заместителей директора НИИЯФ МГУ Василия Александровича Копытова и Дмитрия Олеговича Еременко, спасибо им за помощь. Потом у меня близкий друг — человек, очень хорошо разбирающийся в ядерной физике.

 

Черно-белое кино, 4:3, краудфандинг

«Курчатов» будет снят по всем правилам «старого» кино, о котором говорил Анпилогов. По словам Королёва, главным референсом стало, конечно, «9 дней одного года», который был засмотрен до дыр. Пересматривался даже Алексей Герман, а из зарубежных — много черно-белых классических драм, вроде, «Третьего человека» и даже «Печати зла».

У фильма будет соотношение 4:3 и, разумеется, черно-белое изображение. Мы находим время, чтобы поговорить с оператором-постановщиком Данилой Горюнковым.

Оператор-постановщик Данила Горюнков на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Оператор-постановщик Данила Горюнков на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Вы сразу снимаете в ч/б?

— Я контролирую ч/б только по монитору, но снимаем мы цветной материал. Слежу за тенями, полутонами. А так, цвета у нас не активные здесь, поэтому больше внимания уделяем яркости и теням.

RED Epic помогает нам сделать современную стилизацию. Он дает жесткие кадры, но мы используем мягкие фильтры. У меня задача сымитировать изображение, наподобие старой пленки, но с учетом современных стандартов с помощью современного света.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Мне нравится формат 4:3, это дает более стилизованную картинку под старое кино. Мне доставляет удовольствие работать с этим форматом. Это интереснее. Хотя сейчас многие снимают на 4:3, в основном, в видеоклипах, это становится модным.

Много дел и у художника по костюмам Ксении Юдаевой. Так как в кадре почти постоянно находятся люди в белых халатах, ее основной целью было отфактуривание деталей и работа над текстурой тканей.

Художник по костюмам Ксения Юлаева на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Художник по костюмам Ксения Юдаева на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

На вопрос будет ли на посте искусственно «состаренное» изображение, отвечает режиссер:

— Зерна хотелось бы добавить. Но не уверен, что это будет просто из-за съемок на самую разную оптику: берем, что дают. Денег же у нас не так много, вот и выбора тоже.

— Кстати, о деньгах. Вы запустили краудфандинг для сбора денег на фильм. Вот, честно, я вообще не верю в эти все «кикстартинги» и прочие платформы. Вы что-то собрали с этой кампании?

— Да, собрали, и даже больше, чем нужно. Но я тебя понимаю. Просто я еще на первой своей короткометражке, «Забытое», использовал краудфандинг, на который меня вдохновил успех фильма «Рыба моя». Это платформа, с помощью которой ты доказываешь, что фильм есть, работа идет. А не какая-то мутная история, вроде «переведи мне денег на карту».

Не надо стесняться просить. Мы сидели и всем своим друзьям в Фейсбуке, в Вконтакте, в Инстаграме писали, звонили, просили помочь. Если не деньгами, то хотя бы репостами. Я понимал, что это непросто, что этим нужно заниматься, но очень много людей мне помогли, я всем очень благодарен.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Какой бюджет у «Курчатова»?

— Я точно сейчас не скажу, но без поста, без цветокора, без графики пока что выходит около полутора миллионов рублей. Из них ровно половина денег и даже больше — это мои сбережения. Моя совесть чиста перед инвесторами. Никто не говорит, что «вот у него там известный папа!» У меня каждый рубль честный. Мы обязательно будем устраивать бесплатную премьеру, с фуршетом, бухлишком, как полагается.

— О! Позови нас!

— Обязательно! Это обязательное условие, мы позовем всех, вне зависимости от того, кто сколько пожертвовал. Мы создаем искусство, никто на этом не наваривается. Я на прошлой своей картине ничего не заработал. Такой задачи у меня не стоит, я не ради денег этим занимаюсь.

— Ты часто идешь на компромиссы в работе?

(смеется) Вот сегодня иду на компромиссы с оператором. Благодаря тому, что я получил образование режиссера монтажа, то с таким опытом я примерно понимаю, от чего можно отказаться и от чего нельзя. Потом это выходит лучше для фильма, если убирать какие-то сцены, что-то менять, переписывать диалоги на ходу. Процесс создания — это самый «фан» для режиссеров. Я до сих пор не считаю себя полноценным режиссером, глядя на стенку с дипломами и наградами, я чувствую себя странно. Я обычный парень из Тушино.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Павильоны и ч/б упрощают или усложняют съемки?

— Да ни хрена они не упрощают. Сложно все и везде, вне зависимости от того, где ты снимаешь и на что. Все разное, везде свои условия.

Время выхода фильма пока не известно. Но когда мы закончили интервьюировать съемочную группу и вышли из института, появилась новость о том, что все деньги на завершение съемок и пост-продакшн найдены и собраны. Вот такой вот «Королёв снимает Курчатова» получился.
 

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

 


Обложка: на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.