Главная / Профессия / ​10 самых молодых дебютантов в истории кино

​10 самых молодых дебютантов в истории кино


Сергей Эйзенштейн
Возраст: 26 лет
Дебют: «Стачка» (1924)
Уже в своем первом полнометражном фильме Сергей Эйзенштейн провозгласил наступление новой эры – эры «революционного авангарда» – в отечественном кино. Режиссер отказался от традиционной драматургии, повествовательный монтаж заменил «монтажом аттракционов», таланту актеров противопоставил выразительность типажей, а агитационному посылу предал поэтическую форму. За «Стачкой» менее чем через год последует «Броненосец “Потемкин”», за которым закрепится слава величайшего пропагандистского фильма.

Орсон Уэллс
Возраст: 26 лет
Дебют: «Гражданин Кейн» (1941)
Дебютная работа Орсона Уэллса на протяжении десятилетий удерживала звание «лучшего фильма всех времен и народов». Молодой и полный амбиций режиссер снял не просто украшенную кинематографическими находками сатиру на мир большого капитала, но создал современную высокую трагедию, в которой утвердил принципиальную непостижимость человеческой природы. Уэллс дожил до 70 лет и поставил несколько десятков выдающихся картин, ни одна из которых правда не дотянула до уровня дебютного шедевра. Не зря сам режиссер с горечью говорил о своем творческом пути: «Я начал на вершине, с которой постепенно спускался».


Луи Маль
Возраст: 24 года
Дебют: «Одиссея Жака Кусто: Мир тишины» (1956)
Для того чтобы снять свою дебютную картину, Луи Маль в течение двух лет путешествовал вместе Жак-Ивом Кусто, исследуя дно Мирового океана. Применив одним из первых подводную съемку, режиссер заслужил награду премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Более того вплоть до начала 2000-х годов «Одиссея» оставалась единственной документальной лентой, удостоенной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.


Бернардо Бертолуччи
Возраст: 22 года
Дебют: «Костлявая кума» (1962)
Будущий автор «Конформиста» и «Последнего танго в Париже» начинал режиссерский путь левацким, подчеркнуто антимассовым кино. Первая же работа «Костлявая кума», на грани реальности и безумия исследующая жестокую жизнь городского дна, принесла Бертолуччи признание мировой кинокритики.


Райнер Вернер Фассбиндер
Возраст: 24 года
Дебют: «Любовь холоднее смерти» (1969)
Снятый всего за несколько дней новаторский дебют Райнера Вернера Фассбиндера был осмеян критикой и проигнорирован зрителем. Тем не менее, подобная реакция нисколько не смутила режиссера – к концу того же года он выпустит еще две картины и завоюет-таки признание лидера «нового немецкого кино».  В дальнейшем Фассбиндер сохранит рекордные темпы работы – всего за 13 лет он создаст 40 фильмов и один сериал.


Стивен Спилберг
Возраст: 25 лет
Дебют: «Дуэль» (1971)
Дебютный «маленький шедевр» будущего «магистра коммерческого кино» Стивена Спилберга был снят для телевидения буквально за копейки и всего за 13 дней. Простую историю о водителе, преследуемом грузовиком, молодой режиссер выполнил на грани остросюжетного триллера и философской притчи, благодаря чему получил признание как критиков, так и зрителей. Пройти мимо талантливого новичка продюсеры просто не могли – что было дальше, всем хорошо известно.


Сэм Рэйми
Возраст: 22 года
Дебют: «Зловещие мертвецы» (1981)
До того как заняться трилогией «Человек-паук» Сэм Рэйми был известен преимущественно как мастер жанра фильмов ужасов. В своей первой большой работе, снятой на деньги родителей и друзей, режиссер ловко соединил кровавые спецэффекты с изрядной долей черного юмора, благодаря чему утвердил эталон молодежного ужастика. Картина многократно окупилась и послужила началом целой серии фильмов о потусторонних силах зла.


Стивен Содерберг
Возраст: 26 лет
Дебют: «Секс, ложь и видео» (1989)
Дебют Стивена Содерберга, самого производительного режиссера современного Голливуда – за четверть века он снял более 30 картин – стал отправной точкой бума независимого кинопроизводства 90-х годов. Удостоенная «Золотой пальмовой ветви» Канн малобюджетная драма была разыграна на стыке эстетики кино и видео всего с четырьмя актерами в паре интерьеров.


Кевин Смит
Возраст: 24 года
Дебют: «Клерки» (1994)
Свою первую картину лидер современной независимой комедии Кевин Смит снимал по ночам в залах магазина, в котором днем работал продавцом. Бюджет фильма составили деньги, вырученные от продажи коллекции комиксов Смита, роли же исполняли друзья, а то и вовсе случайные прохожие. Картина, тем не менее, отхватила призы Каннского кинофестиваля и снискала любовь зрителей. Она же утвердила новый тип героя потерянного поколения – имбицилоподобных Джея и молчаливого Боба.


Ксавье Долан
Возраст: 20 лет
Дебют: «Я убил свою маму» (2009)
Сценарий своей дебютной полуавтобиографической картины канадский вундеркинд Ксавье Долан написал в 16 лет. Вышедшая спустя четыре года картина подкупила жюри Каннского кинофестиваля обаянием юношеского максимализма и эгоманией молодого автора, позволяющего увидеть на экране проблемы подростка глазами самого подростка. С тех пор Долан снимает по картине в год, закрепляя за собой статус любимца фестивальной публики.