Коко Шанель – первая из великих кутюрье XX века, проявившая интерес к кинематографу. В начале 30-х годов она была приглашена в Голливуд, где Сэм Голдвин надеялся с помощью имени модельера привлечь в кинотеатры новую аудиторию. Однако дальше пары-тройки картин сотрудничество Шанель со студией Голдвина не ушло. При солидном гонораре в $1 млн., Великая Мадемуазель была разочарована Голливудом, и называла его с тех пор не иначе как «мировой столицей дурного вкуса».
Кадр из фильма Сегодня ночью или никогда (Мервин Ле Рой, 1932)
В то же время модельер оказалась востребована мастерами европейского кино. Поэт и художник Жан Кокто пригласил Шанель поработать над костюмами в своем сюрреалистическом дебюте «Кровь поэта». А чуть позже Шанель приняла участие в создании «Набережной туманов» Марселя Карне и «Правил игры» Жана Ренуара, ставших вершинами кинематографа поэтического реализма.
Кадр из фильма Набережная туманов (Марсель Карне, 1938)
Спустя 20 лет строгий и элегантный стиль Шанель оказался востребован представителями нового поколения французских кинематографистов. Луи Маль привлек кутюрье к работе над «Любовниками» с Жанной Моро, а Ален Рене – к еще одной сюрреалистической фантазии «В прошлом году в Мариенбаде».
Кадр из фильма В прошлом году в Мариенбаде (Ален Рене, 1962)
Эльза Скиапарелли
Более активно, чем Шанель с кинематографистами сотрудничала ее постоянная соперница Эльза Скиапарелли. Мастер провокации и эпатажа, она помогла создать яркие образы почти в трех десятках картин, среди которых «Дамы Булонского леса» Робера Брессона и «Мулен Руж» с Жа Жа Габор.
Кадр из фильма Мулен Руж (Джон Хьюстон, 1952)
На протяжении десятилетий постоянным клиентом Скиапарелли оставалась Мэй Уэст. За примерами сотрудничества эксцентричной звезды и модельера можно обратиться к голливудскому хиту 30-х годов «Каждый день праздник».
Кадр из фильма Каждый день прадзник (Эдвард Сазерленд, 1937)
Кристиан Диор
Кристиан Диор, благодаря стилю New Look вернувший в моду послевоенной Европы истинную женственность, оказался востребован как французскими кинематографистами, так и их коллегами из Голливуда. Наиболее примечательной работой модельера стали изысканные костюмы Марлен Дитрих в фильме Альфреда Хичкока «Страх сцены». В дальнейшем Диор становится востребован такими мастерами как Жан-Пьер Мельвиль, Витторио Де Сика и Марсель Карне.
Кадр из фильма Страх сцены (Альфред Хичкок, 1950)
Одной из последних работ Диора в кино стали откровенные наряды Авы Гарднер в фильме «Маленькая хижина», спровоцировавшие немало споров в пуританские 50-е.
Кадр из фильма Маленькая хижина (Марк Робсон, 1957)
Юбер де Живанши
Пара Юбер де Живанши и Одри Хепберн стала, пожалуй, самым известным и долголетним – почти 40 лет – союзом модельера и киноактрисы. Именно Живанши создал аристократичные и утонченные костюмы Хепберн в таких хитах как «Сабрина», «Забавная мордашка», «Как украсть миллион» и, конечно же, «Завтрак у Тиффани». Маленькое черное платье актрисы в последнем фильме стало одним из самых культовых нарядов XX века.
Кадр из фильма Завтра у Тиффани (Блейк Эдвардс, 1961)
Ив Сен-Лоран
Не менее известная пара чем Хепберн-Живанши – Катрин Денев и Ив Сен-Лоран. Для продолжателя традиций Диора и автора стиля унисекс Денев была источником вдохновения на протяжении многих лет. Созданные Сен-Лораном для актрисы в разные десятилетия костюмы из картин «Дневная красавица» Луиса Бунюэля, «Сука» Марко Феррери и «Голод» Тони Скотта позволяют проследить, как с течением времени менялись подходы модельера к выражению сексуальности, женственности и аристократизма.
Кадр из фильма Голод (Тони Скотт, 1983)
Пако Рабан
Пако Рабан, одним из первых занявшийся изготовлением костюмов из «современных материалов», вроде пластика и металла, пришелся очень кстати на новом витке эволюции жанра фантастики в конце 60-х годов. Созданные им провокационные наряды Джейн Фонды в фантастической комедии «Барбарелла» стали символом сексуальной революции и оказали влияние на бесчисленное количество картин как фантастического, так и эротического жанров.
Кадр из фильма Барбарелла (Роже Вадим, 1968)
Ральф Лорен
Ральф Лорен, один из главных модельеров, совершенствовавших мужской стиль и внедрявших его в женский гардероб, делал это и посредством кино. Созданные им мужские костюмы для «Великого Гэтсби» с Робертом Рэдфордом породили целый «стиль Гэтсби». А причудливый «мальчишеский» наряд Дайан Китон в мелодраме Вуди Аллена «Энни Холл» повлиял на формирование женского стиля tomboy.
Кадр из фильма Энни Холл (Вуди Аллен, 1977)
Джорджо Армани
Джорджо Армани – еще один гуру мужской моды, востребованный кинематографом. Такую славу за модельером закрепила серия элегантных костюмов, подготовленных им для Ричарда Гира в криминальной мелодраме Пола Шредера «Американский жиголо», а также для актерского состава гангстерской саги «Неприкасаемые». Среди других работ Армани гардеробы Кристиана Бэйла в «Темном рыцаре» и Брэда Пита в «Бесславных ублюдках». Строгие костюмы зловещей Джоди Фостер в «Элизиуме» тоже принадлежат Армани.
Кадр из фильма Американский жиголо (Пол Шредер, 1980)
Нино Черрути
Все помнят нескромное белоснежное платье Шэрон Стоун в «Основном инстинкте». Благодарить за этот и другие броские наряды актрисы в фильме необходимо модельера Нино Черрути. Костюмы его лаконичного, но вместе с тем провокационного стиля можно также увидеть в лентах «Бонни и Клайд», «Красотка», «С широко закрытыми глазами» и «Американский психопат».
Кадр из фильма Основной инстинкт (Пол Верхвоен, 1990)
Жан-Поль Готье
Одним из самых экстравагантных модельеров, активно работающих в кино, является Жан-Поль Готье. В 80-90-е годы он плодотворно сотрудничал с ключевыми визионерами европейского кино, в том числе с Питером Гринуэйем в фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник», Педро Альмодоваром в «Кике» и Жан-Пьером Жене в «Городе потерянных детей».
Кадр из фильма Город потерянных детей (Жан-Пьер Жене, 1995)
Непревзойденной по степени эксцентричности работой Готье в кино остается футуристический гардероб героев «Пятого элемента» Люка Бессона. Вряд ли вы где-нибудь еще видели что-то более безумное и одновременно простое, чем наряд из бинтов Милы Йовович.