Рецензия на российский “Оторви и выбрось”
Кирилл Соколов выпустил вторую картину, которая продолжает в чем-то тематику дебютной работы. Оторви и выбрось фильм посвящен теме насилия в семье, в том числе и психологического. Режиссер продолжает двигать рамки этакого развеселого кинематографа, к которому имеет особую слабость.
Краткий сюжет
Оля отсидела 4 года в тюрьме за нападение на сожителя. Женщина решила начать новую жизнь, но сначала ей нужно забрать дочь у родной матери. Когда-то Вера Павловна своими методами воспитания уже сломала жизнь своей дочке, поэтому Оля боится, что это повторится и с Машей. Ей нужно встретиться с мужчиной, с которым она переписывалась, затем перебраться в большой город, найти работу, чтобы обеспечить себя и дочку. Вот только бабушка не верит в подобное развитие событий. Она уверена, что из Маши выйдет толк, но не с Олей. Поэтому она готова на все, чтобы вернуть ребенка. Вера Павловна нанимает бывшего сожителя дочери и полицейского в отставке Олега. Он волен поступать так, как потребуют обстоятельства. Таким образом, развивается прежняя тема, которая затрагивалась режиссером в первом фильме Папа, сдохни, только теперь события переносятся из квартиры на российские просторы.
Как проработаны персонажи
Персонажи фильма до конца не воспринимаются настоящими. И нельзя точно определить, было ли это сделано намерено, либо какие-то части фильма просто не удались. Герои обитают в излишне постановочной среде. Понятно, что у режиссера Кирилла Соколова существует определенный стиль, которому он следует. Он намеренно использует яркие краски, доводя сену до гротеска. Трава сочно-зеленая, кровь поярче. Но это все заворачивается в излишне глянцевую обертку и в довольно странных декорациях. Если главные героини взывают спорные чувства и выглядят порой инородными персонажами в фильме, посвященном развитию их сюжета, то второстепенные проработаны более детально и вызывают интерес.
Оторви и выбрось (2022) демонстрирует понятную и интересную сюжетную линию работников исправительного учреждения: надзирательницы тюрьмы и ее сына, который здесь же служит охранником. Здесь режиссеру удалось найти баланс между комичностью и серьезностью образа персонажей. Несмотря на то, что для них реальность давно стала искаженной, они перестали отличать простую жизнь от существования в стенах тюрьмы, охранники способны осознать свои ошибки, принять их. Они оказываются зачастую мудрее, чем их заключенные.
Единственным героем, который вызывает здесь сочувствие и симпатию, является Маша. Она поневоле втянута в бессмысленные разборки двух женщин, которые пытаются отомстить и навредить друг другу, используя ее в качестве основного средства. Только Маше удается каким-то образом сохранить здравый рассудок в мире, где у каждого своя правда, собственное представление о мире и за него они готовы биться до последней капли крови, желательно крови соперника.
О юморе в фильме
Юмор оставляет желать лучшего. Складывается впечатление, что он здесь был просто лишним. Сортирный юмор сбивает с толку. Складывается ощущение, что он здесь был вставлен искусственно и не играет никакой роли. Поэтому фильм сложно расценивать как черную комедию. Юмор для этого слишком простой и плоский. Шутки часто скатываются в банальные пошлости, которые лишь вызывают недоумение. Юмор часто смотрится, как череда как бы приколов, которые автор вставляет в фильм наугад. Вот мать с дочкой кубарем летят с пригорка вниз через лес, попутно ударяясь всеми частями тела. Затем просто встают и идут дальше. Есть ощущение что делалось это шутки ради, но только зритель не всегда понимает, зачем это было сделано. Иногда шутки и вовсе обесценивают сюжет. Трудно в полной мере оценить, смешно это или нет, ведь чувство юмора у всех разное. Обещали комедию в стиле Тарантино, получилась стандартная ситуативная комедия. Если разбивать картину на части, то можно отыскать моменты, где юмор был уместен и поддерживал общую атмосферу фильма. Но создателям так и не удалось найти равновесия, идеальных пропорций.
Актерская игра
В общем, актеры справились с поставленной перед ними задачей. Они играли ровно то, чего от них хотел режиссер. Но, стоит отметить несколько работ актеров, которые превзошли остальных и на их фоне заметно выделялись, украшая картину. Фильм открыл талантливого подростка Софюи Круговую. Дебютантка во многих сценах выглядела намного убедительнее. Практически в каждой сене она с легкостью перетягивала на себя внимание. Ни один взрослый не смог соперничать с исполнительницей роли Маши.
Еще одним открытием стал Александр Яценко. Роль в фильме Кирилла Соколова находится вне его привычного амплуа. Актер редко играет комедийные роли, а здесь он выглядел колоритно, смешно. Это такой неудачник, типичный для русской глубинки, который при этом хочет доказать окружающим свою значимость и важность. Отчего выглядит еще более жалким. Александр Яценко прекрасно справился с ролью. Хочется даже, чтобы он чаще снимался в комедиях. Это жанр, оказывается, очень даже ему подходит. Он в нем смотрится гармонично. Возможно, он сможет открыть в себе новые грани и неизведанные таланты.
Резюме
Оторви и выбрось получил разнообразные отзывы критиков и зрителей. Как подобает вторым детищам, которые следуют за триумфальным дебютом, картина получилась противоречивой и не дает возможности сформулировать однозначного мнения о ней. С одной стороны, довольно интересный сюжет, а рамках которого затрагиваются многие важные темы современности: домогательства, семейный абьюз, конформизм, нежелание меняться, феминизм. Явно прослеживается насмотренность режиссера, особенно в попытках подражать своим кумирам. Но, с дугой стороны, далеко не все идеи и не все шутки смогли достигнуть поставленной цели. Слишком много стилей намешано, зритель теряется и уже плохо соображает, что происходит. Просматривается множество интересных идей и задумок, которые режиссер и его команда не смогли решить. При просмотре фильм вызывает интерес, но быстро забывается после окончания сеанса.